Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Пантеон Триада Астарты. Древний Вавилон

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1
Триада Астарты. Древний Вавилон

В европейском христианском мире Троицу или триаду привыкли ассоциировать с христианской символикой — Бог-Отец, Бог — сын и Святой дух. Однако идея троичности божества встречается задолго до того, как христианские теологи основали догмат о Троице и даже задолго до появления Евангелия или Ветхого Завета. Так, в индуизме существовало предание о трёх Богах, или тримурти-Брахме (или Браме), Вишну и Шиве, а так же учение о трёх гуннах, составляющих Бытие. На кельтских крестах изображена фигура, похожая на треугольник. У многих народов была идея трёхмирья. Существовало три мира — нижний, срединный и верхний. При этом верхний мир служил обиталищем Богов или высоких сущностей, в срединном мире обитали люди, а в нижнем мире обитали души мёртвых.

Тут надо сделать несколько оговорок. Дело в том, что идея нижнего мира, как ада, где мучаются грешники и обитают демоны, возникла сравнительно поздно и связана она с тем, что христианство, будучи первоначально религией свободы, религией низших народных масс, в 4 веке становится государственной религией и теряет свой пафос свободы. Христос — Искупитель Евангелия, который оправдывает блудниц и является вождём сирых и угнетенных, уступает место Христу — Пантакратору, Христу страшного суда, который сурово карает грешников и отправляет неверных в ад на вечные муки. Связано это с чисто политическими причинами — Добрый Пастырь Евангелия, который был востребован в 1, 2 века нашей эры, на заре христианской эпохи, среди огромной массы обездоленных римской империи эпохи её упадка, оказывается абсолютно не нужен Константину, который сделал христианство официальной религией империи.

Такой бог всех прощает, утешает и делает абсолютно не возможной вертикальную систему власти, когда вышестоящие спускают приказ нижестоящим — ведь основной пафос раннего христианства заключался в идее о том, что Господь избрал слабое, чтобы побороть сильное. Но придворные теологи быстро нашли решение этой проблемы — они создали идею о том, что лишь немногие спасутся и создали миф о том, как Мария Египетская, будучи проституткой, не была допущена Христом в храм (хотя именно блудницу спасает Христос в евангельской притче о грешнице). Таким образом, естественно создаётся предпосылка для идеи ада, куда попадут нечестивые души, хотя идея ада в Евангелие крайне слаба. С тех про нижний мир считается обиталищем грешников и демонов. Однако так было не всегда. В самых архаических мифологиях нижний мир был обителью мёртвых, но не как не адом. Напротив — нижний мир считался обителью мудрецов и мудрых богов.

Так славянский Велес (Волос) обитает именно в мире мёртвых, подземном мире — а это бог мудрости и магии. Именно в нижний мир спускается герой Катха-Упанишады и узнаёт от его царя, бога смерти Ямы, тайны вечного перерождения душ (сансары) и выхода из неё. Он обретает тайну бессмертия и вечного счастья. Таким образом, владыка царства мертвых оказывается так же и владыкой мудрости. Это видно и в японской культуре, где предки после смерти становятся Богами. По преданиям древних народов смерть и рождение крайне связаны. В древних ритуалах человека сначала ритуально убивали, или подвергали реальным мучениям, прежде, чем он вступал во взрослую жизнь. Умирал ребёнок и рождался взрослый человек. Эта идея смерти старого и рождения нового перешла впоследствии в древние мистерии, особые посвятительные культы, пройдя которые люди приобретали особую близость к Богам. Этот культ нашёл своё воплощение и в христианстве, в догмате об умирающем и воскресающем Христе — Христос умер как человек и явился своим ученикам, как Бог. Но не будем особо углубляться в историю христианства — вполне возможно я к ней ещё вернусь, раз уж речь зашла о троице.

Итак, ошибочно было бы думать, что троица появилась только с приходом Христианства — тем более, что в Евангелии, основополагающем документе Нового Завета, этот вопрос освящён крайне неоднозначно и без чётких формулировок. Следует помнить, что христианство появилось в результате культурного синтеза, который происходил на территории древнего Рима накануне его появления. В синтезе этом причудливым образом смешались персидская, вавилонская, египетская и многие другие культуры. Самой древней из них была культура Вавилонского царства. Там мы и будем искать истоки триады (использую это слово, чтобы отличать троичность христианства от троичности других культур и не оскорблять чувства верующих). Итак, что же мы видим в Вавилоне? А видим мы там один из самых архаичных культов — культ Богини-Матери, выраженный в образе Иштар-Астарты. Эта древняя богиня очень сильно отличается от привычного нам образа женственности.

Если в нашем, европейском христианском мире, мы видим образ женственности, как воплощение качеств Девы Марии или Богородицы – уступчивость, податливость, забота о детях, покорность высшей воле, то Астарта – Иштар являет собой этому полную противоположность. Это сильная волевая женщина, способная одним взглядом уничтожить своих врагов, которая не гнушается вступить в битву сама. Иштар нередко изображают в виде наездницы, стреляющей из лука со спины коня. В привычной нам, классической греческой культуре это находит свой аналог в образе Амазонок — бесстрашных дев воительниц, с которыми сражались древнегреческие герои. Инанна, одно из воплощений Иштар, буквально вламывается в царство мёртвых, которым правит её сестра, богиня Эрешкигаль, и требует, чтобы та пустила её — иначе она выпустит всех мертвецов на волю. Когда же она покидает царство мёртвых, и боги её спасают, демоны требуют от неё, чтобы она нашла себе замену. И когда она не находит подходящей кандидатуры, чтобы не оставить демонов Эрешкигаль без платы, она ссылает в царство теней своего мужа, Тамузи, который не оказал ей должного почтения.


В мифе же о Гильгамеше она получает от главного героя такую отповедь своей любви: «Ты любила такого-то и он стал деревом, ты любила такого-то и он стал оленем». Таким образом, Иштар — Астарта — это совершенно другой тип женственности — страстный, властный, опьяненный страстью и рушащий всё на своём пути, сам не контролирующий себя. Это первозданное буйство стихии — первозданная сила творения, которая может как созидать, так и разрушать, природа во всей своей полноте и дикости. Это мистический поток, который даёт силу, но который совершенно невозможно контролировать. О том, что Иштар-Астарта связана с древними культами Богини матери (которой она и является) свидетельствует то, что её изображали трёх головой. Связано это было с тем, что Астарта управляла тремя планетами — Марсом, Венерой и Луной.

Начну свой разбор, пожалуй, с Луны и Венеры — именно от них, по мнению астрологов, Марс получает энергию. Луна-это подсознание, неосознанные фантазии и интуиция. Они олицетворяют глубинные слои психики, женскую изначальную сущность — интуицию, материнство. В восточной астрологии Луна отвечает за эмоциональность, спокойствие, дружелюбие. Но она же — источник неконтролируемого гнева, раздражительности, психических заболеваний. Луна связана с водой, а вода — это символ бессознательного первобытного хаоса. В вавилонской мифологии это богиня Теомат — дракон или змей, покровительница изначального хаоса, которую убивает Мардук, бог порядка. Возможно, убийство Теамат, которая связана с Луной через водную стихию, Мардуком означает смену эпохи Луны эпохой Марса, который традиционно является мужской планетой — впрочем я не могу судить об этом с высокой степенью достоверности, так как не компетентен в этом вопросе.
Луна связана с водой и женственностью не только в вавилонской мифологии. Так, богиня Изида была покровительницей вод и связана со змеёй. Когда Изиде понадобилось узнать тайное имя бога Солнца Ра (а по магическим представлениям кто знает Имя тот имеет власть над его хозяином) она подослала к нему змею, которая ужалила его. Болезнь была столь опасна, что Ра вынужден был сказать Изиде своё тайное имя. Нечто подобное мы видим и в русском сказании о Петре и Февронии: князь бивает Змея, но, стоя в его крови, смертельно заболевает. Он, однако, находит девушку, которая владеет даром врачевания, и она соглашается его исцелить, но с одним условием — он возьмёт её в жёны. Такое поведение не вполне характерно для христианства, особенно для Нового Завета.
В Евангелии женщина, как правило, кроткая и заботливая, но она никогда не прекословит мужчинам. Святая женщина в Православии может истязать свою плоть, постится, совершать аскетические подвиги, но никогда не ослушивается своего мужа! Исключение составляет Святая Ольга, погубившая сотни древлянских мужчин — но у неё был мотив (далекий, однако, от евангельской морали) месть за своего мужа, то есть действовала она не по своей инициативе, а исходя из родовых (опять таки же — не христианских) представлений. Очевидно, что поступок Февронии — это память о тех временах, когда Астарта была уважаемой богиней и женщины правили обществом. Астарта не ждёт мужчину, который ее полюбит — она сама предлагает свою любовь и мстит тому, кто её не принял. Венера Астарты — это буйство чувств, танец под музыку, вводящую в транс, неистовое пение. Это сильная, всепожирающая страсть. То, что способно вознести на вершины блаженства, но может и убить (вспомните, что рассказывает о возлюбленных Астарты Гильгамешь). Интуиция Луны, в сочетании с жестокостью Марса дарует Астарте внезапные, спонтанные волевые решения, которые меняют судьбу целых народов. Луна и Венера дают ей женственность, которая помогает ей взращивать всходы, заботиться о потомстве — и в этом она напоминает Марию. Но Марс, которым она управляет, символизирует её стремление вести войну и возглавлять войско, быть в самой гуще битвы.



Любовь Марии — это кротость, всепрощение, доброта, нежность. Богородица защищает от всех напастей и бед. Любовь Астарты — это неистовство, опьянённость любовью, доходящая до безумия. Если любовь Марии укрывает от бед, то любовь Астарты вызывает на битву, бросает в самую гущу событий. Нежная и кроткая Мария заботится о своём престарелом муже Иосифе, жертвует своей молодостью, чтобы прокормить старика, как того требует обычай. Астарта низвергает своего мужа в царство Эрешкигаль, богини мрака, за то, что он ей не поклонился. Астарта не соблюдает обычаи -она их устанавливает. Для неё нет законов, правил, норм. Её норма — это экстаз, безумие, ликующее чувство полёта, падение в бездну и взлёт на вершины. Мария вносит в мир покой и порядок — это добродетельная жена, послушная мужу, мать, любящая свое дитя и готовая всё ему простить. Астарта — это женщина-воительница, самодостаточная личность, этакая «бизнес леди» древнего мира — она будет делать то, что ей нравится, не смотря ни на что, а если муж станет заявлять свои «законные права» она отправит его в преисподнюю — прямиком к своей сестре Эрешкигаль, пусть та покажет, кто здесь хозяин (вернее хозяйка). Астарта по сути шаманка — она сама не контролирует свой экстаз, в котором она обретает силу, и никто не может совладать с этим экстазом. Астарта – сильная, волевая женщина, увлекающаяся и увлекающая всех своей страстью, способная намного лучше мужчин вести воины и давать пример женщинам, как воспитывать детей.

Поражение Теамат означало кое-что важное, как и разгадка Сизифом загадки сфинкса — поражение Великой Богини. Когда, на заре цивилизации, люди жили в непосредственной близости с природой, никто бы не рискнул полагаться на «здравый смысл», так как все понимали — невозможно угадать что принесёт завтра ветер с моря, что скрывается в чаще леса, что скрывает ночная темнота пустыни. Важен был экстаз, слияние с природой, опьянение «мировым вином», если выражается языком Бальмонта. Нужен был экстаз , чувства играли особую роль. Память была не так важна, так как хранила прошлое — важно было со всей интенсивностью пережить настоящее, прочувствовать его. Важно было выйти за рамки сознания и раствориться в бессознательном, сразиться с его демонами. Это было опасно, но это был единственный способ выжить. И женщины, как никто другой умели это делать.

Они были окружены почётом — они рожали детей, сохраняя племя, они сеяли злаки, они общались с Богами. Тогда племя управлялось обычаем, родственными связями — а ведь кто лучше женщины создаст семью. Но потом стали появляться города. В них родственные связи теряли своё значение — поэтому появились законы. Законы не терпят экстаза, они требуют логики — поэтому возросла роль памяти. Знать отдалилась от народа и стала строить роскошные дворцы — а чтобы их построить, надо было всё точно рассчитать, а это сущность мужского ума. Храбрость стала считаться мужским качеством — и это при том, что славянские и скифские девушки бились на- равне с юношами, а скандинавская мифология доносит до нас образы валькирий, дев воительниц, одна из которых и объясняет Зикфриду смысл Рун.

Однако вернёмся к разбору планет.

Итак, главными планетами Астарты были Марс, Венера и Луна. Начну с Марса.

Марс символизирует силу, решительность, физическую выносливость, воинские победы. Традиционно эта планета считается мужской, а её добродетель, мужество — мужским качеством. Но это не так. Из классических греко-римских мифов мы знаем об Амазонках, храбрых девах воительницах, устрашавших мужчин своей отвагой и даже свирепостью. Только такому великому герою как Геркулес (Геракл) под силу было одолеть их королеву -больше этого никто не мог. Так же мы знаем, что на Олимпе была богиня воительница — Афина Паллада. Это была очень храбрая женщина и не исключено, что имя Афина произошло от «Анат» — одного из имён Астарты. Афина всегда «играет по правилам», она не только справедливая воительница, но и устроительница ремёсел и наук — недаром жемчужина греческой учёности, город, Афины назван в её честь. Кстати интересно, что основатель этого города, Керкоп, был змиеподобный — вместо ног у него был змеиный хвост. Думаю, это не случайно — ведь Змея один из символов Богини матери. Я, к сожалению, не имею данных о связи Астарты с культом Змеи –однако, мы знаем, что со змеёй связана Изида, египетский вариант Богини Матери. Однажды она наслала на Ра, Бога Солнца болезнь, которую никто не мог излечить, подослав к нему змею. Взамен она потребовала тайное имя Ра — и стала почитаться как владеющая тайной воздействия на Бога Солнца. Таким образом, мы видим ещё один след Богини матери в греко-римской культуре.
У меня нет сомнений, что и Афина, и Арес (римск. Марс) — это олицетворения одного и того же воздействия планеты Марс, которым управляла Астарта. Но, ели использовать терминологию индийской астрологии, то Афина — это олицетворение Марса в благости, в то время как Арес — это Марс, в страсти или в невежестве. Поясню свою мысль — в восточной астрологии есть три уровня: Невежество (тамас), Страсть (раджас) и благость (сатва). Если переводить это на язык современного западного мифологического сознания, то тамас соответствует низшему состоянию духа -ад, раджас нашему земному миру, промежуточному состоянию, а сатва — высшему духовному состоянию — Раю. Таким образом, мы будем применять эти термины, так как они, на мой взгляд, глубже отражают соотношения между состояниями планет, чем классическая западная астрология. Итак, Афина — это сатва: она всегда воюет по правилам, защищает слабых, покровительствует труду и ремёслам. Арес же не обуздан — он разжигает воины, любит кровавые битвы, вселяет страх. Даже в битве за Трою Афина и Арес сражаются друг против друга. Но их противопоставления в греко-римской культуре отнюдь не значат, что они враги — так это сознавали греки, но не будем забывать, что многие божества пришли в Грецию и Рим с Востока.

Астарта — это храбрая воительница. Она опьяняется кровавыми жертвоприношениями, без пощады разит своих врагов, возглавляет воинство — но она же дарит плодородие полям и защиту от засухи и укоряет своего мужа Ваала за неправомерное убийство. Воинственная Астарта, которая впадает в ярость и крушит всё на своём пути — это Марс в невежестве. В этом своём воплощении она жестока, необузданна, полна ненависти и чем-то напоминает греческую Гекату или индийскую Кали. Кали так же способна уничтожить врагов и впадать в беспричинную ярость и уничтожать всё подряд — и даже её муж, великий Шива, еле может её укротить. Но есть у Астарты и другое воплощение — любящей матери — богини, дарующей земле плодородие — это уже сатва, благость. Она заточает своего мужа, Тамуза, как Иштар в ад — но она же его оттуда и освобождает. Это олицетворяет саму природу мира, как её понимали древние люди — Солнце и Луна сменяют друг друга, день то побеждает ночь, то наоборот. Силы холода и мрака то побеждают силы жизни, то проигрывают им в бою. Вообще основная черта архаических богов — это двойственность: если бога почитать и выстраивать с ним правильные взаимоотношения, то боги будут помогать и оберегать, а если их рассердить — боги могут уничтожить тебя, не зная пощады. Причём демонические силы могут помочь, если им правильно служить, а силы божественные – покарать, если отношения с ними выстроить неправильно. Таким образом, древнейшие верования не знают чёткого разделения на свет и тьму. Свои преимущества и недостатки есть и у ночи и у дня. И Астарта, которая ведёт свою родословную от древнейших архаических божеств и духов, наделена всеми этими качествами.

Но перейдём к Венере. Венера отвечает за красоту и женственность, за чувство изящного. Эта планета любви. Но эта не столько любовь в христианском смысле этого слова, всепрощение, принятие, кротость, сколько страсть, воинственная и необузданная. Если христианская любовь — это медленное и ровное горение свечи в храме, то любовь Иштар — это все сжигающий огонь. Любовь Иштар испепеляет и убивает — но это самое прекрасное, что может быть! Гильгамешь отверг Астарту именно потому, что предыдущие её возлюбленные либо умерли либо перестали быть людьми. Это символ. Любовь к Астарте воплощается в том, что человек полностью становится идентичным тому, что и кого он любит, полностью растворяется в любимом. Это растворение понималось последователями Астарты, как наивысший религиозный экстаз. Позднее, уже после победы христианства, эту мысль разовьют суфии — именно в суфизме появится идея всё сжигающей любви, очарованности красотой до такой степени, что любящий готов следовать за возлюбленной, как верный пёс и готов целовать прах по которому она прошла. Это всё наследие культа Астарты. Красота Астарты — это не спокойное созерцание — это раскаты грома, буря в пустыне, шторм в море. Это то изначальное буйство стихии, которое порождает и уничтожает жизнь, это смена дня и ночи, из которых и состоит природа.

Так же следует отметить, что Астарта изображается сидя на Львах — это не случайно. Дело в том, что в созвездии Льва Венера, Марс и Луна обретают те характеристики, которые наиболее присущи Астарте. Венера во Льве даёт активность, постоянство в сердечных чувствах. Луна же во Льве даёт откровенность, бурлящую силу, напор, Марс же во Льве даёт быстроту, решимость, напор. Всеми этими качествами Астарта владеет в совершенстве. Марс даёт ей воинственность, храбрость и смелость в принятии решений, Луна — огромную жизненную энергию, экстатичность, хорошо развитую интуицию, Венера — чувство красоты и изящество. Поклонники Астарты подчёркивали её несравненную красоту и привлекательность — впрочем от этой привлекательности вполне можно было умереть, так как страстность Астарты делает её любовь испепеляющей и уничтожающей. Созвездие Льва даёт всем этим силам следующие характеристики — страстность, открытость, умение вести за собой. Всё это как нельзя лучше характеризует Астарту. Так же следует отметить, что миф о том, что Астарта наслала на отвергшего её любовь Гильгамеша, огромного быка не случаен. Венера управляет Тельцом, а Луна в нём экзальтирует (гармонизуется). Луна в Тельце означает здоровое потомство, нежность и заботливость о детях, Венера же в Тельце означает любовь, глубокие чувства. Глубокая преданная любовь — это именно то, что характерно для жрецов Астарты — именно глубокая, преданная любовь к Богине была главной характеристикой этого культа. Позднее, через много веков, уже в эпоху Ислама, преданная и верная любовь, до самозабвения, полного растворения в любимом, станет одним из главных постулатов Суфизма — этой самой демократичной и терпимой ветви Ислама, основой которого станет безграничная, чистая и преданная любовь — как к Богу так и к Возлюбленной. Таким образом, мы видим, что Триада Вавилона была одной из самых древних и влиятельных. Она оказала влияние на развитие мировой мысли как в религии, так и в поэзии и астрологии. Именно она впоследствии вдохновит христианских теологов на создание догмата Троицы, но прежде мир увидит несколько других Триад, не менее значимых для мысли народов мира.

По материалам сети