Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Таро Младшие арканы в структуре системы таро (по Г. Бедненко)

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
592
#1
Младшие арканы системы Таро – придворные и числовые карты – визуально сходны с обычной игральной колодой, разве что фигурных карт здесь больше, кроме валетов (Пажей) присутствуют и Рыцари. Функция игры для младших карт, безусловно, была первичной. Полагают, что предшественниками европейских игральных карт были китайские «денежные карты», имевшие четыре масти (или степени): монеты, шнуры монет, тысячи шнуров монет и десятки тысяч шнуров монет, а кроме того – три портретные карты «Старая тысяча», «Красный цветок» и «Белый цветок». Дальнейшее развитие игральных карт исследователями связывается с существованием государства тюрков-сельджуков и Монгольской империи, откуда они были занесены в Индию, Персию и даже Египет.

Известно, что в XIV–XV веках в исламской среде Египта и Испании использовалась игральная колода из пятидесяти двух карт с мастями мечей, клюшек для поло, чаш и монет, достоинством от единицы до десятки и тремя придворными картами: маликом («владыкой»), наибом («наместником» или «заместителем») и тани-наибом («вторым наместником» или «младшим наместником»). Все эти карты, в соответствии с религиозными запретами, не имели изображений человека. Слово «наиб» постепенно стало ассоциироваться с игральными картами в целом. Первоначально так и назывались карты в Испании (naipes) и в Италии (naibbe или naibi). В христианскую Европу игральные карты попали через мавританскую (исламскую) Испанию или, как полагают, в результате Крестовых походов.

В 1377–1379 годах записи об игре в карты внезапно появились в летописях многих городов Западной Европы, где они описывались как «недавно завезенная» или «новая» игра (М. Грир). Европейцы видоизменили дизайн и смысл заимствованных карт. Придворные обзавелись портретами представителей феодальной иерархии: появился король на троне, рыцарь на коне и пеший солдат или слуга. Королев тогда еще не существовало: чуть позже, во Франции, они пришли в игральные карты на смену Рыцарям. Другими стали названия мастей: «клюшки для поло», «спорт царей» превратились в жезлы, символ легитимной чиновничьей власти или «дубинки» (палицы).

Итальянская традиция игральных карт отметилась появлением старших, или символических, карт – триумфов. Триумфы (или trionfi) – аллегорические изображения добродетелей, божественных или дьявольских сил, иных значимых персонажей для мировоззрения эпохи Возрождения[1]. Карты также использовались для игры.

Известный исследователь истории Таро Том Литтл пишет: «В игре таро дворцовые карты стоят много, если их взять, но не очень сильны в игре (любой козырь бьет их). В обычном круге игры разыгрывается история особ королевских кровей, пытающихся избежать участи жертвы Любви, Смерти, Папы и прочих опасностей средневековой жизни. Короли получаются трусоватыми задирами, поскольку вступают в игру рано, рассчитывая на то, что захватят младшие карты своей масти, до того как в игру вступят козыри. Если их не сыграть как можно раньше, они останутся в руке игрока – выходить небезопасно – до последнего круга, когда им приходится ложиться на стол, обычно (если у выигравшего игрока есть умение и стиль) чтобы попасть в плен к Магу, самому младшему из козырей, шарлатану и фигляру. Какое унижение и какая назидательная участь для трусливого короля или королевы, у которых нет больше подчиненных, чтобы безнаказанно задирать их» (Грир М., Литтл Т. Игра в Таро).

Масти Придворных и Числовых карт

Четыре карточные масти соотносились, по мнению Дж. Кемпбелла, с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство (через ассоциацию с чашей для причастия), монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг. Придворные карты Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначают четыре ранга аристократии в порядке возрастания власти.
В дальнейшем названия мастей стали называться очень по-разному: были розы, желуди, колокола и прочие, пока в результате развития гравюрного дела и распространения карточного печатания не утвердились фигурки червей, бубен, пик и треф. Игры в тарок пользовались большой популярностью в Европе, особенно во Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Фландрии. С переселенцами карты достигли и Северной Америки, где в какой-то момент родился Джокер, потомок «Шута» Таро.

Символические соответствия (магическая атрибутация)

Младшие карты – наиболее структурированная часть Таро, поэтому именно здесь, по нашему мнению, имеет смысл рассказать о магической атрибутации, или символических соответствиях. Это не будет пересказом мистических сочинений членов ордена Золотой Зари и их современных последователей: существует достаточно источников и литературы о каббалистических и астрологических соответствиях карт Таро, как осмысленных (в рамках магической или мистической работы), так и совершенно пустых и формальных. Мы возьмем из символических соответствий только то, что будет иметь значение для понимания структуры системы и ее смысла в психологической или социально-философской интерпретации.

Принципиальным будет первичное деление на два начала, мужское и женское. Мужскими стихиями считаются Огонь и Воздух, с которыми связаны масти Жезлов и Мечей. Женскими – Вода и Земля, соответствующие Чашам и Дискам (Пентаклям). При этом Огонь и Вода полагаются кардинальными, первичными стихиями, а Воздух и Земля – вторичными.
Деление на два начала отражается не только в мастях всех младших карт, но и в степенях Придворных:
Короли и Рыцари относятся к мужскому началу, а Королевы и Принцессы – к женскому. В традиции Уэйта, вразрез с принципами Золотой Зари, вместо Принцесс изображены Пажи, что нарушает равновесие системы, ослабляя эту степень. Следствием важности этих двух начал в Числовых картах будет то, что четные (женские) карты (2, 4, 6, 8, 10) будут более «естественными» в женских мастях, а нечетные (3, 5, 7, 9) – в мужских.

Вторичное деление – уже на четыре части – также будет значимо для Придворных карт.
Четыре масти соответствуют четырем стихиям, с которыми, в свою очередь, соотносятся и четыре степени. Так каждая карта этой части будет объединять в себе два стихийных начала в соответствии со своей мастью и со своей степенью. Жезлы дают стихию Огня, Чаши – Воды, Мечи – Воздуха, а Диски (Пентакли) – Земли. Пажи (Принцессы) соответствуют стихии Земли, Рыцари – Воздуха, Королевы – Воды, Короли – Огня.

Следовательно, Паж (Принцесса) Дисков будет представлен в стихийном выражении Землей Земли, Рыцарь Дисков – Воздухом Земли. Королева Дисков – Водой

Земли, Король Дисков – Огнем Земли. Паж Мечей – Землей Воздуха, Рыцарь Мечей – Воздухом Воздуха, Королева Мечей – Водой Воздуха, Король Мечей – Огнем Воздуха. Паж Чаш – Землей Воды, Рыцарь Чаш – Воздухом Воды, Королева Чаш – Водой Воды, Король Чаш – Огнем Воды. Паж Жезлов – Землей Огня, Рыцарь Жезлов – Воздухом Огня, Королева Жезлов – Водой Огня, Король Жезлов – Огнем Огня.


Здесь также можно учесть дружественность, враждебность или нейтральность стихий между собой: Огонь враждует с Водой, дружествен с Воздухом и нейтрален к Земле. Вода враждует с Огнем, дружественна к Земле и нейтральна к Воздуху. Воздух дружествен с Огнем, нейтрален к Воде и враждует с Землей. Земля дружественна с Водой, враждуете Воздухом и нейтральна к Огню.



[1] Толкование и способы работы со старшими картами были представлены в предыдущей книге автора: «Старшие арканы Таро. Теория и практика».


Г. Бедненко "Младшие арканы таро"