Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Теория Процесс умирания (по материалам статьи З. С. Шанина)

Eugènia

муза
SolNoctis Team
Сообщения
1.237
Симпатии
385
#1
Процесс умирания (по материалам статьи З. С. Шанина)

Процесс умирания проходит по восьми ступеням последовательного растворения грубых форм в более тонких и тончайших: материя, чувства, восприятие, намерение, познание, психическое, тонкое и причинное и дух. Первые четыре ступени связаны с функционированием тела и составляющих его элементов. Вторые четыре ступени связаны с функционированием психики и сознания человека. Если во время жизни каждый человек учится владеть своим телом, чувствами, процессами восприятия и намерения (воли), то каждая последующая ступень становится все более трудноуловима и трудна для контролирования, что требует длительной и систематической практики наблюдения. Буддийская практика медитации высших ступеней тантры повторяет процессы умирания, но без непосредственной смерти. Таким образом, практик постоянно учится распознавать и контролировать различные уровни ума.

Различаются четыре стадии умирания тела.

Первая стадия процесса умирания — растворение формы или материи. «Ветер» (энергия) элемента земли растворяется в центральном канале, и тогда начинает превалировать элемент воды. Внешние признаки состоят в том, что тело теряет физическую силу, сияние, становится тяжелым, зрение теряет ясность и замутняется. Внутренние знаки —«видения, подобные миражам»: сияющие образы водной глади, похожие на миражи в пустыне в жаркий день.

Вторая стадия: растворение чувственной ступени. Элемент воды растворяется в элементе огня. Внешние признаки: угасают ощущения и умственное восприятие, высыхают телесные жидкости (например, становится сухим язык), человек больше не слышит внешних звуков, внутренние звуки (звон в ушах) становятся тише. Внутренние признаки: «образы, похожие на дым».

Третья стадия: растворение восприятия или различения. Элемент огня растворяется в элементе ветра. Внешние признаки: человек не узнаёт объекты, тело теряет тепло, дыхание слабо и поверхностно. Внутренние признаки: видения светлячков, будто перед внутренним взором проносятся искры, летящие от костра.
Четвёртая стадия: растворение намерений. Внешние признаки: человек не может двигаться, не может вспомнить своих действий и их целей, остановка дыхания, язык распухает и синеет, человек не может говорить. Внутренние признаки: «видения огня масляной лампы» — устойчивый, ясный яркий свет. На этой стадии считается, что тело умерло.

Также различаются четыре стадии умирания ума.

Первая стадия: растворение плотного (грубого) ума и соответствующего «ветра» энергии, поддерживающего плотный ум. Не остаётся концептуализации, обычного ума. «...После того как последний из плотного ума умирает и возникает первый тонкий ум, человек переживает состояние, называемое "белый свет". Говорят, что это очень яркий, сияющий белый свет, похожий на свет сияющей полной луны в ясную осеннюю ночь» [27]. Белая капля или бодхичитта, удерживаемая во время жизни в макушечной чакре посредством узлов на центральном канале, освобождается и опускается в нерушимую каплю в сердечной чакре.

Вторая стадия: растворение тонкого ума и его ветра. Эту стадию сопровождают видения ярчайшего света, похожие на солнечный свет во время ясного осеннего утра. Растворяются ветра, поддерживающие жизнь, в результате чего высвобождается красная капля, находящаяся в пупочном центре, и также поднимается в сердечный центр к нерушимой капле. Когда красная капля достигает нерушимую каплю, возникают видения красного света.

Третья стадия: растворение тонкого ума красного света и возникновение еще более тонкого ума черного света. Здесь угасает сознание. Белая и красная капли окружают неразрушимую каплю, тем самым отсекая всякое сознание и энергии. Данное состояние переживается как абсолютная темнота ночи без единого источника света. Происходит растворение «нерушимой капли этой жизни» — набора впечатлений, мировоззрения, опыта и знаний, собранных в этой жизни. До растворения «нерушимой капли этой жизни» все процессы познания окрашиваются, проходят через призму мировоззрения и опыта, собранного в пределах одной жизни. Так, христианин может видеть святых или Христа, буддист ощутит «белый свет» как тип пустоты и т. д.

Четвертая стадия: белая и красная капли, продолжая движение, открывают или высвобождают нерушимую каплю. В этот период возникает невероятно ясное и сияющее сознание, похожее на яркое сияющее небо, на котором нет ни пятнышка. Это очень тонкий ум ясного света, который поддерживается очень тонким ветром. «Это причинное тело, или окончательный духовный ум и энергия, дхармакайя. Здесь вечная нерушимая капля заканчивает текущую жизнь, сознание угасает, и душа, вечная нерушимая капля, переходит к бардо, или промежуточному состоянию, после которого она родится вновь. Белая капля продолжает опускаться и появляется как капля семенной жидкости, выступающая из полового органа, а красная капля продолжает подниматься и появляется как капля крови из носа. Смерть наступила, тело можно хоронить» [27]. На восьмой стадии возникает прямое познание реальности в виде Ясного Света.

Переживания в Бардо

Дхармакайя (божественная природа, Ясный Свет). В состоянии Ясного Света обычный человек, незнакомый с этим «экстатическим состоянием не-эго [причинного] сознания», не может действовать, так как оно очень тонко и сложно для распознавания и легко закрывается карми-чески обусловленными личными мыслями, личным бытием. В результате сознание отпадает от состояния Ясного Света.

Самбхогакайя (область архитепического). В этом состоянии происходят видения архитепи-ческих образов: богов и богинь, даков и дакини, как в милостивых, так и в гневливых ипостасях. Чем больше времени проходит с момента смерти, тем более устрашающие формы приобретают видения.
Сипа Бардо (новое рождение). Если не были распознаны предыдущие этапы, душа возвращается к физической реальности. Подробно о представлениях традиционной тибетской медицины о процессах зачатия, развития и строения тонко-энергетического и физического тел см. [28], [29].
К. Робинсон (с. 179—181) выявил некоторые сходства и различия в понимании околосмертных состояний в буддизме и современной медицине.

Сходные элементы:
  1. Видения света. Это наиболее распространенные свидетельства людей, переживших околосмертные состояния, также совпадают с тибетским учением Бардо. Согласно традиции Ньи-ингма-па свет сопровождает все три стадии Бардо: ослепительно-белый свет истинной природы сознания; пять цветов, коррелирующих с пятью аспектами мудрости; менее яркие проявления шести форм существования в приближающемся перерождении.
2. Быстрый обзор всей жизни также фигурирует как в медицинских, так и в тибетских источниках.
3. Совпадают данные об ощущении выхода их тела.

Укажем на расхождение между медицинскими отчётами и тибетским учением об умирании:
  1. Кармические переживания наиболее хороших и наиболее плохих поступков во время жизни. По данным К. Робинсона, нет медицинских свидетельств подобного.
2. Пугающие переживания, которые должны быть согласно Тибетской книге мёртвых, не описываются в медицинских отчётах.
К. Робинсон, исследуя медицинский и буддийский подходы к умиранию, отмечает, что описанные в Тибетской книге мёртвых милостивые и гневливые божества, которые являются умирающему в промежуточном состоянии Бардо, есть культурно обусловленный фактор религиозной традиции Бон. Ключевая особенность данной традиции — учение об иллюзорности этих видений, являющихся проекцией разума умирающего. Неспособность распознать иллюзию кармически определена предыдущим опытом и ведёт к новому перерождению, в то время как видения в состоянии Бардо являются иллюзией, само сознание, которое их порождает, реально.
Хотя буддисты не отрицают связи мозга и сознания, они выделяют такие структуры сознания, которые не связаны с их материальным носителем, и, следовательно, неразрушимы. Такой структурой является наивысший уровень сознание — Сознание Ясного Света.

Обобщающие итоги и оценки. Современные исследования еще далеки от возможности однозначного понимания обозначенных нами проблем. Необходимо учитывать то, что данные исследования находятся на стыке нескольких культур и традиций мироописания, в научных кругах присутствует откровенная предубеждённость по отношению к традиционным знаниям и верованиям, радикально отличаются языки научного и традиционного миропонимания. Однако подобные исследования не только возможны, но и целесообразны. Центральным вопросом, на наш взгляд, является вопрос о статусе сознания. Безусловно, нельзя отрицать того, что сознание связано с телесным мозгом. Сейчас активно накапливается научный материал по вопросам функционирования мозга, ведутся работы по созданию искусственных систем, имитирующих деятельность мозга, — проект обратного конструирования мозга, проводятся эксперименты с созданием искусственной памяти [30], [31]. В России объявлен амбициозный проект «Аватар-2045 » по созданию искусственного тела, куда будет перенесено сознание.

Рассмотрим сознание с точки зрения медитации. К. Робинсон приводит некоторые свидетельства о медитативном опыте: «Высокочтимый бирманский монах и учитель медитации МаЬВэ!
(1904—1982) пишет, что во время медитации человек встречается со своими близкими и иногда "видит" деревья, леса, холмы, горы, сады и здания. Далее он говорит, что эти видения — не что иное, как "порождения воображения", и как не стоит ими наслаждаться, так и не стоит бояться их, ибо они нереальны. Однако разум, который видит их, реален» (с. 179). Во время медитации практик может ощущать изменения веса и размеров тела, видения света, пейзажей, людей и геометрических фигур, ощущать ароматы или «слышать» музыку или голоса. К. Робинсон отмечает, что верующие люди могут трактовать подобные явления как мистические, т. е. как взаимодействие с предельной реальностью. Однако для буддистов это является свидетельством сосредоточенности сознания и представляет собой всего лишь «порождения их собственного сознания» (с. 179). Такой подход коррелирует с попытками нейробиологического объяснения мистических опытов

[32]. Однако остаётся вопрос о статусе тончайших структур сознания, таких как Ум Ясного Света.
В традиционных воззрениях тело имеет два уровня организации: тело физическое и тело тонко-энергетическое. Тонко-энергетическое тело может контролироваться сознательно, через практику физических и дыхательных упражнений, визуализации. Формула, проходящая сквозной нитью через все восточные духовные практики (даосизм, буддийская тантра, йога и др.), следующая: «Там, где сознание — там и энергия», т. е. куда направлено внимание — там находится тонкая энергия. Продолжительная практика работы с тонко-энергетической структурой через воображение и визуализацию ведёт, согласно духовным традициям, к изменениям в физическом теле и сознании человека, например, см.
[33], [34], [35], [36].
Духовные практики направлены на снятие субъект-объектных отношений Человек — Мир. Общей чертой обозначенных выше традиций является отказ от эгоструктур.
Примечания
  1. Кастанеда К. Комментарий Карлоса Кастане-ды по случаю тридцатилетней годовщины первого издания книги «Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки» // Лекции и интервью. М.: ООО Изд. дом «София», 2005. С. 31-43.
2. Керзин Б. Буддийское видение смерти и бардо. youtube.com. [В Интернете] 10.09.2012. [Цитировано: 19.09.2013 г.]. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=exZUnCjZpuU.
3. Тибетская книга мертвых. М.: Азбука, 2009.
4. Далай-лама. Диалог с учеными о старости и смерти. Часть 1. youtube.com. [В Интернете] 22.07.2013. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: https: // www.youtube.com/ watch? v=4mVgywsk_Bw.
5. Далай-лама. Диалог с учеными о старости и смерти. Часть 2. youtube.com. [В Интернете] 05.08.2013. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: https: / / www.youtube.com/watch?v=9pgHCYMmi9I.
6. Walsh R. Initial Meditative Experiences Part I // Journal of Transpersonal Psychology 9:151-192, 1977.
7. Walsh R. Initial Meditative Experiences: Part II / / Journal of Transpersonal Psychology 10:1-28, 1978.
8. Уолш P. Пути за пределы «Эго». М.: Открытый Мир, 2006.
9. Davidson R. и Lutz A. "Buddha's Brain: Neuroplasticity and Meditation [In the Spotlight]". IEEE Signal Processing Magazine 25 (1): 176-174. 2008.
10. Davidson R. Spirituality and Medicine: Science and Practice // Annals of Family Medicine. 2008. September; 6(5): 388-389.
11. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддийский подходы // Религиоведение. 2007. № 3. С. 174. Далее ссылки на страницы этого издания будут даваться в крупных скобках.
12. Ценшаб Сержонг Ринпоче. Внетелесные состояния в буддизме / пер. и ред.: Александр Берзин и Шарпа Тулку, 1976 год. Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http: // www.berzinarchives.com/web/ ru/archives/approaching_buddhism/introduction/ extra_bodily_states.html.
13. Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога сна и сновидений / под ред. Марка Далби «Карма Йеше Палдрон», Фонд буддийских изданий и переводов. СПб., 1999.
14. Laszlo E. Science and the Akashic Field.: Inner Traditions Rochester, Vermont, 2004. Р. 41-44.
15. Берзин А. Портрет Ценшаба Серконга Ринпо-че. Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина. [В Интернете] Библиотека Берзина, 1998 г. [Цитировано: 19.09.2013.]. URL: http://www.berzinarchives.com/ web/ru/ archives/ appro a ch in g_ buddhism/ teachers/ tsenzhab_serkong_rinpoche/ a_portrait_of_tsenzhab_serkong_rinpoche/part_5.html.
16. Блаватская E. Из пещер и дебрей Индостана. М.: Эксмо, 2010.
17. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М.: София, 2008.
18. Пансадховака сутта: Старатель. АН 3.100 (i-x). Перевод SV. Тхеравада.ру. [В Интернете] 10.10.2009. [Цитировано: 19.09.2013]. URL: http:// www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/ an3_100(i-x)-pansadhovaka-sutta-sv.htm.
А. И. Балог. Место социальной активности в структуре социокультурного потенциала молодежи
19. Йога-сутры патанджали / пер. с санскрита, предисл. и коммент. Б. Загуменнова // Ступени. 1991. № 1-3; 1992. № 1.
20. Козлов В. В. Трансперсональная психология: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.
21. Гроф С. Четвёртая сила Абрахама Маслоу // Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы / пер. с англ. С. Офертас, А. Киселёв. М.: Ганга, 2013. С. 14-32.
22. Harner Michael. The Way of the Shaman: A Guide to Power and Healing. N.Y.: Harper & Row Publishers, 1980.
23. Grof S. Ervin Laszlo's Akashic Field and the Dilemmas of Modern Consciousness Research // World Futures: The Journal of General Evolution, 2006. Vol. 62. P. 86-102(17).
24. Гроф С. Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы. М.: Ганга, 2013.
25. Гроф С. и Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. М.: Беловодье, 2010.
26. Керзин Б. Тонкая энергетическая система в пределах грубого физического тела. youtube.com. [В Интернете] 11.09.2012. [Цитировано: 19.09.2013.] URL: https: //www. youtube.com/ watch?feature=player_embedded&v=3nE4AA25z04.
27. Уилбер К. Смерть, перерождение и медитация. integralportal.ru. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.integralportal.ru/ docs/DOC-1773.
28. Базарон Э. Г. и Асеева Т. А. «Вайдурья-онбо»- трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1984.
29. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века [«Вайдурья-онбо» или «Голубой берилл»]. Альбом/Колл. авт. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
30. Scripps Research Institute Team Wrests Partial Control of a Memory.scripps.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013] URL: http://www.scripps.edu/ news/press/2012/20120322mayford.html.
31. Researchers show that memories reside in specific brain cells. mit.edu. [В Интернете] [Цитировано: 19.09.2013 г.]. URL: http://web.mit.edu/newsoffice/2012/ conjuring-memories-artificially-0322.html.
32. Малевич Т. Нейротеология: теории религии и наука о мозге. Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2012: № 1-2 (7-8). M., 2013. С. 62-83.
33. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть первая: Вопросы о простейшем / пер. Б. Б. Ви-ногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
34. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть вторая: Ось Духа / пер. Б. Б. Виногродского. М.: Изд. дом «Профит Стайл», 2007.
35. Чжунъюй А. Основы науки цигун / пер. Б. Ви-ногродского; Малое предприятие Научно-практический центр нетрадиционных методов оздоровления, 1992.
36. Чиа М. и Эллибрант Д. Исцеление космосом II - Даосская космология и вселенские исцеляющие связи. М.: Гелиос; София, 2003.