Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Таро 9 "Отшельник"

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия:
Старец, Искатель, Пророк Вечности, Маг Голоса Силы.

Названия на других языках: L'Eremita, L'Eremite, The Hermit, Der Einsiedler.

Астрологические соответствия: Дева и Меркурий.

Каббалистическое значение: мудрость.

Оккультное значение: вершина чего-то, крыша.

Физическое значение: осторожность.

Историческая фигура: Будда.

Места: пустынь; место добровольного уединения; кабинет ученого, художника; место отправления религиозного ритуала, не санкционированного господствующей религией.

Предсказательное значение в прямом положении:
  • поиск высших ценностей;
  • мудрость, добытая глубоким изучением и опытом;
  • одиночество;
  • обособленность;
  • внутреннее спокойствие;
  • терпеливость;
  • расторопность;
  • размышление;
  • уход от мира;
  • период созерцания и углубления духовности;
  • поиск истины; далеко идущие планы;
  • отказ от старых привычек;
  • интерес к оккультизму и эзотерике;
  • с толком проведенное время на работе;
  • повышение по службе, приносящее одиночество;
  • уход на заслуженный отдых;
  • плоды предпринятых ранее шагов (дивиденды от инвестиций);
  • точность в действиях;
  • работоспособность;
  • скептицизм;
  • хорошее здоровье; черствость.
Тип человека в прямом положении: святой; мудрец; отшельник; человек на высокой стадии духовного развития; строгий, но справедливый начальник; пенсионер.

Предсказательное значение в перевернутом положении:
  • незрелость;
  • трудности совместного проживания с другими людьми;
  • слабое понимание своих потребностей и эмоций;
  • трудная жизненная ситуация, связанная с недостаточной активностью;
  • нехватка свежих чувств и радости жизни;
  • ошибочная оценка фактов;
  • неправильный выбор;
  • путаница;
  • неподходящее время для предпринятых действий;
  • ограничения;
  • педантичность;
  • сухость;
  • вынужденный уход на пенсию;
  • пенсия по инвалидности;
  • самоизоляция;
  • самообман;
  • подозрительность;
  • запоздалая или слишком медленная реализация планов;
  • недостаток продвижения в духовном развитии;
  • разочарованность духовным учителем и Мастером;
  • пустые разговоры или бесплодные споры;
  • необходимость корректировки жизненных планов;
  • заболевания пищеварительной системы, особенно кишечника.
Тип человека в перевернутом положении: нелюдим; чудак; нищий; человек, охваченный манией преследования.

Психологическое значение: пришло время отринуть мелочные проблемы и суету, поскольку они мешают сконцентрироваться на собственной душе. А именно она сейчас требует пристального внимания. Каждому человеку необходим период ухода от повседневности и других людей. Попробуй побыть немного Отшельником, чтобы наконец понять самого себя и свои потребности, поразмыслить над своими проблемами. Это необходимо, чтобы научится видеть себя со стороны, реально оценить уровень своего развития и возлюбить себя. Помни, что тот, кто не любит себя, не в состоянии любить никого. Не считай время, проведенное в бездеятельности, уединении и созерцании, потраченным зря, помни о том, что меч победителя куется в одиночестве. Спокойный анализ и осмысление своих планов позволят тебе избежать ошибок в дальнейших действиях.

А. Хшановская "Магия таро"
 
Последнее редактирование:

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Отшельника

Самая трудная дорога ведет внутрь себя.

Несмотря на то что Глупец долго искал во внешнем мире ответа на мучившие его вопросы и прошел в своих поисках множество дорог, он постоянно ощущал, что блуждает впотьмах и не находит нужных ему решений. Ему даже стало казаться, что в начале пути он был ближе к истине, чем теперь. Он попробовал мысленно проследить свой путь, чтобы найти, где он совершил ошибку. Но это было непросто сделать, так как дорога была трудна и длительна. Иногда она напоминала спираль – человек выходил из какого-то места, шел-шел-шел, но в итоге оказывалось, что, сделав много кругов, он возвращался туда, откуда вышел. Это, с одной стороны, несколько обескураживало человека, но, с другой – помогало делать более осмысленным выбор направления движения.

Теперь он гораздо тщательней выбирал маршрут. Он стал более опытным путешественником; более зрелым и мудрым в созерцании, размышлении и выводах, которые делал из увиденного. Он знал, что должен сконцентрироваться на познании себя, своей внутренней сущности, на выработке систем ценностей, которые будут освещать его дальнейший жизненный путь и благодаря которым ему легче станет управлять своей жизнью. Он утвердился в мысли, что понимание внешнего мира ничего ему не принесет, если он не будет понимать себя изнутри. Он вспомнил Мага и его стремление исследовать и понять человеческую душу. Он теперь был с ним согласен: да, именно в ней находится ключ ко всему, ключ к пониманию мира, природы, Бога, Законов Вселенной, а также энергий, которые по повелению Создателя наполняют этот Мир, Космос и такую его ничтожную часть, какой является Человек. Он сознательно начал искать знание, которое собрал и сокрыл когда-то Маг. Он припомнил и то, чему учила его Наивысшая Жрица, с любовью служившая людям, посредничавшая между Человеком и Богом. Он начал понимать мотивы ее поступков, подсознательно желая ее присутствия и заботы.

Еще до того как человек начал свое странствие в поисках Нового Знания и Понимания, он открыл в своей душе существование двух разных слоев: сознания и подсознания. К сожалению, он не знал, какому из них отдать главенствующую роль: рациональному и логическому сознанию, которое направляло его разум и умело все объяснить, или иррациональному ускользающему подсознанию, которое зачастую могло все перепутать, но управляло его интуицией.

Бывали моменты, когда он уже хотел отказаться от странствия, смириться с существующими обстоятельствами, приспособиться к ним и научиться в них жить. Однако до конца это ему не удавалось. Наступала минута, когда что-то толкало его вперед, указывало направление, в котором надо идти, не позволяло остановиться и успокоиться. Раздираемый сомнениями, Глупец решил искать совета и помощи у Бога. Но он не хотел в разговоре с Ним использовать посредничество Верховного Жреца, а с Наивысшей Жрицей, которая скрывалась от преследующего ее Закона, ему трудно встретиться. Он должен был решиться на подвиг и попробовать это сделать без посредников.

Превозмогая страх и тревогу, охватившие все его существо, он возвел глаза к Небу и направил туда свое Слово. Это Слово нельзя уже было назвать молитвой, так как это был скорее подавленный страхом крик о помощи. Каково же было изумление Глупца, когда он понял, что его Слово услышано, что ему дан ответ. Бог, который до этого времени казался устрашающим, далеким и ужасным, явился для него любящим отцом, заботящимся о своих детях, не оставляющим их без помощи. Его советы развеяли сомнения Глупца и облегчили принятие решения. Бог не соглашался с бесправием, существующим в мире, не хотел, чтобы человек Его боялся и, принуждаемый к этому жрецами, в страхе падал перед Ним на колени. Но Он хотел, чтобы человек сам нашел свое место в мире, познал самого себя и принес на Землю гармонию и любовь.

Направляемый Божьим Словом, Глупец облачился в простую одежду, взял в руки посох странника и фонарь, который должен был освещать его путь, и отправился в свое очередное странствие, но уже не как Глупец, а как Отшельник – то есть человек, который по собственному выбору самостоятельно искал ответы на вопросы, относящиеся к человеческому Бытию. Он шел в одиночестве, ибо только так можно пройти свой путь. Никто, кроме него самого, этот путь никогда не пройдет и никто не может в нем участвовать. Каждый из нас является Отшельником и путешественником в глубину собственной души. И единственным нашим попутчиком может быть только Благой Господь, который поддерживает каждого, кто отправляется на поиски духовного развития и самопознания.

По разным дорогам странствовал Отшельник, износил не одну рубашку, стер не одни сапоги и сломал не один посох. Много трудностей было на его пути, но ничто не могло остановить его. Люди предлагали ему передохнуть, остановиться и начать оседлую жизнь, но он их не слушал. Он шел и шел, ведомый голосом Бога, часто не слышным другим людям. Он все глубже познавал себя, свои внутренние силы и возможности Он познавал также свои слабости. Он встретил в своих странствиях и Мага, и Наивысшую Жрицу, говорил с ними и понимал их советы и призывы. Он понял всю тройку властителей и мотивы, руководившие ими, но понял также и простых людей, желавших иметь Дом и Семью или гонимых Тщеславием, которое давало надежду на легкую добычу.

Благодаря всему этому, Отшельник смог подняться над земной повседневностью, и, хотя Император умолял его стать своим советником, а Верховный Жрец признал его заслуги, не подвергнув даже сомнению его разговор с Богом, хотя сам Отшельник знал, что собрал уже огромное знание, – он по-прежнему странствовал и не прекращал своих поисков. Он научился соглашаться с тем, чего не мог изменить, пробовал изменить то, что мог изменить, но самым важным стало то, что он научился отличать первое от второго. В земной жизни для него теперь не было тайн. Он знал, что постиг земные законы, но подсознательно чувствовал, что существует еще много всего, о чем он ничего не знал, но что мог предугадывать. Он готов был странствовать бесконечно, чтобы углубить это знание, и чувствовал, что каким-то волшебным образом ему хватит на это времени. Он ответил на вопросы, которые мучили его здесь, на Земле, но он хотел найти также ответы, которые относились к тому, что будет потом, по ту сторону "блика тени". Дальнейшее его путешествие символизирует Колесо Фортуны.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Старый, мудрый человек.

БУКВА: Тет = Т, символы: приют, цель пути, тайна. Числовое значение = 9.

ЧИСЛО: 9 - сворачивающаяся спираль (в противоположность Шестерке). Число Посвящения (3x3) и Размышления. Число, всегда сводимое к самому себе: 9+9=18=9 (сумма цифр), 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45=9, 9x1 и далее до 9x9 дает результаты, сумма цифр которых тоже всегда равна 9. Орешник плодоносит через 9 лет. Его плод, орех, служит символом мудрости («расколоть орешек»). Девятая сфира, Йесод = sod, тайна, а буква «Й» (йод) = 10 = тайна Десятки.

Число завершения цикла и судьбы: 9 месяцев, проходящие от зачатия до рождения. Иисус умер в девятом часу (по счислению древних).

3x9 дней проводили в пещере будущие жрецы Зевса. В одном ирландском авгу- стинском монастыре (Лох Дердж) послушникам полагалось семь дней очищать себя и поститься, на восьмой день их укладывали в гроб, а на девятый отправляли в пещеру, чтобы они прошли «чистилище святого Патрика», где они и оставались целые сутки (или навеки).

Юнг: "Человек вряд ли доживал бы до семидесяти и восьмидесяти лет, если бы подобное долгожительство не отвечало некоей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свои смысл и цель, а не является всего лишь жалким придатком к первой. У примитивных племен, например, мы видим, что хранителями мистерий и законов почти всегда бывают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как обстоит дело у нас? Куда девалась мудрость наших стариков? Где их тайны и сказки? У нас старики пытаются скорее подражать молодым. В Америке даже считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери".

ЦИТАТА: «Демагоги, эти проповедники самоотчуждения, которые развалили уже не одну цивилизацию, все время морочат людям голову, не давая им задуматься; они стараются собирать людей в большие массы, чтобы те не могли заняться строительством собственной личности там, где ее только и можно построить, то есть в одиночестве. (...) И всем этим они добиваются того, что люди дают увлечь себя разнообразным страстям и рьяно, жутко выходят из себя. А поскольку человек - это существо, которому удалось однажды прийти в себя, то ясно, что таким образом он опускается на ступеньку ниже: выходя из себя, он возвращается в животное состояние».
Хозе Ортега-и-Гассет, «Человек и люди»

ОБРАЗЫ: Отшельник, монах (бродячий), паломник, Иисус в пустыне, пророк, пастырь, Мерлин.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО: Свет, озаряющий путь, пламя жизни, мудрость.
Синяя сутана = сила духа, желтый = алхимическое золото. Фонарь - свет оккультного знания, он прикрыт сутаной: скрытое знание.


ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА: Фонарь не прикрыт, и в нем горит звезда. Это - не столько Ищущий, сколько Просвещающий. Льды символизируют холод одиночества. Капюшон - защита от чужеродных влияний.

АНАЛОГИИ: Интровертированная сторона человека. Одинокий путь обретения самого себя. Зимние холода - лишь подготовка к весеннему пробуждению природы. Скудость, старость.

СОВЕТ: Каждый из нас в конечном итоге одинок. Самые важные вещи каждый вынужден делать для себя сам.
Руды всегда больше, чем драгоценных камней.
Легче быть великим, уважаемым гуру, чем веселым, жизнерадостным метельщиком.


КАЧЕСТВО: Самопознание, мудрость, просветление, ум. Умение быть довольным тем, что есть. Умение «отключаться», абстрагироваться от внешнего мира.

ЦЕЛЬ: Удовлетворение, исполненный долг, путь, урок одиночества, созревание. Цель Посвящения - разбудить дух, чтобы укрепить волю.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА: Повторение одного и того же, косность, застой, отчуждение, разочарование, нежелание жить.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
(плюс) Мудрость, медитация, сосредоточение на главном, время размышлений, переоценка ценностей/жизненных целей, осторожность.
(минус) Изоляция, недостаток сил, хроническая болезнь, замкнутость, тупость, фобии.


СИНТЕЗ: Карта изображает один из наиболее распространенных архетипов - старика-мудреца (Мерлин, Далисянь, Авраам), ищущего истины и ведущего к ней других. Она означает прежде всего отказ от внешней активности, спокойствие, уверенность в себе, интровертированность как предпосылки сосредоточения на самом главном, выработки своих критериев и приоритетов. Это - фаза развития, в которой человек не дает отвлечь себя никаким внешним факторам, обретает мир с самим собой.

Те этапы жизни, которым соответствует Отшельник, часто бывают самыми интересными, ценными и благоприятными. Главное, чтобы человек сам был готов впустить покой в свою душу, возможно, нужно даже, чтобы он сам искал этого покоя, не впадая в стресс ожидания непременного успеха и иных суетных переживаний.

Спокойствие, скромность запросов как мягкая форма смирения, благодарность Жизни за все, что она дала тебе, составляют важнейшие переживания этого периода.


СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Умение абстрагироваться. Период внешнего покоя, замкнутости, внутреннего удовлетворения. Период поста, медитаций, размышлений. Спокойный, но верный отказ от надоевших привычек (курения, излишнего аппетита и т.п.). Расстановка приоритетов. Удовлетворение, гордость собой. Ясность, скромность запросов. На работе и в личной жизни период без ярких внешних событий, время собраться с силами и выбрать направление дальнейшего этапа развития: после зимних холодов (Отшельник) наступает весеннее пробуждение. Если человек не согласен или не желает такого развития, то карта означает: ты не получишь того, чего желаешь. Будешь искать друзей, но и среди них останешься одиноким. Все попытки наладить контакт завершатся неудачей. Поиск острых ощущений также ничего не даст.

Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
Отшельник - это карта отрешённости от мира, путь к себе. Это - период интроверсии, когда мы "закрываемся" от внешних влияний, чтобы вдали от суеты и людей обрести покой и, главное, найти самого себя. Тем самым, Отшельник символизирует важные события, показывающие нам, кто мы есть, к чему стремимся и как этого достичь. Он объединяет в себе два полюса: глубочайшие переживания и высочайшее познание. Многие побаиваются этой карты, но совершенно напрасно. Лишь там, где эти качества Отшельника бывают поняты неправильно, возникает страх одиночества и покинутости. Однако тот, кто готов следовать зову Отшельника, не теряет себя, а находит, обретая ясность, силу и умение ладить с самим собой.

РАБОТА: Время размышлений, когда мы должны, наконец, выяснить, чего же мы хотим в плане работы. Эти размышления могут привести к пересмотру всех прежних представлений об успехе, признании, престиже, востребованности, о деньгах и о сфере интересов. И в любом случае они приводят нас к лучшему пониманию наших истинных потребностей и нашего истинного призвания. Поняв же это, мы не только укрепляемся духом, но и приобретаем глубокую внутреннюю уверенность, благодаря которой можем теперь медленно, но верно приближаться к осуществлению своей новой цели. Бывает, что Отшельник олицетворяет саму работу, тогда он напоминает нам, что серьезность, спокойствие, взвешенность действий и опора на собственные силы в пределах ограниченных финансов дают большее удовлетворение, чем участие в групповых мероприятиях пресловутого общества потребления.

СОЗНАНИЕ: Эта карта показывает, что мы отрешаемся от мира, чтобы освободиться от чужих мнений и вновь вернуться к своему изначальному "Я". Поэтому Отшельник часто означает некоторый период, от нескольких дней до целого отпуска, когда мы бежим прочь от других, чтобы сосредоточиться на какой-то проблеме, плодотворно поработать или просто дать себе передышку и подумать, чтобы понимание пришло само собой. Часто в такие периоды покоя рекомендуется поститься, воздерживаться от всего, соблюдать обет молчания, заниматься медитациями или иными духовными практиками. В результате такой работы человек становится мудрее, у него прибавляется сил, мужества и решительности.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ : Тут карта имеет двоякое значение, так как может указывать на одиночество, в том числе "одиночество вдвоем". Однако ее основной смысл и здесь заключается в глубоком осознании, понимании наших истинных потребностей и нашего истинного призвания в партнерских отношениях. Часто она знаменует собой переход к более зрелым формам любви, к добровольному отказу от тех или иных чисто эгоистических требований ради сохранения и укрепления парности, союза, брака.

Или же - понимание того, что умение обходиться друг без друга - одно из важнейших условий прочности и долговечности союза.

Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН IX. ОТШЕЛЬНИК

На картинке Аркана — старец в монашеской одежде, с фонарем. Отшельник, так же как Великий Иерофант, составляет архетип “Мудрый старец”, но является символом индивидуального духовного опыта.

Эволюция карты такова: в одной из древнейших колод — колоде Висконти-Сфорца — Отшельник изображен в обычном, светском костюме, с песочными часами в руках. Очевидно, что в те времена эта карта олицетворяла Время. Позднее Отшельника одели в рясу, а в руки ему дали фонарь, и он стал символом Света Мудрости.

В сновидениях фонарь предрекает радость, а монах — это вестник, то есть картинка может быть иносказательно названа “Вестник радости”.


Отшельник в современном толковании представляет индивидуальный религиозный путь, идти по которому могут лишь немногие, хотя К. Г. Юнг говорил по этому поводу: “Для ищущего истину он убедительнее самой лучшей традиции”. Но стоит отметить, что философские поиски путем отшельничества могут окончиться плохо, так как дефицит внешней информации, наблюдаемый у отшельников и монахов, ограничивает работу мозга и выводит психику из нормального состояния. Подобное опасение подтверждено экспериментально. Отсюда странные откровения и видения подвижников. Последователи психоанализа также доказали, что религиозная мечтательность сводится к проявлениям извращенной эротики. Это утверждение можно иллюстрировать примером св. Терезы Авильской, которая считала себя женой Христа, и, судя по ее собственным записям, имела с Ним некое подобие духовного соития, описание которого сильно напоминает сексуальные сцены из бульварных романов типа “она затрепетала, почувствовав удар его могучего копья”. Обо всем этом она подробно рассказывает в своем произведении о семи ступенях экстаза.

Положительным примером индивидуального духовного поиска можно считать путь Шри Ауро-биндо — выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги.

Таким образом, индивидуальный религиозный опыт несет нравственное здоровье, если соседствует с разносторонними знаниями и критическим умом. А для тех, кто хочет поверить, а не понять, открыты двери коллективного религиозного опыта.

В раскладах на затруднительное положение Отшельник обычно обещает мудрый совет со стороны или внезапное озарение, обнаружение верного пути для решения проблемы.

В личном раскладе означает самодостаточность, индивидуальность, которая может быть как проявлением спокойного доброжелательства, так и враждебности к людям, противопоставления себя им, жажды власти. Такие подробности обычно видны из сопутствующих Младших Арканов.

В любовном прогнозе эта карта говорит о возможном охлаждении чувств, но предпринимать по этому поводу ничего не надо, главное условие налаживания отношений — время.

В раскладе на ситуацию предупреждает, что спрашивающий должен рассчитывать только на себя.

А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
Отшельник / The Hermit / l’Ermite / der Eremit

Человек в монашеском одеянии держит в поднятой руке фонарь, в котором горит звезда. Другой рукой он опирается на золотой посох. Он сутул, потому что устал от трудов и забот, но спокоен. Он стоит на вершине горы, и вокруг него тоже одни лишь горы.

Карта Отшельника означает отказ от стремления к материальным и физическим благам, обращение к разуму и душе. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? – спрашивал Иисус. Казалось бы, простая истина, однако чтобы ее понять, человеку нужна иногда целая жизнь. Потому и стар Отшельник, изображенный на карте. Лишь теперь он по-настоящему вступил на самый чистый из путей – путь познания, путь Дао и Будды. Глаза его обычно закрыты, ибо для того, чтобы увидеть свет Истины, ему уже не нужно земное зрение. Отсюда название этой карты в Египетском Таро: Внутренний Свет. Но достичь этого он смог лишь после многих поисков и искушений. Не будь у него золотого посоха, он, возможно, так и не дошел бы до вершины. Впрочем, теперь посох ему не нужен.

В старину эта карта называлась “Старик” и считалась олицетворением всепоглощающего Времени: вместо фонаря изображенный на ней человек держал песочные часы. Тогда она говорила не о мудрости, а о страхе и могла предвещать близкую смерть.

Смысл карты: пора оставить мелочные заботы и ставшие привычными развлечения: они мешают задуматься о душе. Каждому человеку требуется период уединения (“отшельничество”), чтобы разобраться наконец в себе самом.

Для эзотериков и вообще людей, заботящихся о своем духовном росте, Отшельник может означать ощущение одиночества оттого, что его бывшие товарищи и близкие перестали понимать его: он ушел вперед, а они остались там же, где были. Поэтому общаться он может теперь лишь с такими же Отшельниками, но их мало, а поблизости может не быть вообще. Он может, конечно, вернуться назад, и старые друзья с радостью примут его, но на этом его духовное развитие закончится. Лучше иди вперед, говорит эта карта, покоряй следующие вершины, и ты найдешь новых друзей.

Для людей обычных, например, девушки, брошенной парнем (“Вернется ли он?” Или: “Скоро ли я выйду замуж?”), означает просто одиночество, по крайней мере в ближайшее время, то есть ответ на такие бытовые вопросы будет отрицательным. Хотя та же карта дает ей и совет: займись пока лучше своим духовным ростом, используй отпущенное тебе одиночество для пользы дела.

В перевернутом положении, наоборот, Отшельник говорит, что девушка одна не останется, а возможно, и замуж выйдет в самом скором времени. Для эзотериков же он означает, что, увы, вершина еще не достигнута (возможно, путь был ошибочен), что творческого уединения нет и пока не предвидится. То есть результат получается скорее неблагоприятным.

Для бизнесмена Отшельник что так, что эдак неблагоприятен. Единственный совет – немедленно бросить тот бизнес, которым он занимается в данный момент, и переключиться на что-то другое.

Евгений Колесов "Толкования"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
«ОТШЕЛЬНИК» (IX)

Карта «Отшельник» первоначально изображала пожилого человека в добротной одежде, с песочными часами в руке. Предположительно, это была аллегория времени или старости. Впоследствии часы в руке превратились в фонарь, а солидный мужчина – в отшельника, монаха в рясе или плаще с капюшоном[1].

Классическая иконография. Фигура в плаще с капюшоном опирается одной рукой на посох и держит в другой руке фонарь.

Одиночество (время старости)

Отшельник, несмотря на все эзотерические представления о благостной природе самопогруженности, сохраняет значение уединения, отрешенности и одиночества, как и Жрица в Таро, это, в социальном аспекте, прежде всего уход от мира, от людей, эмоционально значимых контактов и привязанностей.

Соотносится ли это с изначальной связью этой карты со «Временем» или нет, но, как правило, «Отшельник» знаменует достаточно длительный и явный период ухода от мира. Он не из тех карт, которым достаточно выразиться однократно, – нет, он будет длиться и длиться. К такому пролонгированному действию склонны также «Повешенный» и, иногда, «Луна». Вообще говоря, так происходит с любым арканом, который кажется «перевернутым» или искаженным. Но у «Отшельника» и «Повешенного» (а отчасти и у «Луны») эта длительность действия обусловлена задачей: Отшельник уходит из мира, чтобы найти нечто важное для себя; Повешенный висит до тех пор, пока не поймет, кто он и «где его голова, а где ноги», а Луна не отпускает просто так…

Зачастую «Отшельник» знаменует собою период, когда либо внутренняя, либо внешняя сила (а действие Старших арканов «размывает» границу между внутренним и внешним, и в этом одна из причин яркости их влияния: принцип кажется всеохватным) побуждает оставаться или чувствовать себя отрезанным от всего окружающего мира. Появление этой карты в вопросе о взаимоотношениях говорит обычно об «одиночестве вдвоем»: «Мы вместе, но я все равно чувствую себя одиноким». Это не всегда результат «неправильных» отношений; иногда это признак томления духа по чему-то недостающему в жизни, по иной стороне бытия.

Одна из теневых сторон Отшельника, причастных этому его аспекту, – сенексная, старческая сила. Старец в юнгианской психологии – архетип мудрого старика или мага. В негативном проявлении это иссушающая старческая сила, мудрая и опытная, а потому опасная, ревнивая и завистливая по отношению к молодости и жизни. Кроме того, сенексная сила Отшельника – это уход в тот мир, существовать в котором удобно. Это некритичность к настоящей и истинной реальности: если Отшельник выберет тот мир и ту действительность, которые его устраивают, равнодушие к мирским благам может превратиться у него в душевную и духовную слепоту в мире действительности, в сфере отношений и поступков. Радикальный вариант этого теневого аспекта Отшельника – иконографически близкие ему «фанатики в балахонах с капюшонами», скрывающих лица и фигуры. Они тоже приходят и размахивают… но уже не фонарями, а факелами.

В очень интересной колоде «Пифагорейское Таро» эта карта представляет старца, похожего на персонажа колоды Висконти-Сфорцы, с песочными часами и серпом. Это, безусловно, усиление аспекта Старости и подтверждение темы сенексной силы этой карты. Не случайно также отрицательные аспекты архетипа Старца ассоциируются с Кроном, который серпом оскопил своего отца, а затем поглотил собственных детей: негативный аспект Старца – отец, пожирающий своих детей, ревнующий и не дающий им вырасти. Таково отношение отрицательной сенексной фигуры (независимо от пола) к молодости и разнообразию ее возможностей.

Одного из самых красивых Отшельников в Таро я встретила в колоде «Богемские Барочные коты»: очень усталый и старый кот в плате с капюшоном, опирающийся на жезл с головой Анубиса, бредет мимо закрытых наглухо дверей храма, но на старом дереве неподалеку уже начинает пробиваться листва, и новая весна еще возможна.

Интроспекция и рефлексия как познание душевной природы

В психологическом смысле карта «Отшельник» говорит нам о периоде интроспекции и рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это размышление, анализ собственного психологического состояния, самосознание, способное посмотреть на психическую самого индивидуума как бы извне, со стороны. При этом объект изучения и наблюдения находится либо в некоем прошлом, либо в отдаленности, воспринимаемой как прошлое, поскольку наблюдающее «Я» выносится в актуальное настоящее. Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) – это наблюдение за своими психическими состояниями в актуальном времени, при котором происходящее и наблюдающее оказываются одновременно в равноправном состоянии и своеобразном диалоге. С этой точки зрения мы можем представить себе образы Старого Отшельника, занимающегося рефлексией и ретроспекцией, дабы понять свою историю и пересказать ее себе заново, и Молодого – выбравшего интроспекцию как метод познания внутренней реальности.

Человек способен проживать жизнь не единожды, осмысляя прошлое и проигрывая будущее, в дополнение к непосредственному переживанию здесь и сейчас. «Жизнь в рефлексии», разворачивающаяся параллельно с хаотичным потоком обстоятельств, и есть единственная реальность субъективного бытия. А сознание, по М. М. Бахтину, и есть внутренний диалог, постоянное зеркало нашей души.

Задача старости – интеграция жизненного опыта в финальную идентичность; пожилой человек своим сознанием обычно обращен в прошлое. «Если прежде прошлое и процесс вспоминания, включающий прожитое в оборот сегодняшнего дня, были лишь условием удовлетворения других потребностей личности (социальных и интерперсональных), то теперь они ценны сами по себе» (Нуркова, 2000, с. 220). Поэтому «Отшельник» с его обращенностью внутрь (и зачастую – в прошлое) приводит в результате к пониманию, осознанию природы и мира.

«Отшельник» в Таро – это не окончательный, но необходимый этап развития человеческой личности или души. Это период, когда необходимо осознать нечто, что уже произошло и случилось, пережить это внутри и рассказать себе историю об этом немного по-другому, осмысляя случившееся по-новому. (Порочный вариант – рассказать себе историю в нарочито благоприятном и удобном виде; мы уже говорили, что это порок сенексной силы – слепота к реальности.) В результате человек может обрести способность к большей самоактуализации – к раскрытию своего прошлого опыта вовне и в мир. Так, одной из маргинальных тем «Отшельника» оказывается в современных колодах уход от аскезы к принятию мирского, телесного и чувственного: в эротической колоде «Декамерон» монах открывает для себя женщину.

Интересный момент, полезный для тех, кто использует перевернутые карты: перевернутый «Отшельник» может говорить о проецировании своего внутреннего содержания (мира, представлений и пр.) наружу, вовне, на другого. Если прямой Отшельник погружен в себя, сосредоточен на своем внутреннем мире, а по внешнему блуждает впотьмах, то перевернутый ожидает от внешнего мира, что тот будет таким, каким кажется ему изнутри. Это, безусловно, проекция, если пользоваться психологическими терминами. И выражаться она может в мнительном отношении к миру и другим людям, к несбывшимся надеждам, ожиданиям или страхам.

Старая душа и ее нисхождение в материю

Восприятие Отшельника или юнговского мудрого Старца можно уподобить контакту со «старой душой» человека – согласно теории, утверждающей, что через воплощения человека сопровождает старая душа, к которой каждый раз присоединяется Душа новая, молодая. Старая душа слишком много знает, и лишь молодая может дать ей силу и удовольствие от новизны, но и ей необходима поддержка и мудрый опыт души старой.

В «Таро Тота» Алистера Кроули карта «Отшельник» подчеркнуто соотносится с потенциалом творения, со скрытым фаллосом (в противоположность восставшему), с заданностью судьбы и наследственности, с тайной мужской силы, семени и оплодотворения. Отшельнику соответствует зодиакальный знак Девы, земной и мутабельный знак, которым управляет Меркурий. Отсюда проистекает идея проводника души (Гермеса-психопомпа) в хтоническом царстве мертвых, выводящего из Аида юную Персефону (вспомним юнговский архетип Девы-Коры и соотнесем его с идеей молодой души).

Отшельник Таро может стать скрытым Гермесом, способным спуститься в Аид или мрак сугубо материального бытия, чтобы найти там юную Кору, молодую душу, и вывести ее к свету. И кто знает, не в этом ли состоит одна из задач старой души всякого человека?

Вот как описывает Лон М. Дюкетт карту «Отшельник» колоды Тота: «Во-первых, сама фигура Отшельника – это огромный стилизованный Йод[2]. У Отшельника голова ибиса – как у Тота/Меркурия. Кроме головы, видна лишь одна-единственная часть его тела – рука (по-еврейски – Йод). Он стоит посреди плодородного пшеничного поля. Налитые зерном колосья снова ассоциируются с мужским семенем. В руке Отшельника – фонарь, в котором сияет Солнце. По пятам за ним следует трехглавый пес Цербер, привратник подземного мира. Гермес/Меркурий прикормил этого пса медовыми лепешками, когда спускался в Аид, чтобы вызволить Персефону. Но самый загадочный образ этой карты – «стебель» в нижнем левом углу, напоминающий сперматозоид» (Duquette L. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Перевод А. Блейз).

Мистический путь

Для человека, выбравшего особый мистический путь в жизни, карта «Отшельник» может оставаться сильным принципом в течение всей жизни. Вне зависимости от пола, скорее по душевной склонности мистики и маги, ведьмы и колдуньи, прорицательницы, колдуны, эзотерики, оккультисты знают и понимают архетипы «Отшельника» (IX) и Жрицы (II) и следуют за ними.

Это уникальный и зачастую одинокий путь человека, ищущего смысл в себе и в мире. Это кроулианский постулат «Каждый мужчина или женщина – Звезда», глубоко и индивидуально понятый и прочувствованный Отшельником, для которого и он сам, и любой другой в этом мире – такой же Отшельник, бесконечно одинокий, ищущий, свободный и усталый. Наиболее прозрачным и ясным это ощущение предстает в мистических переживаниях и откровениях, возможно кратких во времени, но, подобно горящему фонарю Отшельника в Таро, определяющих смысл взгляда и понимания, восприятия всей человеческой жизни.

Отшельник «Пражского Таро» идет по улице Алхимиков в Праге, не обращая внимания на открытые двери, – просто бредет по улице. Эта карта часто говорит об одиночестве на избранном пути, иногда – о незрячести и невосприимчивости, иногда – о необходимости не поддаться соблазну чужого тепла.

Очень красива карта Отшельника в Таро Хайндля: здесь он, окруженный совами – птицами мудрости и Другими существами на грани реальности, вскинул руки, раскрывая себя всему миру, открывая его в себе, а себя – отдавая ему, всей Вселенной.


Тут мне вспоминаются строки песни «Восхождение Черной Луны» Сергея Калугина из альбома «Нигредо»:
…Я когда-то был молод – так же, как ты.
Я кадил Путем Солнца – так же, как ты.
Я был Светом и Сутью – так же, как ты.
И был Частью Потока – так же, как ты!
Но с тех пор, как Она подарила мне взор,
Леденящие вихри вошли в мои сны,
И все чаще мне снились обрыв и костер
И мой танец в сиянии Черной Луны.
Я готов был собакой стеречь ее кров,
Ради счастья застыть под хозяйской рукой,
Ради права коснуться губами следов,
Мне оставленных узкою, легкой стопой.
А ночами я плакал и бил себя в грудь,
Чтоб не слышать, как с каждым сердечным толчком
Проникает все глубже, да в самую суть
Беспощадный, холодный осиновый кол.
Бог мой, это не ропот – кто вправе роптать?
Слабой персти ли праха рядиться с Тобой?
Я хочу просто страшно, неслышно сказать:
Ты не дал, я не принял дороги иной,
И в этом мире мне нечего больше терять,
Кроме мертвого чувства предельной вины, –
Оттого я пришел сюда петь и плясать

В восходящих потоках сияния Черной Луны!

Был период, когда я ощущала эту песню как нечто совершенно идентичное происходящему в моей душе. Тогда, очевидно, и совершился выбор самостоятельного мистического пути в моей жизни. А потом «мой этап» этой песни миновал…

В «Таро Элементов» карта Отшельника называется «Шаман–Воля». На ней человек в одежде мистика (которая для мужчины нередко оказывается подобием женского платья, намекая на уподобление андрогинному существу) стоит на вершине горы, вскинув руки к небу; на груди его изображены все символы стихий (вспомним, что Шут лишь стоял поддеревом с этими символами, Маг ими манипулировал, но только Отшельник принял их все в себя). Лозунг этой карты – «В слабости моей не покинь меня, не устрашись моей силы». Это отсылает нас к идее внешней слабости и внутренней силы мистика.

Отшельник в нашей жизни

Состояние Отшельника – необходимая часть жизненных переживаний, пауза для раздумий о себе и мире, о своем прошлом и том, что мы собой представляем на самом деле, вне социальных масок и претензии. Это период уединения, необходимого для того, чтобы лучше понять себя и примириться с собой. Вечное странничество Отшельника способно завершиться лишь этим примирением с собой и своей судьбой.

[1] Забавно, что исследовательница колоды Висконти-Сфорцы Гертруда Моукли связывает эту трансформацию с появлением в комедии дель арте фигуры Доктора с баночкой мочи больного Арлекина.

[2] Йод – буква древнееврейского алфавита, первая буква божественного имени Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе). Графическая основа всех остальных букв алфавита.

Галина Бедненко "Старшие арканы таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
Идея девятого большого аркана Таро одновременно сложна и проста. Основные темы этой карты — старость, мудрость, уединение. Место, где живет святой отшельник, впоследствии становится «местом силы», тем сакральным пространством, которое отделено от всей остальной реальности. Здесь проходит граница между священным и мирским.

Может показаться, что идея границы роднит Отшельника с Императором. Однако, в сущности, граница Отшельника не просто отличается от границы в четвертом аркане, но по своей природе прямо противоположна ей. Император выстраивает границы на основе личной власти и собственности, Отшельник же проводит границу между общественным и личным, материальным и духовным, внешним и внутренним. В качестве девиза этой карты можно было бы взять слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Иными словами, научитесь отделять мирскую суету от подлинно вневременного сакрального переживания.

С этой точки зрения Отшельник является противоположностью и противовесом Императора, стремящегося распространить империю как можно шире. Отшельник уходит прочь из города в пустыню, то есть из наполненности в пустоту, и эта самая пустота оказывается оплодотворенной, наполненной светом, смыслом, силой. Пустыня становится теменосом — освященным пространством, выделенным из остального мира.

Отшельник — воплощение и носитель сакрального. В мифах концентрация сакрального в фигуре Отшельника зачастую так высока, что вокруг него естественным образом начинают происходить чудеса. Иначе говоря, он оказывается динамическим агентом, преобразующим реальность вокруг себя. Однако условием такого преобразования является самая строгая изоляция от всей мирской суеты. Преобразуя внутренним внешнее, Отшельник оказывается добровольной жертвой, тайным семенем, которое, «если не умрет, то не даст плода» (См. Иоан. 12:24.). Поэтому на картине этого аркана так часто появляются символы смерти и сельскохозяйственных циклов — от песочных часов в Таро Висконти и старопечатных итальянских колодах той же эпохи до Цербера и колосьев в Таро Кроули.

Поэтому в некотором смысле степени Отшельника можно считать арканом одиночества гения, несущего в своем сердце зародыш будущего. Гений чужд этому миру, поскольку уже, подобно семени, брошенному из мира духа в мир материи, несет в себе зародыш будущего. И, подобно семени, попавшему в землю (см. аркан Смерть), он должен умереть, отказавшись от себя, чтобы семя проросло. Ибо что толку, если семя, упав в землю, не умрет, но останется таким же? Эту идею прекрасно выразил поэт Дмитрий Мережковский:

Мы неведомое чуем.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть обречены,
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.


Если восьмой аркан ставит предел движению вширь, то девятый начинает движение вглубь. Идеал Отшельника противоположен не только Императору, но и Колеснице. Там — победитель, торжественно въезжающий в город, здесь — ищущий святости анахорет, укрывшийся в пустыне от посторонних глаз.

Традиционное изображение Отшельника — старец, блуждающий по ночным тропам с фонариком. Этот образ отчасти напоминает нам историю Диогена, который зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека».

Следует понимать, что этот забавный эпизод — аллегория эзотерической практики. Поиск, о котором идет речь, — это поиск сокрытого, или внутреннего, Человека, герметического Антропоса, каббалистического Адама Кадмона, суфийского Светового Человека. Этот Человек находится в состоянии порабощенности, или плена, но одновременно он «царь царей и господь господствующих».


Девятый аркан — начало этого поиска. И не случайно ему соответствует Йод — одна из самых таинственных букв иврита, которая обозначается точкой с небольшой «ножкой». Исключительный статус букве Йод придает то, что она является первой в Божественном Имени Йод-Хе-Вау-Хе (в профаном произношении — Яхве или Иегова). Вся кабалистическая традиция вращается вокруг поиска тайного смысла Имени Бога и особенно его тайного (сакрального) произношения, которое может вернуть на Землю золотой век — ну, или, по крайней мере, даровать золотой век тому, кто сможет это произношение найти.

Первая буква Божественного Имени, Йод, согласно каббалистическим трактатам, соответствует стихии огня, и это подтверждает нашу догадку о поиске Светового, или Огненного, Человека.

И тут мы опять сталкиваемся с интересным парадоксом. Алхимикам «для того чтобы делать золото, нужно иметь золото». Колесничий седьмого аркана, устремляющийся на поиск Святого Грааля, уже несет это сокровище в себе. Свет, при помощи которого Отшельник «ищет человека», — не только инструмент, но и сама и цель поиска. Мы возвращаемся к той же идее, но на ином уровне. Колесничий не догадывается, что он несет, а Отшельник — знает.

Свеча, лампа или фонарь Отшельника — это свет Логоса. В этом отношении Отшельник практически тождествен Иерофанту. На родство этих двух карт указывает тот факт, что в формуле Тетраграмматона Отец-Йод (Отшельник) — первая буква, а Сын-Вау (Иерофант) — третья. Общая идея этих двух карт в том, что они представляют Логос, или сознание, что символизирует образ света и свечения. Однако, если Сын-Вау направляет свой свет вовне (экстраверсия, расширение, экспансия сознания, разума), то Отец-Йод соответствует метафизике освящения внутренних пространств.

Отшельник — это архетипический образ духовного учителя, так глубоко погрузившего свой свет в темные воды внутренней бесконечности, что этот свет озарил их и преобразовал. Здесь Эго впервые встречается с Самостью.

Самые старые изображения девятого аркана принципиально отличаются от привычных нам: старик держит перед собой не фонарь, но песочные часы (см. рисунок). Следует отметить, что этот образ полностью меняет традиционный смысл. Древнее значение карты — Время, Сатурн, архетип Сенекса, или Старца, который ставит предел всему живому. Архетип Старца-Сенекса неизменно двойственен: с одной стороны, он представляет мудрость, обретенную за годы духовного искания, с другой — консерватизм, косность и приверженность отжившей старине.

Важной деталью для понимания природы девятого аркана является его движение противосолонь. Как писал Гурджиев, «наш путь лежит против природы и против Бога». Но как же мало тех, кто действительно понимает, какие смыслы вкладывал в эти слова великий хитрец! Путь с природой — это изменение с телом: рождение, рост, смерть. Сама идея переключения внимания в духовный модус уже направлена против природы, а сопротивление уничтожению этого сокровенного света в божественном хаосе — против Бога. Путь против природы и против Бога — это путь преобразования Бога. Здесь мы касаемся одной из сокровенных идей эзотерической традиции — идеи богостроительства, или трансформации Бога посредством человеческого осознания. Эта идея — ключевая для понимания последнего и высочайшего аркана Таро, аркана Вселенная.

Один из лучших образов, передающих настроение аркана Отшельник, можно найти в стихотворении Гиппиус «Не будем как Солнце», где поэтически обосновывается идея двух Логосов, или Логоса, направленного вовне и вовнутрь. Строка «а ты свою посмей зажечь свечу» является ключевым инсайтом в противопоставлении этих двух полюсов.

Идею «пути со свечой» против Бога и против природы прекрасно иллюстрирует сновидение Юнга:
Я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам. И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек. Проснувшись, я сообразил, что этот «брокенский призрак» — всего лишь моя собственная тень на облаке, созданная игрой света того огонька. Еще я осознал, что этот огонек — единственный свет, которым я обладал, — был моим сознанием, моим единственным сокровищем. И хоть в сравнении с силами тьмы огонь мал и слаб, все же это — свет, мой единственный свет.

Позднее этот образ был на свой лад воплощен в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Главный герой, «чтобы спасти человечество», идет через ядовитый бассейн со свечой.

Центральный символ девятого аркана — светильник. И здесь мы можем вспомнить слова из Евангелия: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1:5.). Свет пленяется тьмой, он окружен, замкнут, огражден тройной завесой мрака. На эти завесы указывает в старинных колодах образ песочных часов, а у Кроули трехглавый Цербер — представитель царства мертвых, всех пускающий, но никого не выпускающий,

Образ трагического нисхождения света во мрак как катастрофы присутствует во многих традициях старого Эона, игнорирующих очевидное: а где, собственно, еще светить свету, как не во мраке? Гностическая идея трагического падения светового эйдоса во мрак материи и связываемой с этим космической и духовной катастрофы, которая подчеркивается в большинстве эзотерических традиций старого Эона, раскрывает нам ровно половину правды. Другая же половина заключается в том, что свет, брошенный во тьму, оплодотворяет и пресуществляет эту самую тьму. Когда Христос говорит о зерне, которому предстоит умереть, чтобы возродиться, он имеет в виду не только земное тело, но и тот свет, который, будучи брошен в материю, кажется, «вопиет в юдоли скорбной», но одним своим прикосновением преображает эту юдоль.

Таким образом, мы должны выделить два возможных взгляда на один и тот же процесс нисхождения, или падения, света: гностический и герметический. Мы убеждены, что увлекаться лишь одним из этих взглядов — большая ошибка. Если мы будем твердо стоять на позициях гностицизма, то не увидим позитивную возможность итогового преображения самой структуры материи и даже ее слепого творца, что чревато нарциссической капсуляцией в рамках собственного опуса. С другой стороны,герметический взгляд, воспринятый слишком легко, чреват излишним поверхностным оптимизмом, игнорирующим трагический и тяжелый аспект воплощения. Глубокая истина, принятая преждевременно, оказывается непонятой по сути и превращается в розовые очки невротических защит от страданий, — каковыми и являются 90 % современной так называемой «эзотерики».

Правильнее всего будет рассматривать гностический и герметический взгляды как два преломления одной истины. Сохраняя парадоксальное видение, мы сможем прийти к верному пониманию.

Такой трагической мифологемой пленения является миф о Персефоне, которая пленена владыкой подземного мира, но, пройдя свой путь нисхождения, становится повелительницей двух миров, подземного и земного, находясь в каждом по полгода. Редукция мифа к сельскохозяйственным процессам представляется нам непростительной, поскольку сами законы природы суть иконы высших духовных принципов. Инициатической идеей Элевсинских мистерий было уподобление души Персефоне, которая в конце концов не только освобождается от власти мира материи, но и приносит в него свой свет, пресуществляя царство смерти в элизиум.

Связь символики Отшельника с мифологией Элевсинских мистерий позволяет нам понять странную символическую связку этого аркана с зодиакальным знаком Девы. Дева — это и есть Кора-Персефона, световая дева, или световая душа, встречающая праведников (то есть тех, кто обрел внутреннюю, свободную от внешних законов правду).

Кроули существенно меняет образный ряд аркана Отшельник, однако основная идея остается, в сущности, той же. Старец, который является одновременно Девой Света, несет светильник, озаряющий пространства мрачного царства Аида, на которое указывает Цербер. Образ сперматозоида как бы усиливает символику оплодотворяющего, зачинающего эффекта световых эйдосов, проникающих в материю. Герметическое яйцо, обвитое змеей, указывает на идею первичной материи.

Важно понять, что все эти образы могут быть рассмотрены одновременно на нескольких планах. Так, метафора оплодотворения и зачатия может рассматриваться буквально как воплощение в материальном мире новой жизни (тогда значение сперматозоида становится особенно актуальным), психически — как состояние души, вынашивающей новую идею, или пневматически — духа, нисходящего в глубины мрака, чтобы, соединившись с этим мраком, породить новую жизнь. Точно так же каждый из представленных образов может быть рассмотрен на всех трех уровнях гностической антропологии.


С архетипом Девы связана идея герметичности. Магическая герметичность — то есть изоляция от всех влияний внешнего мира — является обязательным условием для алхимического Великого Делания. Вот как это звучит в переводе на психологический язык в работе Карла Густава Юнга «Мистерия объединения»:

Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нем и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главное: не позволяй пробраться в нее ничему из внешнего мира, ибо у нее уже есть все, что нужно.

Иными словами, девятому аркану соответствует практика активного воображения, которая является «королевской дорогой к бессознательному». Суть этой практики в том, чтобы позволить своим внутренним персонажам иметь свой образ и свой голос и начать с ними взаимодействовать. Модель такого взаимодействия представлена в «Красной Книге» Юнга.

На основании вышеизложенного мы можем наметить основное поле значений девятого аркана в области прорицания. Основное значение этой карты — интроверсия, уход в себя, необходимость обратить сознание от внешних объектов к внутренним. Теневым же значением аркана является одиночество, изоляция. Как и всякий архетип, девятый аркан представляет один и тот же принцип, а вот какой гранью этот принцип повернется к конкретному человеку, — зависит от конкретной ситуации.

(с) Олег Телемский "Таро для всех и для никого" castalia.ru