Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Eugènia

муза
SolNoctis Team
Сообщения
1.237
Симпатии
385
#1
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Метафорические ассоциативные карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.

Метафорические ассоциативные карты — это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Это инструмент бизнес-тренера и ведущего психологических групп, применяемый для «разогрева» группы, установления доверительных отношений между членами группы, для диагностики актуальных потребностей группы и как методика для групповой работы.

И вместе с тем, метафорические ассоциативные карты — это игра, вы которую в можете безопасно и с полным удовольствием играть с собственными и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными — игра без правил, но с тысячами способов играть в нее, и возможностью придумать тысяча первый!

При использовании в работе профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей, ведущих тренингов, метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

  • Ассоциативные карты интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
  • работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
  • метафорические карты помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;
  • метафорические карты — это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
  • ассоциативные карты помогают убрать защитные барьеры психики;
  • метафорические карты создают людям условия для самораскрытия и самопознания;
  • ассоциативные карты создают безопасную и комфортную обстановку для самораскрытия в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
  • метафорические ассоциативные карты могут использоваться в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру — при работе терапевт-клиент один на один.
 

Eugènia

муза
SolNoctis Team
Сообщения
1.237
Симпатии
385
#2
Во время консультаций психологу бывает очень сложно понять глубинные причины того, что привело человека к таким последствиям. Это связано с тем, что человек может находиться в депрессивном состоянии, ему сложно рассказать о своей проблеме или же ему кажется, что причина кроется в других вещах. Но, чтобы помочь человеку, психологу важно найти именно первопричины, чтобы оказать действенную помощь, а не только улучшить психическое состояние. В противном случае эта ситуация может повториться вновь. С этой целью, он пытается понять, что кроется в подсознании человека, но разобраться в этом бывает не просто.

В таких случаях на помощь приходят ассоциативные карты, которые являются эффективным действенным инструментом в работе психолога. Они были созданы в 1975 году канадским профессором искусствоведения Эли Романом, который хотел сделать искусство более доступным для людей, вынести его за границы картинной галереи. Первая колода карт получила название "ОН", что означает возглас удивления у людей, которые рассматривают эти изображения. В 1983 году Эли Роман показал эти карты Моритцу Эгитмейеру, который увидел, что их можно использовать в работе с пациентами, чтобы подтолкнуть их к разговору о себе. Эти карты переведены на многие языки и выпущено ещё 17 колод метафорических карт, которые могут использоваться как по отдельности, так и вместе с другими колодами, дополняя друг друга.

В отличие от гадальных карт типа Таро, которые имеют уже готовые описания, ассоциативные карты направлены на работу с образами, которые видит клиент, описывает, давая свою трактовку. При этом одна и та же карта у разных людей вызывает разные ассоциации. Да и в процессе работы описание первой карты может в конце работы измениться.

Работа с этими картами обращает клиента к его подсознанию, предлагая самому разобраться в происходящей ситуации. Психотерапевт в данном случае лишь направляет пациента, помогает ему придти к конечному результату: нахождению решения, которое поможет выйти из затруднительной ситуации. Если после обычной консультации клиент ещё долго обдумывает сказанное психологом, пытается осознать и прожить это, а заодно решиться на совершение изменений, которые ему рекомендовал произвести психолог, то в данном случае понимание причины, повлиявшей на возникновение проблемы, происходит во время работы с картами. Затрагивая пласты подсознания, карты также облегчают угнетённое состояние, так как показывают выход из создавшейся ситуации, который наиболее приемлем для клиента.

Регулярная работа с ассоциативными картами способствует раскрытию творческого потенциала у людей, а потому спектр их использования огромен. Они могут использоваться в работе психологами и психотерапевтами, как домашние игры с детьми, в бизнесе, преподавании и любой другой сфере жизни. Их применяют для решения следующих вопросов:

  • Создание положительной коммуникативной обстановки;
  • Развитие интереса к самопознанию и саморазвитию;
  • Развитие творческих способностей;
  • Уменьшение страха критики;
  • Личностный рост;
  • Преодоление кризиса и снятие угнетённых состояний;
  • Коррекция отношений и разрешения конфликтов;
  • Поиск ресурсного состояния;
  • Управление стрессом;
  • Диагностика и оценки представителей различных профессий и многое другое.
ОН-карты — один из проективных методов в психотерапии, позволяющий получить доступ к целостной картине собственного "Я" клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Они дают наглядную картину происходящего и позволяют избежать дополнительной ретравматизации клиента, создавая безопасный контекст для поиска решения. Они запускают внутренние процессы самоисцеления, помогая создать для клиента особую в последующем воплощающуюся в его жизни, реальность.
 

Eugènia

муза
SolNoctis Team
Сообщения
1.237
Симпатии
385
#3
Техники работы с метафорическими ассоциативными картами

Стандартная изначальная техника:

Человек вслепую вытягивает из колоды одну или несколько карт, и поразмыслив над ними отвечает на следующие вопросы:

Что изображено на карте?
Кто на карте – главный действующий герой?
Чем началась и как закончилась эта история?
Кто я на этой карте?
Что эта карта означает для меня?



Техника работы с открытыми картами «Визитка»
Разложить карты перед клиентом или группой в открытую, вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту-визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее вам или группе.

Дополнительные вопросы могут быть:

Есть ли среди оставшихся карт еще какая-то, которая дополнит твой рассказ о себе?

Если бы ты мог нарисовать на пустой карте что-либо, чего тебе не хватает для представления себя, то что бы это было?

Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство»
Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, «Я такая же верная, как эта собака».

Эту технику можно предложить группе (например, на этапе знакомства), где каждый участник вытягивает свою карту и рассказывает что-то о себе группе через сходство с изображением.

Можно сузить задачу, дать задание в рамках одной темы – на работе. Например, «на работе я злой, как эта змея».

Работа с картинкой и со словом на карте одновременно

При таком подходе включаются в работу сразу 2 полушария мозга, развиваются межполушарные связи.

Техника «Соотнесение со словом»
Предложить клиенту выбрать карточку-картинку, представляющую его проблему. Затем предложить выбрать словесную карточку, наиболее полно отражающую суть проблемы. Затем поставить клиенту задачу найти и описать связь между этими картами. Какую часть проблемы (представлена карточкой) выражает это слово? И какую – не выражает? И наоборот – что из написанного больше всего отражено на карте, а что – нет?

Замечено, что такой подход часто порождает напряжение, раздражение клиента, т.к. он чувствует себя открывающимся, менее защищенным. Поэтому более мягкий вариант этой техники –

Закрытый выбор слова и открытый выбор изображения, т.к. клиент выбирает картинку осознанно, а слово – наугад. Так снижается напряжение. Вопросы к клиенту при этом остаются теми же – о связи между словом и изображением.

Возможен ответ, что слово совсем не подходит к картинке. Этот ответ тоже принимается, ведь его надо аргументировать.

Можно предложить к открыто выбранной картинке подобрать несколько слов (в открытую или закрытую) – в какой степени по шкале от 1 до 10 подходят эти слова к проблеме?

Техника «Очеловечивание»
Здесь работает принцип отделения человека от проблемы, возможность клиента посмотреть на проблему со стороны

Попросите клиента выбрать карту, олицетворяющую его проблему. Дайте ему задание поговорить со своей проблемой, расспросить, как ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Что ее ослабляет и что усиливает? Чего проблема боится?

Другой подход – подойти к картинке как к мудрому советчику. «Что говорит тебе эта кошка/птица/окно и т.д. на картинке? Что она может и хочет сделать? А ты что можешь и хочешь сделать сейчас?» так клиент получает доступ к своим же собственным ресурсам.

Техника «Режиссура»
Пусть клиент срежиссирует ситуацию с помощью метафорических карт – убирает и добавляет персонажей, оживляет и озвучивает картинки, добавляет музыку. «Что бы ты сюда добавил?» и т.д. После всех изменений следует привязать это к реальности: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?», «Что ты можешь сделать, чтобы это произошло в твоей жизни?»

Техника «Зум»
Как на фотоаппарате – приближать и удалять изображение на карте. Пусть клиент выберет основную карту. Затем попросить его выбрать дополнительные карты (с картинками или словами) и разложить их вокруг основной на различном расстоянии – на том, которое отражает их реальную близость к центральной картинке. Так складывается целостная картина. Или наоборот – вокруг основной карты разложить ее более мелкие детали, ее составные части – на расстоянии по важности. Обязательно нужно обсудить, что скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что приносит, например, радость и удовольствие?

Техника «Очки»
Клиент выбирает карточку, символизирующую проблему. Теперь пусть посмотрит на нее с помощью разных очков. «Что об этом сказал бы твой папа? А что мама/ коллеги на работе/дети? Какое бы впечатление эта картинка произвела бы на них? Чье мнение ты хочешь узнать?»

Техника «Раскрашивание»
Клиент выбирает метафорическую карту, представляющую для него проблему. Скажите клиенту «Представьте, что эта картинка нарисована простым карандашом. Какими бы цветами вы ее раскрасили?». Об этом можно поговорить, а можно и не обсуждать: иногда достаточно просто увидеть ситуацию по-новому.

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами «Римский мост»
В основе техники – яркий образ арочного моста. Все получаемые от клиента карты раскладываем так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов» – справа. Все, что касается настоящего, – в середине. Настоящее поддерживается с одной стороны прошлым, а с другой – будущим. Жизнь представляется как надежная арка, где все взаимосвязано. Можно выстроить второй слой арки – информационно-энергетический, поддерживающий его внешнюю оболочку. Важно, чтобы к окончанию встречи у клиента выстроилась надежная структура, поддерживающая его уверенность в преодолении проблемы, дающая силы.

По пособию Кац Г., Мухаматулина Е. «Метафорические карты. Руководство для психолога»
 

Eugènia

муза
SolNoctis Team
Сообщения
1.237
Симпатии
385
#4
Несколько способов работы с метафорическими картами

И чего это лежит у меня в закромах? Пусть будет и вам полезным! А если есть еще способы, добавляйте, коллеги!

0. Твоё счастье.
Посмотрите на эти картинки. Подумайте, почему люди и существа на этих картинках - счастливы? Какая батарейка счастья у них есть? На чем основано их счастье - на каких ценностях? Приносит ли это счастье вам? Находите ли вы в этих ценностях отражение своего счастья? Если бы вас попросили нарисовать на пятой пустой карте воплощение вашего счастья, то что бы там было?

1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)
Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту - в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

2. Групповой рассказ
Задача по кругу рассказывать историю. Первый человек открывает карту и начинает рассказ, следующий человек берет следующую карту и продолжает рассказ. Важно – карты заранее не подсматривать.

3. 10 свойств
Определяете, над какой проблемой (целью, задачей) вы хотите поработать – придумать идеи решения, способы достижения и т.д. Вытягиваете карту. Описываете ее 10 свойств – цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи и т.д. А теперь придумываете для каждого свойства или характеристики, – каким способом ее можно использовать для решения вашей задачи.

4. Групповое генерирование идей
Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках. После того как каждый озвучит свою идею, а может быть даже не одну, следующий участник задает проблему.

5. Племя или Справедливый обмен
Первая вытянутая карта изображает сцену встречи с племенем (колода «Морена»), с тем, кто изображен (любая колода).
Что эти люди могут сказать друг другу? Что они хотят друг от друга? Могут ли они чему-нибудь научиться друг у друга?

6. Проекционная техника
Можно делать одному или с кем-то. Необходимо выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который вам кажется вы похоже больше всего. Выбрать – это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя. Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо получается, в чем ему нужна помощь и т.д. Все, что вы говорите от лица персонажа – это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все тоже самое, но от своего имени. Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

7. Подарки ко дню рождения
Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками. Те персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках как спусковые крючки, благодаря которым быстро возникают идеи.

8. Вопросы про отношения
Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.) Вытащите вслепую пять карт:
1. Что не работает в отношениях?
2. Что я приношу в отношения?
3. Что вторая сторона приносит в отношения?
4. Что работает в отношениях?
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

9. Как я тебя вижу - обратная связь
Похоже на способ №6, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брага, коллегу и т.д.). И рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи? и т.д. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке?
Способ может быть использован как развлечение, или как способ знакомства, или как способ дать и получить обратную связь, если в прямом общении это сделать сложно.

10. Кинофильм
Карта – это застывший кадр киноленты. Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)? Что было ДО? Что будет ПОСЛЕ?
Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен.
В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка? Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

11. Для анализа/самоанализа.
К примеру, в конце тренинга, оперативки, разговора, вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: Что было самого важного в этом? Вытягиваешь следующую карту: Какие будут первые шаги после этого? и т.д. и т.п. Кратко и полезно!

12. Фотокадр
Каждый вытягивает одну карту и встает в позу, которая изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

13. Препятствия и ресурсы
Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.
 

basy1

мимокрокодил
путник
Сообщения
5
Симпатии
0
#5
Действительно стоящие инструкции. Стало понятнее, как использовать карты. Благодарю :)