↑ ↓

Англосаксонская руническая поэма

Тема в разделе "Руническая поэзия", создана пользователем Granada, 20 дек 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Granada

    Granada мимокрокодил premium

    Блогов:
    0
    Сообщения:
    8
    Симпатии:
    11
    Рейтинги:
    +11 / 0 / -0
    С нами:
    1 год 2 месяца 18 дней
    Перевод Кирилла Горбаченко.

    Att I
    Feoh biþ frófor · fira gehwilcum;
    sceal þéah mann gehwilc · miclan hit dælan
    gif hé wille for dryhtne · dómes hléotan.

    Богатство — утешение всем людям,
    но должен человек каждый — щедро им делиться,
    если он хочет перед Господом славу обрести.

    Úr biþ ánmód · ond oferhyrned,
    felafrécne déor · feohteþ mid hornum
    mære mórstapa · þæt is módig wiht.

    Тур яр и великорог,
    свирепейший зверь, сражается рогами
    прославленный скиталец пустошей. Это отважное существо.

    Þorn biþ þearle scearp · þegna gehwilcum
    onfeng is yfel · ungemetum réþe
    manna gehwilcum · þe him mid reste.

    Шип (терн?) — жестоко остр, тану каждому
    схватившемуся — он зло, безмерно суров
    к человеку любому, что на нем отдыхает.

    Ós biþ ordfurma · æfcre spræce,
    wísdómes wraþu · ond wítena frófor,
    ond eorla gehwám · éadnes on tóhiht

    Бог (Ас) — источник (князь) всей речи,
    опора мудрости и утешение мудрецам,
    и каждому эрлу — благо и надежда.

    Rád biþ on recede · rinca gehwilcum
    séfte ond swiþhwæt · þám þe sitteþ on ufan
    meare mægenheardum · ofer mílpaþas.

    Верховая езда в чертоге воину каждому
    сладка, и тяжка для того, кто сидя на
    коне могучем, в многомильном пути.

    Cén biþ cwicera gehwám, · cúþ on fýre
    blác ond beorhtlic, · bierneþ oftost
    þær híe æþelingas · inne restaþ.

    Факел всем живым существам известен огнем
    яркий и ясный — горит чаще всего
    там, где этелинги отдыхают дома.

    Giefu gumena biþ · gleng ond herenes,
    wráþu ond weorþscipe · ond wræcne gehwám
    ár ond ætwist, · þe biþ óþre léas.

    Дар для людей — честь и хвала,
    поддержка и почет, и бродяге любому
    милость и средства к существованию, которых иначе он лишен.

    Wynn brúceþ · þe can wana lýt
    sáres ond sorge · ond him selfa hæfþ
    blæd ond blisse · ond éac burga genyht.

    Радостью наслаждается тот, кто знает мало бед,
    страданий и тревог. И сам имеет процветание (жизнь, дух, разум)
    и блаженство, а также достаточно крепкую обитель.

    Att II
    Hagol biþ hwítost corna; · hwyrft hit of heofones lyfte,
    wealcaþ hit windes scúra; · weorþeþ it tó wætere siþþan.

    Град — белейшее зерно, выпадает оно с небесной выси,
    мечут его бури с ливнями, обращается оно в воду затем.

    Nied biþ nearu on bréstan; · weorþeþ híe þeah oft níþa bearnum
    tó helpe ond tó hælu gehwhæþre, · gif híe hlystaþ æror.

    Нужда тесна на груди, но становится она часто сынам человеческим
    и в помощь, и в спасение — если она услышана заранее.

    Ís biþ oferceald, · ungemetum slidor,
    glisnaþ glæshlútor · gimmum gelícost,
    flór forste geworht, · fæger ansíene.

    Лед очень холоден, безмерно скользок,
    сияет ясным стеклом, подобно драгоценностям,
    настил, морозом созданный, прекрасен видом.

    Géar biþ gumena hiht, · þonne God læteþ
    hálig heofones cyning, · hrúsan sellan
    beorhte bléda · beornum ond þearfum.

    Год — людям надежда, если Бог позволит,
    святой небесный конунг, земле дать
    славные плоды и благородным, и бедным.

    Éoh biþ útan · unsméþe tréow,
    heard hrúsan fæst, · hierde fyres,
    wyrtruman underwreþed, · wynn on éþle.

    Тис снаружи — грубое дерево,
    стоек в земле и крепок, хранитель огня,
    корнями укреплен — радость вотчины

    Peorþ biþ simble · plega ond hleahtor
    wlancum [. . .] · þær wigan sittaþ
    on béorsele · blíþe ætsamne.

    Peorþ — вечно игра и смех
    гордых (…), где бойцы сидят
    в пивном чертоге, счастливы вместе

    Eolh-secg eard hæfþ · oftost on fenne
    weaxe on wætere, · wundaþ grimme,
    blóde berneþ · beorna gehwilcne
    þe him ænigne · onfeng gedéþ.

    Лось — осока живет чаще всего на болоте,
    растет в воде, ранит жестоко
    кровью красит (жжет, освещает) человека каждого
    который ее, так или иначе, схватить дерзнет (?).

    Sigel sæmannum · simble biþ on hihte,
    þonne híe hine fériaþ · ofer fisces bæþ,
    oþ híe brimhengest · bringeþ tó lande.

    Солнце морякам всегда в радость,
    когда они идут над купальней рыб,
    пока морского скакуна к земле не приведут.

    Att III
    Tír biþ tácna sum · healdeþ tréowa wel
    wiþ æþelingas · á biþ on færelde
    ofer nihta genipu, · næfre swíceþ.

    Тир — некое знамение. Хранит ряд хорошо
    с этелингами. Вечно в пути
    над ночной мглой, никогда не обманет.

    Beorc biþ bléda léas, · bereþ efne swá þéah
    tánas bútan túdor · biþ on telgum wlitig,
    héah on helme · hyrsted fægere,
    gehlóden léafum, · lyfte getenge.

    Береза лишена цветов (плодов), но рождает даже так
    побеги бесплодные, ветвями красива,
    высока кроной, украшенной дивно,
    нагруженной листьями, к небу близкой.

    Eh biþ for eorlum · æþelinga wynn,
    hors hófum wlanc, · þær him hæleþ ymbe
    welige on wicgum · wrixlaþ spræce
    ond biþ unstillum · æfre frófor.

    Конь перед эрлами — этелингов радость,
    конь копытами горд — когда о нем герои
    богатые на скакунах обмениваются речами.
    И беспокойным он — всегда утешенье

    Mann biþ on myrgþe · his mágan léof:
    sceal þéah ánra gehwilc · óþrum swícan,
    forþam dryhten wille · dóme síne
    þæt earme flæsc · eorþan betæcan.

    Человек — счастлив, родне своей люб,
    но должен каждый прочих покинуть
    потому, что волей Господа, его повелением,
    эта жалкая плоть земле будет предана

    Lagu biþ léodum · langsum geþúht,
    gif híe sculun néþan · on nacan tealtum
    ond híe sæyþa · swíþe brégaþ
    ond sé brimhengest · brídels ne giemeþ.

    Море — людям бесконечным мыслиться
    если они должны пуститься на ладье неустойчивой
    и волны морские их сильно страшат
    и морской жеребец узде неподвластен.

    Ing was ærest · mid East Denum
    gesewen secgum · oþ hé siþþan eft
    ofer wæg gewát; · wægn æfter ran;
    þus heardingas · þone hæle nemdon.

    Инг был первым среди восточных данов
    увиденный людьми, пока он вновь
    по волнам удалился, колесница следом мчалась.
    Так храбрецы его героем именуют.

    Dæg biþ dryhtnes sond, · déore mannum,
    mære metodes léoht, · myrgþ ond tóhiht
    éadgum ond earmum · eallum bryce

    День — господний посланник, дорогой людям
    великий свет судьбы — счастье и надежда
    благополучным и нищим — всем на пользу (радость).

    Éþel biþ oferléof · æghwilcum men,
    gif hé mót þær rihtes · ond gersine on
    brúcan on bolde · blædum oftost.

    Вотчина очень люба любому человеку,
    если он может по праву (правильно?) и надлежащим образом
    хозяйничать в доме — чаще всего в процветании

    Att IV
    Ác biþ on eorþan · elda bearnum
    flæsces fódder · féreþ gelóme
    ofer ganotes bæþ · gársecg fandaþ
    hwæþer ác hæbbe · æþele tréowe.

    Дуб на земле сынам человеческим
    плоти питание (футляр) — странствует часто
    по купальне бакланов. Копьеносец (море) испытывает
    имеет ли дуб благородную верность.

    Æsc biþ oferheah · ieldum déore
    stíþ on stapole · stede rihte hielt
    þéah him feohtan on · fíras manige.

    Ясень — очень высок, людям дорог
    тверд стволом место правое держит
    хотя и воют с ним люди многие.

    Ýr biþ æþelinga · ond eorla gehwæs
    wynn ond weorþmynd · biþ on wicge fæger
    fæstlíc on færelde · fyrdgeatewa sum.

    Лук для этелингов и эорлов всех
    радость и почет — на коне прекрасен
    надежен в пути, военное снаряжение (оружие).

    Íor biþ éafisc · ond þéah á brúceþ
    fódres on foldan · hæfþ fægere eard
    wætre beworpen · þær hé wynnum léofeþ.

    Змей?, угорь? — рыба речная (живущая в проточной воде) — но всегда наслаждается
    пищей на суше. Имеет прекрасную обитель
    водой окруженную, там он в радости живет.

    Éar biþ egle · eorla gehwilcum
    þonne fæstlice · flæsce onginneþ
    hræw tó cólian · hrúsan ceosan
    blác to gebeddan · blédan gedréosaþ
    wynna gewítaþ · wera geswícaþ.

    Земля (могильная) ужасна эорлам всем
    когда быстро плоть начинает —
    труп — остывать, землю выбирать
    черную в любовницы. Плоды опадают
    радость уходит, узы дружбы разрушаются.
     
  2. Liasteand

    Liasteand опытный модератор

    Блогов:
    1
    Сообщения:
    483
    Симпатии:
    70
    Рейтинги:
    +70 / 0 / -0
    С нами:
    9 месяцев 28 дней
    [​IMG]

    Группа Фрейи

    Feoh
    В данной системе эта руна имеет значение "скот" и передает звук [Ф]. Скот в буквальном смысле относится к движимому имуществу. Руна скота символически обозначает имущество, которое может быть продано или обменено, то есть та собственность, которой можно торговать.

    Согласно теории рун, Feoh на мистическом уровне воплощает первоначальный переход от небытия к бытию, которому обязана своим существованием вся сущая материя.

    В материальном плане Feoh олицетворяет накопление могущества и обозначает способность управлять. Это способность или сила двоякого рода: физическая (управление стадом при выгоне его, кормлении, продаже и т.д.) и экономическая (как следствие использования стада). Тут символ управления заключает в себе также ответственность, какую налагает на человека владение собственностью. Владение скотом, как и любое проявление благостояния, требует от человека ответственности: чтобы не понести потерь, хозяйствовать необходимо с умом. Если владелец стада склонен к расточительству или излишне скуп, то вскоре, потеряв это стадо, он столкнется с бедами и познает нищету.

    В современном контексте руна Feoh означает деньги, хотя напрямую она с ними и не связана. Речь идет скорее о способности и возможности достигнуть успеха в мирском (не мистическом или магическом) плане и умение сохранить его.

    Старые толкования предостерегают против скупости, равно как и говорят, что все беды богатых людей проистекают от зависти. Древнеанглийская руническая поэма предупреждает:

    Богатство - меж родичей
    раздоров причина;
    но волки тем временем
    зубы скалят в лесной засаде.


    Ur
    Фонетически звук [У]. Первоначально она связывалась с огромным диким быком, достаточно широко распространенном в Европе в I тысячелетии н. э. Славяне называли этого быка туром. И древнеанглийское (урс, уруз) и латинское (Bos primigenus) его названия означают "дикий бык". Несмотря на то что в древние времена популяции этих животных в Северной и Центральной Европе были весьма многочисленны, уже с наступлением средневековья туры стали исчезающим видом, а к концу его и вовсе бы ли истреблены.

    Грозен тур рогами, поднимающимися высоко;
    яростен рогатый боец, что попирает могуче
    копытами вересковый земной покров, -
    устрашающее порожденье! -

    свидетельствует древнеанглийская руническая поэма.

    Руна Ur воплощает необузданную, нетронутую силу дикого тура, силы дикой природы, не позволяющие ни приручить себя, ни обуздать. И в этом Ur резко контрастирует со всем, что символизирует Feoh, первая руна атта; сосредоточенному в руках отдельной личности и поддающееся контролю со стороны общества могуществу собственности (Feoh) противопоставляется безличная неконтролируемая сила (Ur).

    На мистическом уровне Ur служит воплощением безграничной энергии вселенной, внушающей благоговейный страх неограниченного потенциала, который может являться как творческим, созидательным, так и разрушительным. Невосприимчивость силы Ur к попыткам управлять ею убеждает, что могущество ее не может быть сведено до индивидуального уровня, что она едва ли может пребывать под чьим-либо единичным управлением. Созидательный аспект Ur проявляется в тех ситуациях, когда в ней воплощены устремления не отдельного человека, а общины.

    Старые толкования обычно опускают материальный план этой руны, очевидно полагая, что в мирском плане она вообще не представлена или же воплощает непостижимые для человека разрушительные силы природы.

    Thorn
    Фонетически звук [th]. Руна воплощает стойкость и защитные шипа. Шип является защитным приспособлением, которое может действовать как пассивно (как, скажем, шипы, защищавшие борта викингских драккаров), так и активно (шипы на скандинавских щитах, которые использовали для того, чтобы пробивать щит противника).

    Древнеанглийская руническая поэма сообщает, что:

    Шип опасно остер,
    ужалит болью схватившего его;
    страшны шипы для всякого,
    кто упадет на них.

    На мифологическом уровне Thorn воплощает свойства легендарного молота Мьельнира. Само слово Мьельнир происходит от того же индоевропейского корня, что и русское слово "молния". Мьельнир является атрибутом бога Тора, защитника Асгарда. Графическая форма руны имеет некоторое сходство с молотом.

    В мистическом плане эта руна понимается как воплощение силы, которая противостоит всему, что угрожает естественному порядку вещей. В иных мистических толкованиях Thorn является символом созидательной энергии мужского начала, неподвластный вмешательству извне производительный принцип. В связи с последним утверждением, англо-скандинавские мистики связывали эту руну с Фрейром, скандинавским богом плодородия.

    As
    Фонетически руна As передает звук [A].

    Это - "божественная руна", обозначающая божественную силу в действии. Руну Аs традиционно полагали посвященной Одину, "асу асов", "Отцу всех асов и людей". Однако надпись на одной из могильных плит Уэссекса, датируемой IX веком и носящей явные следы двоеверия, руной Аs обозначен Иисус Христос.

    Древнеанглийская руническая поэма к этой руне говорит следующее:

    Ясень, любимый людьми,
    поднялся высоко;
    стойко держится он на месте своем,
    хоть и много приходит врагов,
    чтоб его побороть.

    В скандинавской мифологии руна As связана с ясенем, являвшимся также священным деревом и в учении кельтских друидов.

    На мистическом уровне мировое дерево Иггдрасиль, служащее космической осью мироздания, представлено ясенем. И потому связанная с этим священным деревом руна As понимается как воплощение божественной власти, которая следит за сохранением порядка во вселенной.

    Rad
    Пятой руной является Rad и фонетически представляет звук [P].

    Древнеанглийская руническая поэма говорит:

    Для молодца внутри покоев
    верховая езда мягка;
    она труднее, когда верхом на лошади
    проезжает он длинные мили.

    Таким образом, в поэме, описывающей эту руну, подразумеваются два вида активности: сексуальный акт и езда на лошади. Объединены они здесь с тем, чтобы в зашифрованной форме передать эзотерическое содержание руны: руна Rad символизирует все виды сформированной активности, направленной на достижение какой-либо цели.

    Название этой руны также обозначает колесо и дорогу, по которой едут верхом.

    В мистическом плане руна Rad обозначает колесницу, или повозку, на какую следует взойти для того, чтобы приблизиться к цели своего путешествия, то есть речь идет о том, что для достижения необходимых результатов требуется должным образом использовать те орудия, что имеются в распоряжении человека. Также подразумевая колесо и дорогу, руна указывает на необходимость оказаться в должное время в должном месте. Можно предположить, что в толковании этой руны на рунных мастеров Нортумбрии немалое влияние оказали друиды. Ритуальную природу активности как раз и фиксирует заложенное в значении руны указание на необходимость совершения действия в приуроченное для того время. Согласно мистическим концепциям ритуала, в процессе его происходит трансформация энергий, то есть переход духа, материи или информации из одного места или состояния в другое.

    Руна Rad в мирском плане символизирует попытки человека сознательно влиять на обстоятельства, из которых складывается его благополучие. То есть речь идет о том, что для достижения успеха от того, кто практикует руны и обращается к ним за советом, требуется сознательный и позитивный отклик или взаимодействие со всеми составляющими той житейской ситуации, с которой ему пришлось столкнуться.

    Cen
    Шестая руна называется Cen, Факел, и фонетически передает звук [K]. Это один из тех рунических знаков, которому есть почти полное графическое соответствие в североиталийских алфавитах, в которых он был подобен латинской букве с. Позднее, при формировании футарков, этот знак, скорее всего, символически передавал изображение "kienspanr", сосновых лучин, которые могли использоваться для освещения помещений.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит:

    Факел - это живой огонь,
    яркий и сияющий.
    Чаще он пылает там, где
    благородные мужи
    отдыхают в своих покоях.

    Руна Cen, которая графически в более позднем своем варианте напоминает по форме "kienspanhalter", подставку, в какие втыкали горящие сосновые лучины. Таким об разом, руна символизирует свет и освещение. Если говорить о графике рун, то Cen представляет собой прямой вертикальный ствол с устремленным вверх отростком, что также является символом активного начала. В этом она, по представлениям создателей нортумбрийского рунического ряда, едва ли не прямо противоположна одиннадцатой руне Is. Последняя состоит из прямой вертикальной черты, воплощающей статическое начало.

    На мистическом уровне Cen является руной таинства преображения или трансформации, олицетворяя собой мистическое созидание. В лучине смолистое сосновое дерево уничтожается под воздействием огня, однако древесина и обжигающие огненные языки превращаются в свет и тепло. Таким образом, с точки зрения мистики в результате союза и взаимного преображения двух отдельных сущностей возникает третья, не существовавшая ранее. В более поздней практике толкования смысла этой руны появилась концепция, рассматривающая ее как символ мистического возрождения через смерть на собственном огне.

    Однако этим мистическое содержание руны Cen не исчерпывается, поскольку система рунических знаний вне зависимости, используются ли руны для гадания, магии или постижения внутреннего смысла явлений, требует рассмотрения всей совокупности явления или процесса. Сгорая, сосновая лучина разгоняет темноту, освещая помещение. На мистическом уровне это понимается как способность руны Cen преобразить тьму в свет и на всех уровнях символизирует то, что позволяет человеку видеть. Под видением понимается как способность проницательно судить о происходящем, если речь идет о житейской ситуации, или как способность к волшебным искусствам и приобретению сокрытого знания. Последнее, вероятно, также можно отнести к кельтскому влиянию. Нортумбрийское (возможно, англосаксонское) название Cen родственно кельтскому слову "cen", означавшему "знающий, могущественный". В гэльском языке и некоторых диалектах английского языка "ken" означает "знание".

    Gyfu
    Седьмой руной является Gyfu, фонетически обозначающая звук [Г], а с точки зрения мантики имеющая значение "подарок, дар".

    Относящаяся к этой руне древнеанглийская поэма говорит:

    Отдавать людям - значит
    украшать свое достоинство;
    одаривать странника -
    знаменательно и почетно.

    Концепция "дара" связана в скандинавской культуре с разделением удачи; немаловажным в этой связи представляется, что само понятие удачи выражено словом gaefa, весьма близким по звучанию к названию руны - Gyfu. Удача предопределялась каждому человеку судом норн, но проявлялась она в его судьбе тем сильнее, чем активнее действо вал сам человек. Удача считалась неотъемлемой частью личности вождя, и в случае победы дружины над противни ком говорилось, что удача этого воина больше удачи того, кого он одолел. Дружинники тем охотнее стекались к конунгу, чем большей представлялась его удача. Удачу-гефу прославленный воин (как правило, в сагах речь идет о конунгах) мог разделить с кем-либо посредством дарения какого-либо предмета, которым обычно являлось украшение из драгоценного металла или дорогое оружие. Часть гефы конунга в таком случае переходила вместе с даром к принявшему этот дар и, что еще более важно для скандинавской культуры, оставалась в роду принявшего подарок.

    Таким образом, между принимающим и получающим дар устанавливается некая достаточно прочная связь. По этому на мирском уровне Gyfu выражает последствия акта дарения, объединяющего обе стороны. Gyfu воплощает способность связывать едиными узами людей, которые кажутся чужими друг другу.

    На мистическом уровне руна Gyfu описывает дар в виде какой-либо способности или таланта в служении ближним, сами же эти способность, талант или искусство пони маются как дар богов отдельному человеку. Gyfu также воплощает способность порождать через акт дарения связь человека с божеством или мистическими сущностями.

    На эзотерическом уровне Gyfu является мистическим знаком, которым помечают те вещи, что будут посвящены богам, а ее руна описывает дар в виде какой-либо способности или таланта в служении ближним. Сами же эти способность, талант или искусство понимаются как дар богов отдельному человеку. Gyfu также воплощает способность порождать через акт дарения связь человека с божеством или мистическими сущностями.

    Wyn
    Это последняя руна первого атта. Создатели этого рунического ряда полагали, что, напоминая по форме флюгер, руна Wyn представляет собой радость гармонии. Она обозначает способность сохранять гармонию или оставаться в гармонии с потоком событий, так же как флюгер поворачивается в соответствии с порывами штормового ветра или легкими дуновениями ветерка.

    Древнеанглийская руническая поэма передает это следующим образом:

    В радости пребудут все,
    кто закрыт для печали.
    Скорбь превратится в награду,
    коль познаешь ей цену.

    Создатели этого футарка полагали, что на мистическом уровне руна Wyn означает золотую середину, ту грань равновесия, к которой должно стремиться, чтобы открыть себе путь к дальнейшему познанию. Достичь этого равновесия означает освободить свой разум и свою удачу от двойной тирании, от мук недостатка и чрезмерного изобилия, познав истинную цену и того и другого. Причем следует отметить, что речь здесь идет не столько о материальном благополучии, сколь о страстях и устремлениях человека.

    На мирском уровне руна Wyn символизирует исполнение желаний и чаяний, достижение благополучия за счет разумных и постоянных усилий человека. В обществе, на рубеже I тысячелетия, отдельной личности до биться этого было достаточно сложно, поскольку не только благосостояние, но и жизнь каждого отдельного человека за висели от рода, клана или дружины. Поэтому руну Wyn принято считать руной товарищества, общих целей и чаяний.
     
  3. Liasteand

    Liasteand опытный модератор

    Блогов:
    1
    Сообщения:
    483
    Симпатии:
    70
    Рейтинги:
    +70 / 0 / -0
    С нами:
    9 месяцев 28 дней
    Группа Хеймдаля

    Hagal
    Второй атт открывается руной Hagal, которая фонетически обозначает звук [Н].

    Название этой руны в германских языках означает "град" (английское "hail", немецкое "Наgel"), и толкование ее значения во многом связано с тем, какую пользу или какой вред могли приносить эти осадки человеку. С точки зрения человека I тысячелетия, град - это вода, волею могущественных сил на короткое время превращенная в лед. Эти острые камешки, падая с неба, способны уничтожить урожай или имущество, однако, после того, как ущерб причинен, они тают, превращаясь во вполне безобидную и даже благодатную влагу.

    В теории рун Hagal - одна из наиболее тяжелых, наиболее нагруженных мистическими смыслами руна. Неоднократно уже говорилось, что на нортумбрийский ряд немалое влияние оказали друидские учения кельтов; возможно, в связи с этим этот футарк не дает мирского толкования столь тяжелой руны, охраняя от ее действия непосвященных, и только предлагает считать, что она указывает на отсрочку чего-либо или же эту отсрочку вызывает.

    На мистическом уровне Hagal считается воплощением безупречного кристалла льда, первичного зерна строения мира, а также (вероятно, в связи со способностью града менять свое состояние, превращаясь в воду) зерном первичной трансформации. Руна Hagal невероятно важна с точки зрения мистики Севера, которая полагала, что вся вселенная выстроена в соответствии с некой сакральной геометрией и ледяной кристалл, воплощенный этой руной, образован как раз как отражение этой геометрии. Кроме того, как и руна Is, Hagal является руной Льда, пятой стихии в традиции северной мистики.

    Далее, по своему положению руна Hagal в нортумбрийском ряду, как и во всех прочих футарках, связывается с числом 9, самым мистическим числом северной традиции, и потому считается матерью рун, или материнской руной. Как священная руна и руна трансформации, Наgal воплощает связь между Мидгардом (срединным миром, обиталищем человека) и миром небесным, представленным в мифологии Севера жилищем асов Асгардом. Далее мистическая традиция относит руну Hagal под покровительство Хеймдаля, глухого аса, охраняющего подступы к Асгарду. Дольний мир Севера связан с горним через мост Биврёст ("Радужный мост").

    Однако у Hagal (в соответствии с природой града) есть и иная, темная сторона. Изо льда сделан также мост, ведущий в Хель - подземные владения Хель.

    Толкователи, интерпретируя мирской уровень этой руны, нередко приписывают ей отрицательное влияние, особенно это характерно для гадательных практиков, которые при попадании Hagal в расклад рун усматривают в ней предвестие какой-либо катастрофы или кризиса. Однако негативные аспекты Hagal проявляются скорее в виде непредвиденного "невезения" или неудачи. Основным содержанием является здесь внезапность и неожиданность обозначаемых руной событий. К тому же этих событий, как, скажем, града или любого другого природного явления, не возможно ни избежать, ни уклониться от них. Невозможно потому, что события,

    которые описывает руна Hagal, являются результатом глубинных, проистекающих во внешней по отношению к человеку реальности, и человек не в силах в них вмешаться. Результаты этих процессов будут беспристрастны и неотвратимы, как неподвластный человеческим эмоциям приговор верховного суда. Эта сторона руны Hagal описывает скорее процессы механические и проистекающие согласно определенным правилам, чем процессы творчества любого рода.

    Nyd
    Десятой руной считается Nyd с фонетическим значением [N], и содержание этой руны в древнеанглийской традиции формируется вокруг понятия "потребность".

    Руна Nyd описывает все аспекты этого понятия, в которое может входить и страстное желание, и неукротимая жажда, и вполне обычное ощущение потребности, какое вызывается недостатком или отсутствием чего-либо необходимого.

    Древнеанглийская руническая поэма следующим образом описывает одержимость желанием приобрести что-либо:

    Воля породила мир, и мощь ее отлита в Nyd.
    Это - голодная воля создавать и владеть,
    жажда властвовать и разделять,

    а о последней, вполне приземленной нужде говорит так:

    Тесной повязкой стянет потребность грудь,
    но обернуться способна она и подмогой,
    если вовремя взор к ней свой обратишь.

    Толкование второй части рунической поэмы говорит о том, что существует возможность избавиться от потребности или же эту возможность удастся открыть в самой этой нужде.

    Нортумбрийская традиция полагает, что руна Nyd заключает в себе призыв к осторожности, поскольку человек должен быть хозяином своих желаний и потребностей, а не наоборот. А для того чтобы овладеть своими страстями, не обходимо познание себя. Современные практики предпочитают истолковывать этот призыв следующим образом: не следует бороться с потоком заложенного в каждом человеке отражением источника Урд, однако силы его должны не пропасть втуне, а быть использованы конструктивно.

    Скандинавское предание повествует о том, что у великана по имени Нарви родилась дочь, черная и сумрачная от рождения, которую назвали Нотт и которая повелением Всеотца стала объезжать на колеснице землю. Имя Нотт фонетически близко названию десятой руны футарка, однако неизвестно, есть ли какая-либо семантическая связь между этими двумя именами.

    Is
    На одиннадцатом месте стоит руна Is, фонетическим значением которой является звук . Слово Is, имеющее соответствие во всех германских языках (ср. англ. "ice" и немецкое "Eis"), на русский язык переводится как "лед", а руна Is описывает лед во всех его видах.

    Древнеанглийская руническая поэма сообщает об этой руне следующее:

    Искристым ковром лягут иней и лед по зиме
    На дороги богов и людей.
    Не сдержать ледяного потока, струящего мудрость веков.
    Помни, однако, что Is лишь задержать
    может то, что грядет, не развеять.

    Если рассматривать лед как твердое тело, возникающее из жидкости в результате потери энергии, то Is воплощает в себе принцип статического существования.

    На мистическом уровне, как символ инерции и распада, Is прямо противоположна руне Keno. Однако, согласно эзотерической традиции Севера, в столкновении двух стихий рождается новое-вещество. В самом понятии льда заложено представление о таянии и новом превращении его в воду. С другой стороны, в виде ледника медленно надвигающиеся льды выступают как сила практически непреодолимая. Как лед айсберга, Is весьма обманчива и ненадежна, поскольку над поверхностью воды выступает лишь малая часть подлинной глыбы. Таким образом, руна Is обозначает остановку, "замораживание" какого-либо процесса или разрыв взаимосвязей между отдельными явлениями или свойствами, как в первом, так и во втором случае причиной тому служит непреодолимое вмешательство внешних сил. Исходя из этого, современные практики нортумбрийского строя нередко связывают руну Is со смертью.

    Ger
    Двенадцатая руна называется Ger и фонетически обозначает звук [J] или мягкий [G].

    Эзотерическое значение этой руны - "год" или "сезон". На мистическом уровне Ger связана с процессами, протекающими во времени и нуждающимися в логическом своем завершении, и с временными циклами.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит о руне Ger так:

    Изобилие полей - светлой радости основа
    и богатых и бедных,
    Ger вращения цикл завершает,
    но помни: не пожав плодов вчерашних,
    не вступают в новый круг.

    Эта руна выступает кульминационной точкой проистекавшего до сих пор процесса, который требует себе соответствующего завершения, которое здесь предстает как уборка урожая. Пока не будет закончен один временной цикл, не может начаться другой. Ger является точкой перехода между этими временными циклами и одновременно руной завершения, что отражено в ее порядковом положении во всех футарках: как двенадцатый знак рунического ряда, который символизирует (по два знака на каждый месяц) двенадцать месяцев полного года. В отличие от древней традиции, видевшей в этой руне символ циклов времен года, современная традиция толкования рун нортумбрийского ряда полагает, что Ger отражает мистический союз между землей и космосом.

    На мирском уровне Ger обозначает обильный урожай, который можно получить в ходе рачительного ведения сельского хозяйства. Иными словами, руна Ger указывает на то, что, когда деятельность человека сообразуется с верными принципами, а именно каждое отдельное действие совершается в согласии с естественным порядком вещей, она, вероятнее всего, принесет желаемые плоды.

    Eoh
    Тринадцатая руна фонетически означает звук [Eo] или [Z].

    В нортумбрийской рунической системе эта руна обозначает тис.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит об этой руне следующее:

    Тайны жизни и смерти в себе заключая,
    древо могучее позволит проникнуть
    в загадки ясеня светлого,
    вернуться к корням его, взмыть над ветвями.

    Интерпретация руны Eoh практиками этого футарка строится целиком и полностью вокруг представлений, связанных с тисовым деревом. С древних времен тис широко почитался по всей Европе, в нем, как в самом долгоживущем из европейских деревьев, видели символ долголетия. На территории Европы тисов сейчас почти не осталось; по этому нет возможности проверить старое английское поверие о том, что древние тисы имеют способность к возрождению. Старые стволы, которые, казалось бы, совсем уже умерли и прогнили, иногда способны воскреснуть за счет прорастающих внутри трухлявого ствола дочерних отростков. Почитался тис и за красную, как человеческая плоть, древесину, и как "кровоточащее дерево": из глубокой за рубки на стволе этого дерева несколько дней, а то и недель может сочиться красная как кровь смола.

    Эти особенности позволяли рассматривать тис как дерево, связанное с волшбой, а на мистическом уровне и сам тис, и его руну - как символ смерти и возрождения. Не случайно у многих народов на кладбищах и вокруг могильников высаживали именно тисы. И древние германцы, и англосаксы приписывали этим кладбищенским деревьям двойное назначение - защищать умерших и служить неким мостом или дверью в мир иной. Переход в этот иной мир совершался в древности и во время шаманских обрядов, которые являлись составной частью зейда. На одной из стадий этих обрядов сжигали благовонные вещества из коры, листьев или смолы тиса. Сейчас известно, что в них содержится немалая доля эфирных масел, которые и способствовали психоделическому шаманскому путешествию. Но это нисколько не умаляет мастерства волшебников прошлых веков. Нельзя не отметить, что именно их стараниями возник в северных странах запрет жечь смолу и кору тиса. Понимая, сколь опасным может быть это дерево и связанные с ним мистические переживания, маги Севера оберегали от него непосвященных.

    На мистическом уровне руну Eoh, руну дерева, служащего как бы вратами из одного мира в другой, принято считать руной смерти. Впрочем, та же нортумбрийская традиция считает силу и влияние этой руны в общем и целом положительными, что связано с долголетием тисовых деревьев и их способностью к воскресению.

    Мирской уровень руны Eoh также связан с тисом, но уже с другим его аспектом. Из древесины тиса в северных странах делались древки копий и стрел и тяжелые боевые луки. Вплоть до середины IX века в британских государствах сохранялось временное или пожизненное рабство, владеть же боевым оружием дозволено было лишь свободным людям. Однако хороший клинок или копье с железным наконечником могли позволить себе только богатые люди или дружинники, находящиеся на службе у короля или одного из его танов. Лук, с другой стороны, оставался оружием общедоступным. Благодаря этому, тису вообще стали приписывать защитные свойства, и постепенно сама руна Eoh на мирском уровне стала считаться руной за щиты.

    Peorth
    Четырнадцатой руной является Peorth, фонетически обозначающая звук [P]; по своему содержанию это достаточно противоречивая руна.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит о ней следующее:

    Удалая музыка смех и веселье приносит туда,
    где бравые молодцы элем и пивом
    из похода вернувшихся привечают.

    Peorth принимается за обозначение веселой музыки или даже танца, чьи причудливые движения соотносились во времена создания нортумбрийского строя с причудами судьбы.

    Peorth отражает динамические взаимоотношения между сознанием и свободной волей человека и препятствиями, возникающими из существующих обстоятельств. В любом танце, для того чтобы он воспринимался именно как танец, возможные движения участников определяются некоторыми правилами. Но, кроме этих неизбежных ограничений, движения танцоров не являются зафиксированными раз и навсегда, а представляют собой результат более или менее сознательной сноровки или мения танцующих и их взаимодействия во время танца.

    Eolh
    Пятнадцатой руной является Eolh, фонетически обозначающая звук [KS] или [Z].

    Практически во всех рунических рядах эта руна связывается с понятием "лось, рога лося" и "осока, тростник".

    Согласно древнеанглийской рунической поэме:

    Осока, в болотах растущая, ранит жестоко,
    кровью листья свои обагряя того,
    кто схватить ее жаждет бездумно.

    Графическое начертание этого знака напоминает лосиные рога, водяное растение, известное, как тростник, или "осока вытянутая", и "охранный знак" в виде двух скрещенных рук. Eolh традиционно считается наиболее сильной руной защиты, особенно благоприятно ее действие в тех случаях, когда она служит преградой тем силам или устремлениям, которые обнаруживает в себе человек, пре бывая в конфликте с самим собой.

    На мистическом уровне руна Eolh обозначает устремленность человека к высшему, эзотерическому знанию и просветлению духа.


    Шестнадцатая руна фонетически обозначает звук .

    Значение этой руны двойственно, она означает и солнце н победу. Будучи "солнечной руной", Sigel символизирует силы священного небесного светила и воплощает в себе живительные свойства дневного света.

    Древнеанглийская руническая поэма объясняет ее так:
    Солнце взошедшее всегда означает надежду,
    но берегись призывать к себе Sigel,
    бурь темных сил прежде в душе не утишив.
    Sigel духовную мощь во сто крат увеличит,
    но вместо удачи и радости сечи, тень и упадок
    неосторожного ждут.

    [​IMG]Эта руна считалась крайне благоприятной в талисманах и в целях волшбы. Как исключительно сильная волшебная руна, толкования Sigel на мирском уровне достаточно редки и немногочисленны. Обычно упоминается только то, что Sigel обозначает всепобеждающий блеск солнечного света.

    На мистическом уровне эта руна обозначает прозорливость, ясное видение и внутреннюю готовность к достижению цели. В символических понятиях Sigel олицетворяет сознательную магическую волю, благотворным образом проявляющую себя по всему миру. Кроме того, эта руна воплощает определенное духовное качество, которое дает силу противостоять мощному натиску смерти и разрушения.

    Считается, что, прославляя победу света над тьмой, руна Sigel способна привлечь могущество солнца для врачевания и продвижения по пути поиска скрытого знания.
     
  4. Liasteand

    Liasteand опытный модератор

    Блогов:
    1
    Сообщения:
    483
    Симпатии:
    70
    Рейтинги:
    +70 / 0 / -0
    С нами:
    9 месяцев 28 дней
    Группа Тира (Тю)

    Tir
    Семнадцатая руна, как и в прочих рунических рядах, открывающая третий атт, называется Tir и фонетически передает звук [T].

    Имя руны связано с именем бога победы Тюром (Тиром).

    Tir стоит на первом месте в атте, названном по ее имени, связанном также с Истинным судом.

    Древнеанглийская руническая поэма следующим образом описывает эту руну:

    Тюр - оберег благородных людей,
    что верно место хранит, никогда во тьме не теряясь.
    Тюра в помощники взяв, справедливость мечом принесешь.

    На мирском уровне руна Tir воплощает способность к твердому надежному руководству, недаром в датской рунической поэме о ней говорится следующее:

    Руна звездой путеводной путь твой укажет в ночи.
    Властью холодной железа останешься верен себе.

    Кроме того, в комплекс значений, связанных с этой руной, входит понятие самопожертвования или жертвы, какой стребует от лидера управление в согласии с законом. Эта концепция отражена в сказании Младшей Эдды о Фенрире и путах Глейпнир. Фенрира взрастили у себя асы, но лишь Тюр отваживался кормить его. "И когда боги увидели, как быстро он рос со дня на день, - все же пророчества говорили, что рожден он им на погибель, - решили они изготовить крепчайшую цепь". Однако и эту цепь и следующую волк без труда разорвал. Тогда Один повелел немым карлам в земле черных альвов изготовить путы, прозванные Глейпнир. "Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыхание и волчья слюна". Почувствовав подвох, Фенрир не давал связать себя этими путами, пока Тюр в залог честности асов не вложил ему руку в пасть. Путы Глейпнир выдержали, но, пытаясь вырваться, волк откусил Тюру руку. Проясняя содержание руны, это сказание указывает на неразрывную связь между успехом и необходимой ради этого успеха жертвы.

    Эзотерическое содержание этой руны раскрывается обычно на основе ее начертания. "Подобная стреле", руна Tir указывает на то, что для достижения максимального результата необходимо направлять усилия и энергию в дверное русло.

    Beork
    Восемнадцатая руна фонетически обозначает звук .

    Значение этой руны формируется вокруг слова или понятия "береза", которое северной традиции является символом очищения и возрождения.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит по этому поводу следующее:

    Руна Beork - будто первый росток в поле
    от изморози туманном.
    Древо ее не приносит плодов,
    но растет без посева,
    зубчатыми шлемами чешут
    листья его небеса.

    Beork - по счету восемнадцатая, но число этой руны представляется как удвоенное священное число девятой руны Hagal и обозначает новое начало. Так же как материнская руна Hagal, Beork соотносится с корнем всего сущего, но если материнская руна описывает этот "корень" как кристаллическое зерно, как модель структуры вселенной, то руна Beork говорит о нем как о зерне, из которого произрастает сама эта вселенная. То есть если при прохождении первого уровня цикла-спирали Футарка речь идет о статике, то при втором прохождении - о динамике и росте.

    Eh
    Девятнадцатой руной является Eh, фонетически обозначающая звук [E]. В буквальном переводе ее имя обозначает "лошадь".

    Конь на радость хозяину гордо выступает,
    Лучший среди равных часто лошадью славен, -

    говорит древнеанглийская руническая поэма.

    В мантической системе нортумбрийского футарка руну Eh обычно рассматривают как связанную с близнецами, с братскими и сестринскими отношениями, а также с чувственным, иррациональным восприятием мира, подобным интуитивной связи между лошадью и седоком. Таким образом, на мирском уровне Eh обозначает доверие и преданность.

    Мистическая трактовка видит в образа лошади движение или направленное усилие, которое требуется для пре одоления препятствий на пути к познанию. Лошадь является сакральным животным во многих индоевропейских культурах; связанные с ней мистические представления группируются вокруг путешествия между мирами, и конь или лошадь оказываются жизненно необходимы для пересечения грани между ними.

    Man
    Двадцатой руной является Man, фонетически обозначающая [M].

    Название этого рунического знака со многих германских языков переводится как "человек", однако содержание самой руны много шире. Руна Man в толкованиях нортумбрийского Футарка описывает человека как такового, а не обязательно мужчину. Предполагается, что эта руна обозначает человеческое существо вообще, подчеркивая то основное свойство человеческой природы, которое, наличествуя в каждом отдельном индивидууме, будь то мужчина, женщина или ребенок, определяет его как человека.

    Древнеанглийская руническая поэма говорит следующее:

    Счастлив тот, кто близкими любимый
    свое единство с ними сознает,
    но смертен он, и расставаться суждено,
    чем дальше смерть, тем тягостней разлука.

    На мирском уровне Man обозначает частицу общего опыта общины или рода, которую приобретает отдельный индивидуум, осознавая свою уникальность, с одной стороны, и невозможность выразить эту свою уникальность вне общения с другими людьми - с другой.

    Мистические толкования руны Man, исходя из графического ее начертания, рассматривают ее как отражение архетипа человеческого существа. Со времен самых первых культур человек рассматривал себя как пусть крохотное, но отражение общества, мира и космоса. Согласно этому древнему представлению о человеке как о микрокосме, руна Man на мистическом уровне выражает все проявления накапливаемого человеком и обществом опыта, не обладая которым человек не способен реализовать заложенный в нем личностный потенциал.

    Lagu
    Двадцать первой руной считается руна Lagu, фонетически обозначающая звук [L].

    Данная руна описывает воду во всех ее многочисленных проявлениях, однако прежде всего речь идет о воде проточной, о воде рек и ручьев. Древнеанглийская руническая поэма говорит, что:

    Сухопутным домоседам внушает тревогу вода,
    когда они отправляются в море,
    и конь морей на волнах непослушен узде.

    На мирском уровне воплощающая воду руна Lagu предстает в роли посредника, благодаря которому совершается движение или преображение.

    Те, кто работает с нортумбрийским рядом, видят в Lagu отчетливое проявление закона единства противоположностей: хотя человек не может существовать без воды, в самой воде он может существовать лишь очень короткое время. Поскольку Lagu обозначает прежде всего воду про точную, движение здесь видится и как бег реки меж берегов, и как постоянная смена морских приливов и отливов.

    На мистическом уровне обозначающая проточную воду руна символизирует вечно изменяющуюся природу бытия. Однако, кроме стремительного потока, Lagu обозначает еще и воду капли, просачивающейся сквозь песок и землю, проникающую в любую щель, долбящую за века камни. Далее, с Lagu в нортумбрийской рунической сис теме связывают растение лук-порей, ростки которого известны непреклонной энергией, с которой они пробиваются из-под земли. В этом своем аспекте Lagu воплощает несокрушимую силу развития и роста, против которой не устоит ничто и которая практиками данного рунического ряда понимается как основное свойство материи.

    Ing
    Двадцать второй руной является руна Ing.

    Фонетическим ее значением являлся звук [M]

    Руна воплощает плодородие и силу Фрейра. На мирском уровне заключает в себе представление о смене времен года, а также о периодическом затухании жизнедеятельности для накопления жизненных сил, которые потребуются потом для возрождения земли или человеческой активности.

    На мистическом уровне руна Ing рассматривается практиками этого рунического ряда как символ света, с одной стороны, и как символ потенциальной энергии - с другой. Речь здесь идет о жизненных силах, которые создаются постепенно, и об энергии, которая накапливается в течение некоторого периода времени, прежде чем выплеснуться н едином мощном взрыве.

    Odhal
    Двадцать третьей руной стоит руна Odhal, фонетически обозначающая звук
    .


    В прямом своем значения термин "одаль" означает неотчуждаемую земельную собственность, то есть усадьбу или участок земли, который находится во владении рода и который не подлежит ни продаже, ни обмену, ни разделу. Во фризском языке подобная земля называлась "Eeyeneerd", то есть "своя земля", "свой край". Древнеанглийская руническая поэма называет ее "домом":

    Нет человека на свете,
    кому не мил был бы домашний приют,
    где благоденствие мирно царит,
    обильно празднуя частые урожаи.

    На мирском уровне Odhal воплощает свойства общности и принадлежности, объединенности, родового наследия и не поддающиеся четкому определению, но тем не менее реально существующие семейные качества, которые передаются из поколения в поколение. С другой стороны, отражая замкнутый уклад семейного "одаля", руна с тем же именем выражает и сопротивление этого уклада любому вмешательству в него извне. Нередко руна Odhal становилась символом сопротивления произволу и конунгов, и дружин викингов, какое пытались оказать "полные бонды", хозяева крупных "одалей".

    Руна Odhal практически во всех мантических системах считалась руной скорее мирского, материального, чем духовного, мистического плана. Рассматривая Odhal с точки зрения эзотерики, толкователи нортумбрийского Футарка интерпретируют ее как руну духовного наследия и целостности человеческой личности.

    Dag
    Двадцать четвертой руной является руна Dag, фонетически обозначающая звук [D].

    На русский язык имя этой руны переводится как "день".

    Свет невозможен без тьмы, и без ночи нет дня,
    Руна Даг - равновесия сил талисман, -

    говорится в древнеанглийской рунической поэме.

    Dag является руной яркого света дня, особенно в его зените. На мирском уровне Dag - исключительно благотворная руна света, здоровья и благоденствия. Кроме того, это руна полдня, как поворотной точки суток, и середины лета. В этих последних своих аспектах, то есть, играя роль некой вехи, руна Dag отмечает конец одного цикла и начало следующего.

    На мистическом уровне современная теория видит в руне Dag воплощение космического сознания, а подразумеваемый ее именем дневной свет рассматривает как источник ясности сознания, вдохновения и радости. Графическое начертание этой руны символизирует с точки зрения эзотерики равновесие между противоположностями; учитывая, что Dag является руной дня, то речь здесь идет о равновесии света и темноты.

    В составленном друидами календарном огаме деревьев, как и в рунических циклах года, соответствующая руне Dag буква Duir обозначает середину лета. Рассмотрение одновременно руны Dag и буквы Duir позволяет открыть еще один общий аспект их содержания. Обе они обозначают некую дверь, которая находится в точке встречи полугодия убывающего света с полугодием света прибавляющегося.
     
  5. Liasteand

    Liasteand опытный модератор

    Блогов:
    1
    Сообщения:
    483
    Симпатии:
    70
    Рейтинги:
    +70 / 0 / -0
    С нами:
    9 месяцев 28 дней
    Группа Асов

    Ac
    Первой руной четвертого атта является Ac, фонетически эта руна передает краткий звук [A] и обозначает дубовое дерево. Во всех европейских культурах дуб посвящен богу Громовержцу, под каким бы именем он ни выступал.

    Славяне поклонялись Громовержцу в образе Перуна, литовцы - Перкунаса, тогда как в Древней Греции его почитали как Зевса, а в Древнем Риме как Юпитера. Юты, в IV-V н.э. уступившие Ютландию пришедшим с севера данам и переселившиеся на Британские острова, знали его как Дагду, тогда как кельты поклонялись Громовержцу в образе Тараниса, а скандинавы - Тора.

    На мистическом уровне руна Ac олицетворяет желудь, в котором друиды видели воспроизведенную природой модель космического яйца, заключающего в себе могучий потенциал, энергию, необходимую для перехода к зарождению жизни и росту. Фольклор различных европейских на родов в той или иной форме сохранил для нас пословицу: "Могучие дубы вырастают из маленьких желудей".

    На мирском уровне с руной Ac связывают способность к могучему росту, что в современном мире понимается как возвышение, будь то в славе, карьере или материальном благополучии. Однако, как желудь не сможет вырасти в дерево, если не будет питаться соками земли, так и чело веку не дано возвыситься, если он, идя к своей цели, будет стремиться к ней в одиночестве, не позаботившись сперва о постоянной надежной поддержке и забыв о своих корнях.

    Os
    Фонетически Os передает звук
    • , а по значению близка к As. Os означает "речь, рот" и является руной, посвященной вдохновению.


    Древнеанглийская руническая поэма сообщает об этой руне следующее:

    Руна скальда и саги, провидца, творца,
    Os - будто ветром распахнутый плащ, вдохновенная речь
    или свист в темноте, чтобы страх ночной отогнать.

    Мистики на рубеже тысячелетия полагали эту руну "вдохновенной речи" руной заклинателей и магов. В Нортумбрии и Мерсии, где и создавался, в сущности, нортумбрийский Футарк, существовала иная традиция магии, не сколько отличная от традиции скандинавской. Если в скандинавских странах считали, что наибольшей силой обладает заклятие, рунические знаки которого вырезаны на дереве, а еще лучше выбиты на камне, к тому же окрашены кровью создавшего их эриля, то на Британских островах большая действенность приписывалась заклятию устному. На первый взгляд между двумя этими традициями нет особых противоречий, однако это не так. В первом случае магическая сила приписывалась самим рунам и делом эриля или скальда было, познав их суть и проникнувшись их волшбой, умело применить знаки и пробуждаемые ими силы. Во втором же основной упор делался на личные силы и способности того, кто творит заклятие. Это определяло и различные подходы к магии: если в скандинавских странах каждый мог пытаться овладеть магией рун, то в Шотландии и Уэльсе существовали особые школы друидов и бардов, такие, как знаменитая школа ордена бардов в Гламоргане, куда друиды тщательно отбирали будущих учеников. Исходя из этого руну Os можно понимать как руну магии слова.

    Yr
    Эта руна фонетически передает звук [Y].

    Значение ее складывается вокруг понятия лука, из которого пускают стрелы.

    Как известно, в Северной и Западной Европе лучшие боевые и охотничьи луки делались из тиса. Само это дерево, как в северной, так и в кельтской традиции, почиталось мистическим. Прежде всего из всех произрастающих на европейском континенте деревьев вечнозеленый тис является самым долговечным. Магический жезл из тиса, вырезанный в надлежащее время, способен служить защитой от всех на пастей. В шекспировском "Макбете", который при внимательном прочтении может стать настоящим путеводителем по магии Шотландии и севера Англии, упоминается "тисовая лучина, отщепленная в час затмения Луны".

    Красные ягоды тиса, ярко выделяющиеся среди тусклых красок северной зимы, также связывали с тайной жизни и смерти, а кроме того, с яблоками Идунн. Младшая Эдда рассказывает, что богиня Идунн, жена аса поэзии Браги, "хранит в своем ларце яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут они стариться, и тогда они тотчас же помолодеют, и так будет до конца света".

    Считается, что на мистическом уровне руна Yr, своей графической формой напоминающая лук, воплощает творческие силы и задуманное.

    На мирском уровне, благодаря своей графической форме, руна Yr обозначает сохранность и индивидуальную за щиту, верную оценку своего положения (в должном месте в должное время), необходимое для попадания из лука в цель, то есть верного приложения усилий для достижения избранной цели.

    Ior
    Фонетически руна передает дифтонг [Io] и своей формой подобна руне Hagal. Ior обозначает морского зверя. Изначально, эта руна могла быть связана как с бобром, животным, когда-то существовавшим, но в VIII веке исчезнувшем в Британии, так и с мифическим животным, известным в традиции общеиндоевропейской культуры как Мировой Змей. В скандинавской мифологии это существо известно под именем Йормунганда, этот Змей столь велик, что, обитая в море, со всех сторон окружающем Мидгард, способен пастью схватить собственный хвост.

    На мистическом уровне Ior воплощает - по аналогии с двойственной природой - животных-амфибий, способных жить как в воде, так и на суше, двойственность всех сущих вещей. Концепция эта разъясняется на основе скандинавского мифа о Мировом Змее, как его рассказывают Старшая и Младшая Эдды. До тех пор пока не настанет день Последней битвы Рагнарек, Мировой Змей пребывает в окружающем землю океане и является существенной частью скандинавской космогонии и представлений о мироздании. Последствия исчезновения Йормунганда стали бы более опасны и гибельны для всех миров, чем его присутствие на окраинах Мидгарда.

    Природные катастрофы, представляемые как движения этого существа, являются составной частью естественного хода вселенной и уклада человеческой жизни. Интересно с этой точки зрения сказание о рыбалке Тора. Выкинув за борт бычью голову, которую в нортумбрийском ряду представляет знак Ur, руна силы. Тор не только поймал, но, и попытался вытянуть Йормунганда, однако его спутник, великан Хрюмир, перерезал леску и змей вновь погрузился в океанские глубины. Настоящий миф не столько демонстрирует ловкость аса, сколько подчеркивает безрассудность этой попытки. Скандинавская мифология, а вслед за ней и древнеанглийская руническая мистика безоговорочно признают концепцию единства противоположностей.

    Свет невозможен без тьмы,
    и без ночи нет дня,
    руна Ior - равновесия сил талисман, -

    говорит древнеанглийская руническая поэма.

    Подвиг Тора в сказании показан как попытка преступить через закон равновесия во вселенной - нечто, чего не способен свершить даже бог, не нарушив тем самым равновесие сил в ней и не ввергнув в хаос. Будучи опасными, олицетворяемые Ior силы признаются существенно необходимыми составляющими бытия. Основное содержание руны Ior заключается в указании на то, что попытка изъять одну из полярно противоположных составляющих, изначально обречена на неудачу.

    Ear
    Фонетически руна передает звук [Ea].

    Ear - руна (в значении ее отчасти чувствуется влияние христианства) обозначает прах, из которого создано тело человека и в который оно вернется после его смерти.

    На мирском уровне руна Ear служит символом могилы и олицетворяет конец всякой жизни.

    На мистическом уровне Ear можно отнести к группе рун жизни и смерти, куда входят также Eoh и Yr. В мистических концепциях Севера, жизнь и смерть неразрывно связаны, и существование первой предопределяет вторую, вторая же позволяет возникнуть первой.

    Gweorth
    Первой исключительно нортумбрианской руной является Gweorth, которая в этом руническом ряду стоит тридцатой и фонетически обозначает звук [Q].

    Gweorth относится к так называемым огненным рунам, группе рунических знаков, связанных со стихией Огня.

    В ней возрожденье через смерть
    на собственном огне, -

    говорит о руне Gweorth древнеанглийская руническая поэма.

    Графический знак этой руны символизирует взвивающиеся к небу или танцующие языки пламени ритуального огня. Стихию Огня северная традиция связывала с Муспельхеймом, миром лежащим на юге, где "все горит и пылает". Одновременно традиция толкования рун, возникшая в VII-VIII веках в Дании и к IX , веку, вероятно, укоренившаяся на Британских островах, связывает огонь, способный как согреть, так и сжечь, с коварным асом Локи. Древнеанглийские мистики интерпретировали воплощаемое руной Gweorth как символ очищения от искушений коварного аса или же душевных ран, какие наносил себе сам человек, поддавшись искушению Локи и сойдя с предначертанного ему пути. Современная руническая мистика рассматривает огонь во всех его видах как отражение сакрального домашнего очага на уровне микрокосма.

    На мирском уровне и нередко в гадании руна Gweorth может означать праздничный костер или костер погребальный.

    Calc
    Тридцать первой руной является Calc, фонетически передающая звук [C].

    Смысл этой руны темен, как и тех из младших рун, которые использовались в сакральных целях или в магии, что объясняет, почему содержание их тщательно скрывалось от непосвященных. Традиционно полагается, что она представляет ритуальный сосуд или жертвенную чашу. Однако название ее - Calc можно перевести как "мел", мягкий материал, который используют в строительстве и для письма на грифельной доске.

    Если исходить не из названия руны, а из ее графической формы, то более удачной представляется первая трактовка, однако чашу тогда следует рассматривать как опорожненную и перевернутую. То, что в ней содержалось, было уже использовано или, в неблагоприятном случае, пролито, то есть пропало впустую. Возможно, эликсир был выпит или выплеснут на землю или на огонь вовремя какого-то священного ритуала.

    В трактовке этой руны на мирском уровне современная традиция рассматривает руну Calc как символ воспоминания об отсутствующих или умерших, объединяя, таким образом, и жертвенные возлияния, и средство записи. По форме руна Calc напоминает перевернутую вверх ногами Algiz, пятнадцатую руну Старшего Футарка, символ защиты. Поэтому современная мистика рассматривает ее как руну смерти вообще или символ смерти отдельной личности.

    Более интересной представляется древняя трактовка этой руны, объединяющая философию с мистикой. Эзотерически тайна Calc обозначает то, что будучи полным, тем не менее пусто. Подобно многим рунам, этот ее аспект заключает в себе идею единства противоположностей. С точки зрения мистики руна Calc обозначает характерное свойство всего сакрального: будь то священная реликвия или сокрытое знание, или достижение просветления - все это может казаться легко доступным, однако коснуться его нельзя - всякий раз оно оказывается недосягаемым. В средневековом мире руна Calc считалась руной Святого Грааля.

    Stan
    Тридцать второй руной является Stan, фонетически передающая звук [St] и означающая "камень".

    На более широком уровне Stan можно трактовать как обозначение камня в любой его форме или любого свойства камня, однако на мирском уровне эта руна служит, как правило, для обозначения отдельного валуна, булыжника или камешка. Впрочем, ее знак также может быть использован для обозначения "камешка" или фишки, какие используются в традиционных играх на доске.

    Вне зависимости от того, какой именно камень или какую именно форму камня описывает руна Stan на мирском уровне, на уровне мистическом она воплощает связь между силами земли, человеческими силами и силами небесными. В этом толковании также можно уловить кельтское влияние, поскольку в отличие от скандинавской традиции, делившей существующую вселенную на девять (в иных вариантах десять частей), друиды подразделяли ее на три уровня.

    Практическое содержание руны Stan, важное в особенности в гадании, уже описано самим ее названием: валун может загораживать дорогу, но может и предоставить хоть и надежное, но временное укрытие от погони или надвигающегося врага. Точно так же и руна Stan способна как обеспечить надежную защиту (как в существующей в той или иной форме во всех европейских культурах поговорке: "Как за каменной стеной"), так и стать препятствием на пути к достижению цели. Немаловажно и то, что для того, чтобы обойти это препятствие, необходимо соитие избранного пути, последнее же требует осторожности и выдержки, необходимых для того, чтобы не принять вынужденный, обходной путь за истинный и вернуться на изначальную дорогу.

    Gar
    Заключительной, тридцать третьей руной нортумбрийского ряда является Gar, фонетически передающая звук [G].

    Этому руническому знаку в нортумбрийской традиции приписывается значение "копье". В мифологии Gar соотносится с копьем Одина Гугниром, а поскольку для копий традиционно использовались древки из ясеневого дерева, эта руна связана еще и с ясенем Иггдрасилем. Далее, символизируя одновременно и Мировое Древо, стержень вселенной, и копье Одина, стержень его власти, руна Car является как бы центральной точкой, к которой тяготеют все остальные руны. А потому, не относясь, по сути, ни к одному из аттов, она принадлежит всем пяти.

    Кроме того, в нортумбрийской системе Gar считается руной завершения и законченности.
     
Загрузка...