Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Таро 8 "Справедливость"

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия:
Юриспруденция; Дочь Повелителя Правды; Повелительница Равновесия.

Названия на других языках: La Giustizia, La Justice, The Justice, Die Gerechtigkeit.

Астрологические соответствия: Весы и Козерог, Венера и Сатурн.

Каббалистическое значение: справедливость.

Оккультное фигура: Альфред Дрейфус.

Места: Трибунал; суд; нотариальная контора; налоговая инспекция, а также учреждения, связанные с правовыми нормами.

Физическое значение: юриспруденция.

Предсказательное значение в прямом положении:
  • чистое, ясное суждение;
  • справедливость;
  • юридическая консультация;
  • жизненная стабилизация;
  • решение проблемы на ожидаемом уровне;
  • постоянство;
  • добрые начинания;
  • необходимость произвести оценку;
  • решение старых проблем при помощи грамотного подхода;
  • социальная активность;
  • надлежащая оценка усердия;
  • признание;
  • самостоятельность;
  • устойчивость;
  • понимание мотивов поведения других людей;
  • умение прощать;
  • рассудочность;
  • уверенность в себе;
  • умелое решение судебных или административных проблем;
  • подписание официальных контрактов;
  • мудрый совет;
  • помощь со стороны доброжелательно настроенных людей;
  • согласие в семье;
  • объединение;
  • исправление несправедливости;
  • беспристрастность;
  • готовность услышать правду, какой бы суровой она ни была.
Тип человека в прямом положении: человек с огромным чувством справедливости; юрист; член Конституционного суда; человек, опирающийся только на факты.

Предсказательное значение в перевернутом положении:
  • бюрократия;
  • тенденциозность;
  • нетерпимость;
  • недостаток равновесия;
  • несправедливый приговор;
  • судебная ошибка;
  • необоснованное подозрение;
  • фальсифицированное обвинение;
  • незаслуженное проклятие;
  • дискриминация;
  • трудности в решении судебных проблем;
  • месть;
  • нелегальная деятельность;
  • излишняя доверчивость;
  • муки совести;
  • невозможность произвести объективную самооценку;
  • острая критика;
  • несправедливость;
  • хаос; беспорядок;
  • раскрытие преступления;
  • догматизм;
  • недостаток чувства реальности;
  • фанатизм;
  • упрямое отстаивание своего мнения вопреки очевидности;
  • трудности в решении административных вопросов;
  • протекционизм и взяточничество;
  • недооценка результатов работы;
  • недостаток снисхождения;
  • неумение прощать;
  • заболевания вестибулярного аппарата, горла или позвоночника.
Тип человека в перевернутом положении: человек, манипулирующий Справедливостью в корыстных интересах; продажный чиновник; необъективный судья.

Психологическое значение: каждое существо имеет право на самовыражение и развитие, на поиск свободы и независимости, и ты – не исключение. Только нужно быть честным по отношению к самому себе, ведь ты знаешь, что несешь полную ответственность за все, что происходит в твоей жизни. Ты сам стремился познать истину, не обессудь же, если она лишила тебя последних иллюзий. Это очень болезненно, но не стоит унывать. Возьми себя в руки и прими мир таким, как есть. А в придачу подумай как следует: правильно ли ты жил прежде? Может быть, стоит что-то изменить? Чтобы жизнь стала более гармоничной? Но перед тем как ступить на новый путь, отдай все старые долги, чтобы они не путались у тебя под ногами.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Справедливости

"Пусть закон всегда означает закон,
а справедливость – справедливость".
(Ю. Тувим "Польские цветы")

Справедливость была подругой Наивысшей Жрицы. В своем прежнем служении людям она руководствовалась чувством внутренней правоты, которое жило в каждом человеке. Она решала все споры и недоразумения, возникавшие между людьми, старалась примирять противоборствующие стороны, чтобы сохранить гармонию и равновесие. Она также была хранительницей традиции, но, понимая, что развитие неизбежно, не препятствовала ему, а пыталась согласовать новшества со старыми обычаями.

Конечно, она тоже могла быть суровой, но только если этого требовали обстоятельства. Когда кто-то нарушал общепринятые правила, глумился над существующим порядком, то из всепонимающей мудрой женщины она превращалась в строгую и беспристрастную хранительницу Закона, но при этом никогда не бывала предвзятой и, оценивая человеческие поступки, всегда взвешивала все "за" и "против", пре-жде чем вынести свое суждение. Люди ценили Справедливость, и, когда не могли сами решить свои конфликты, то доверчиво вручали себя в ее руки. Она была бескорыстна – некоторые называли ее слепой, так как она ничего не делала для собственной выгоды. Она относилась одинаково к богатым и к бедным. Ее достоинство и естественное величие заставляли всех уважать ее. Она поддерживала униженных, защищала угнетенных, несла гармонию и порядок в мир, который еще не был до конца безопасным. Она ценила жизнь не меньше, чем Наивысшая Жрица, но немного иначе, концентрируясь на человеческом Бытии, оберегая его от опасностей. Она устанавливала правила, которые необходимо было выполнять в отношениях между людьми, развивала в них чувство справедливости и собственного достоинства. Подобно Магу, она ценила знание, хотя концентрировала свое внимание на "внешних" (естественных – прим. переводчика) науках. Она вникала в глубины человеческой души, но при этом хотела, чтобы науки, которыми она занималась, были доступны каждому. У нее было много общего с Императрицей – она была так же строга к людям, но не забывала об их интересах.

Так было прежде – до того, как Император и Верховный Жрец решили использовать Справедливость в своих целях. Теперь же они хотели, чтобы она помогла им в борьбе с удачливым и прославленным Рыцарем, триумфальным победителем, восседающим на Колеснице, а также со множеством других независимых людей, которые хотя в открытую не боролись с властью, но осмеливались иметь собственное мнение о многих событиях, происходящих в государстве. Было ясно, что Справедливость по своей изначальной сути не могла служить инструментом для расправы с инакомыслящими, поэтому к ней приставили Закон – суровый, бездушный, пристрастный и абсолютно послушный той власти, которая дала ему жизнь.

Закон очень часто оказывался в явном противоречии с человечной Справедливостью, примеряя себя к потребностям власти и с разной меркой подходя к простым смертным и сильным мира сего – слугам Императора или Верховного Жреца. И хотя Справедливость по-прежнему владела миром, ее власть была мнимой– всем управлял Закон. Именно Закон привел к возникновению Великой Инквизиции, заполнив сотнями невинных жертв тюрьмы и каменоломни, разведя костры, где сжигали людей, которые думали не так, как этого хотела Власть. По его приказу были созданы полиция и жандармерия, преследовавшие инакомыслящих или просто неугодных власти людей. По его прихоти доносительство на близких перешло в разряд добродетели. Часто ни в чем не повинные люди страдали, а настоящие преступники оставались на свободе, поскольку их оберегал фальсифицированный Закон. Суды, которые во времена настоящей Справедливости были честны и ставили перед собой цель выявить правду, дойти до сути дела и вынести справедливый приговор, теперь казались пародией на самих себя. Дела выигрывал тот, кто стоял ближе к Власти или имел средства на подкуп судьи. И Глупец, решивший было, что он в безопасности и что мир, в котором он живет, стал цивилизованным, в очередной раз убедился в своем заблуждении.

Но Справедливость не захотела со всем этим смириться. И если сначала она подчинилась существующему порядку вещей, то затем очнулась и начала бороться за себя. Она не пожелала санкционировать деятельность Инквизиции, пристрастные и несправедливые приговоры церковных иерархов, осуждающие невинных людей на казнь. Она хотела отделить себя от пародии на судебные процессы, где ее именем приговаривали к смертной казни или к пожизненной каторге. Она публично протестовала против пыток и психических издевательств над человеком с целью вытянуть у него признание вины. Не всегда ее протесты приносили пользу, а порой и сама Справедливость попадала за решетку, и тогда в стране наступали периоды беззакония, и несправедливые приговоры выносились один за другим. Но поскольку Справедливость все-таки была необходима всем – даже Императору и Верховному Жрецу – ее нельзя было долго держать в заточении. А когда она выходила на свободу, то снова громко и открыто протестовала против несправедливого манипулирования Законом.

Благодаря этому Глупец увидел, что Справедливость одна для всех – для простого человека и для властителя. Он понял, что Закон придумывают люди, стоящие у власти, и стремятся, чтобы он был выгодным для них, тогда как Справедливость слепа и бескорыстна и потому не делает исключений ни для кого. Глупец понял также, что именно он должен помочь Справедливости в борьбе за ее вечные идеалы, но по-прежнему боялся. Он теперь он жалел о том, что позволил пристрастному Закону преследовать Наивысшую Жрицу и Мага, так как чувствовал, что именно они могли стать его союзниками в борьбе за Справедливость. Он раскаивался, что не поддержал Императрицу, когда она старалась сохранить прежний порядок, восходивший еще ко времени ее правления, и что не воспользовался знанием, которое когда-то предлагала ему Справедливость. Он остался Глупцом, несмотря на весь опыт, полученный в своем странствии. Он снова не знал, что ему делать и к кому обратиться за советом и поддержкой. Внешний мир не давал ему ответа на мучившие его вопросы.

Глупец вспомнил Мага, его знание о человеке, человеческой душе и силах, дремлющих в ней. Он чувствовал, что именно там сокрыты решения всех волнующих его проблем, но без руководства Мага не видел, как можно добраться до этих потаенных источников. Интуитивно он догадывался, что должен их найти, и поэтому снова отправился в странствие. Но он был уже обогащен предыдущим опытом и не так испуган и растерян, как в самом начале. Хотя он оставался по-прежнему одинок. Правда, теперь в результате внутреннего выбора он осознал, что такое странствие можно осуществить только самому. Символом этого странствия стал Отшельник, ищущий источник знания о Человеке.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Судья.

БУКВА: Хет = X, символы: поле, семя, стена, изгородь. Числовое значение: 8.

ЧИСЛО: 8 = число Справедливости и Равновесия, поскольку делится на две равные части (4 и 4), которые, в свою очередь, тоже могут быть разделены точно так же. Каждые 8 лет лунный и солнечный календарь практически уравниваются. Восьмиугольник - фигура, переходная между квадратом и кругом, символ посредничества между земным и божественным планом.

«Восемь» как слово во многих языках является как бы противоположностью «ночи», то есть символизирует бодрствование, свет:


Acht - Nacht
eight - night
huit - nuit
otto - notte
ocho - noche
octo - nox (noctu)

К.- Г. ЮНГ
«Мораль не была принесена в виде скрижалей с горы Синай, не была навязана народу, мораль - это функция человеческой души, столь же древняя, как само человечество... Это инстинктивный регулятор, упорядочивающий общежитие и в стаде животных».

ЦИТАТА

«Я больше люблю злодея, сознающего, что он злодей, чем праведника, сознающего, что он праведник. О злодеях же, мнящих себя праведниками, сказано: «Они не свернут с пути и на пороге ада». Ибо они уверены, что и в ад их ведут только для того, чтобы они могли спасать попавшие туда души».
Повести хасидов

ОБРАЗЫ: Добродетель как основа личности, архангел Гавриил, изгнание из рая, царь Соломон.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО: Весы как символ равновесия и как измерительный инструмент. Рука держит меч так, что он не может служить ни для нападения, ни для защиты, а только для различения, выбора и вынесения приговора.

ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА: Две колонны и занавес между ними (как на II Аркане). Он фиолетового цвета - это последний из цветов видимого для нас спектра. За ним - золотые небеса. Ограниченность земной справедливости. Меч и красная мантия = Марс. Весы и зеленый воротник = Венера. Дочь Марса и Венеры (Ареса и Афродиты) - Гармония. Правая нога (символ сознания) на виду. Это - Дике (Аст- рея), в эпоху железного века покинувшая землю и ставшая созвездием Девы.

АНАЛОГИИ: Кодифицированное право как абстрактное выражение правосознания.

СОВЕТ: Отвечай за себя. «Ты волен делать все, что хочешь. Будь лишь готов к последствиям». Шелдон Копп

КАЧЕСТВО: Среднее, соединительное звено между идеальным образом и его материальным воплощением. Объективность, справедливость, проработка прошлого, способность верного суждения.

ЦЕЛЬ: Сохранение равновесия, порядка. Стабильность, честность, суждение, осуждение, выбор, различение, способность отстоять свои права.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА: Стремление быть всегда правым, «Law and Order»[1], предрассудки.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ: (плюс) Благополучный, справедливый, законный исход дела, равновесие, искренность, отказ от старых привычек, (минус) Несправедливость, предвзятость, самоистязание, жестокость, нечестность, фарисейство.

СИНТЕЗ: Спектр значений у этой карты очень широк: это и чувство справедливости, и умение судить верно и здраво, для которых нужны объективность и готовность к компромиссам, а иногда и соломонова мудрость. Нужно и умение выбирать.
Карта Справедливости напоминает о словах Гете: «Один закон нам может дать свободу», потому что беззаконие автоматически влечет за собой право сильного, то есть произвол и бесправие слабых. Благодаря своему номеру, VIII (=2x4), эта карта взаимосвязана с Императором (IV), основная роль которого как раз в том и заключается, чтобы поддерживать порядок.
Юстицию издавна изображают в виде женщины. В то же время композиция этой карты напоминает о Жрице (II). Это - указание на то, что право и правосудие требуют не только умения мыслить логически, но и тонкого чутья. Уэйт не счел нужным объяснить, почему он поменял местами эту карту и карту Силы (XI) в порядке следования Арканов. Поэтому и я не буду гадать о причинах, побудивших его сделать это, а сохраню традиционный их порядок, для чего у меня есть свои причины:

1. нумерологическая: 8 - это число справедливости, а 11 - число греха, и:
2. логическая: Старшие Арканы разделяются на две десятерицы (декады), первая из которых начинается с «мужской» карты Мага (I), соответственно чему вторая должна начинаться с «женской» (XI). Эта карта олицетворяет уравновешенность, равновесие сил. Его не следует смешивать с внутренней гармонией, которой посвящена карта Умеренности (XIV). Под «равновесием сил» можно ведь понимать и то равновесие, которое установилось в результате гонки вооружений. В определенных позициях она может означать «благополучный исход какого- либо дела», хотя понятие «благополучный» не обязательно означает «такой, какого вы и хотели», и уж ни в коем случае не означает вашего благополучия в ущерб кому-то другому. Это - карта Справедливости, то есть исход в любом случае будет справедлив, однако он может быть и неблагоприятным, потому что за все рано или поздно приходится платить. Таким образом, она может означать негативные последствия каких-то действий, совершенных вами прежде.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Восстановление справедливости. Установление равновесия сил в какой-либо совместной деятельности, споре, конфликте. Период, когда человек способен судить здраво, готов к компромиссам и вполне владеет собой. Но карта может служить и предостережением: нужно играть по правилам, честно.

[1] Закон и порядок (англ.)

Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
8. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Карта Справедливости включает несколько сюжетов. Это и ясность, объективность познания, и сознательное, вполне определенное суждение, и неподкупность, уравновешенность и честность. Карта утверждает, что справедливость будет обязательно восстановлена. На обыденном уровне это означает, что все, что мы делаем, эхом отражается в окружающем мире, отвечающем нам добром на добро, злом на зло. Если мы поступаем честно и порядочно, то нас вознаграждают, если же пользуемся сомнительными средствами, то рано или поздно получаем по заслугам. Таким образом, эта карта предполагает высокую меру ответственности человека за свои поступки. Она недвусмысленно показывает, что ничто не дается даром, но ни в чем и не будет препятствий, если мы готовы отвечать за все, что получаем.

РАБОТА: В этой сфере справедливость означает, что мы должны очень четко представлять себе, чем и зачем мы занимаемся, чтобы ясно решить, как вести себя дальше. Далее она говорит, что мы можем рассчитывать на справедливое и доброжелательное отношение к себе, однако если мы попытаемся добиться своего обманом или иным нечестным путем, то провал обеспечен. Поэтому и в бизнесе она предупреждает о необходимости соблюдать правила игры и платить по счетам.

СОЗНАНИЕ: Эта карта показывает, что настал период своего рода "отрезвления", возвращение на чисто деловой уровень. В такое время мы, как правило, пытаемся разобраться в накопившихся проблемах, составить себе о них ясное и непредвзятое мнение. Тут все решают уже не эмоции и чувства, а наш логически мыслящий рассудок.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Здесь также очень важную роль играет принцип справедливости и равновесия. Но это далеко не всегда гармония и отдых — равенство сил бывает и у воюющих сторон. Во всяком случае принцип тут один — "как аукнется, так и откликнется".

Астрологическое значение: Сатурн в Водолее как стремление к мудрости и независимости.

(Х. Банцхаф "Самоучитель по таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН VIII. ПРАВОСУДИЕ

На карте изображена сидящая женщина с мечом в одной руке и весами в другой. Прототипом Правосудия, скорее всего, можно назвать одну из наиболее древних и почитаемых богинь — Немезиду, которая обычно изображалась с атрибутами меры и наказания — весами и мечом. Вначале Немезида олицетворяла морально-этическое понятие, связанное с судьбой человека (которое сейчас известно как “карма”). Позднее она приобрела статус богини, карающей за нарушение установленного порядка вещей, затем стала богиней возмездия.

При анализе символизма сновидений мы видим, что судья означает выявление скрытого, меч — атрибут отваги, а весы — стремления к правде.


Из этого можно сделать вывод, что появление Правосудия в раскладе на душевное состояние означает, что значительно улучшить ситуацию можно с помощью консультации у психоаналитиков — подсознание подает сигналы к тому, что оно готово подвергнуться проработке.

В личном раскладе с гармоничными Младшими, Арканами Правосудие указывает на такие черты характера, как справедливость, честность, беспристрастность. Если же сопутствующие Младшие Арканы негармоничны — мстительность, придирчивое правдоискательство, стремление осудить все и вся, необоснованная убежденность в своей правоте.

В раскладе на мероприятие эта карта предупреждает, что на “кривой кобыле” проехать не удастся, и удача улыбнется наиболее честным и порядочным участникам ситуации. Также Правосудие появляется в раскладе, когда есть возможность и необходимость решения имущественных и других проблем через суд. С Королем и Королевой Мечей эта карта говорит о возможных делах и связях с правоохранительными органами.

(А. Величко "Карты таро без мистики и тайн")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
VIII / XI. Правосудие по Уэйту


Поскольку эта карта строго следует традиционной символике и, прежде всего, заключает в себе все очевидные значения, о ней мало что остается сказать, кроме нескольких соображений, изложенных в первой части, к которым и может обратиться читатель.

Тем не менее нетрудно заметить, что и эта фигура, подобно Верховной Жрице, восседает меж двух колонн, и с учетом этого желательно указать, что нравственное начало, каждому воздающее по его заслугам, - будучи, само собой, строгим аналогом высшего суда - отличается по своей сути от духовного правосудия, входящего в понятие свободы выбора. Последнее относится к мистическому порядку Провидения, в силу чего отдельным индивидам открывается постижение идеи самопосвящения высочайшим духовным ценностям. Образ действия этого правосудия подобен дуновению Духа, направленному туда, куда Ему угодно» и у нас нет ни канонов для критики, ни почвы для его объяснения. Оно подобно обладанию поэтическими дарами воображения» возвышенности и изящества. Либо они есть, либо их нет, и их наличие - столь же непостижимая тайна, сколь и отсутствие. Однако закон Правосудия не связан ни с одной из этих альтернатив. И в заключение: колонны Правосудия открывают путь в один мир, а колонны Верховной Жрицы - в другой.

Прорицательные значения: Справедливость, правота, неподкупность, руководитель; законная и заслуженная победа.

Перевернутая карта : Закон во всех его разновидностях, юридические осложнения, фанатизм, предубеждение, чрезмерная суровость.

(А. Уэйт "Иллюстрированный ключ к таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
XI (VIII) Справедливость / The Justice / la Justice / Gerechtigkeit

Справедливость
, иногда также Правосудие, что неправильно, ибо эта карта соответствует очередной аристотелевой добродетели, а правосудие есть скорее сфера социального действия, чем качество, и к тому же на карте, согласно традиции, изображена не богиня правосудия Фемида, а ее дочь Дике, олицетворявшая правый суд, то есть именно справедливость.

Карта изображает женщину в простом наряде, без украшений; в одной руке у нее меч, в другой – весы: недаром в Египетском Таро эта карта называется Равновесие и Меч. Справа и слева от нее – колонны, за спиной – занавес, как у Жрицы, только ничем не разукрашенный. Иногда на голове у нее изображается корона. Она подтверждает открытие, уже сделанное человеком, ее вытянувшим: да, в мире все обстоит именно так, как он это видит теперь, все оказалось иначе, чем казалось прежде; но ведь и он сам оказался совсем не таков, каким считал себя раньше. Требующий от богов справедливости не должен забывать, что первый счет будет предъявлен ему самому. “Ибо каким судом судите, таким и вас будут судить, и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить”, говорил Иисус.

Смысл карты: будь честен с самим собой: ведь ты уже знаешь, что за все придется отвечать. Ты сам стремился узнать истину – что делать, если она лишила тебя последних иллюзий? Это больно, конечно, но не стоит отчаиваться. Лучше взять себя в руки и принять мир таким, каков он есть. А вот о самом себе стоит задуматься глубже: следует ли продолжать ту жизнь, которую ты вел до сих пор? Но рассчитайся прежде со старыми долгами...

И в раскладе она означает (прямая), что космическое равновесие будет восстановлено, причем в самом скором времени. Кто бы ни совершил дурной поступок, ему придется расплатиться за это, а пострадавший будет вознагражден. Если пострадал спрашивающий, значит, карта дает ему благоприятный прогноз; если же он сам нарушил равновесие, он будет наказан.

В самом обыденном плане она может означать судебное дело и выигрыш его для спрашивающего. Если спрашивают о том, стоит ли вчинять иск, прямая карта Справедливости говорит, что стоит: вы выиграете.

В перевернутом положении она означает нарушение космического равновесия. Это может быть констатация факта (спрашивающий совершил дурной поступок) или предостережение. В обыденном плане – заведомый проигрыш судебного дела, обвинительный приговор.

Смысл предсказания этой карты для бизнесмена ясен из предыдущего.

(Евгений Колесов "Толкования")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ» (XI)

Карта «Справедливость» изображает аллегорию Справедливости. Иных названий она не имела: она всегда называлась «La Jasticia», «Justice» и другими однокоренными словами тех или иных языков. В русском переводе в отдельных колодах Justice перевели как Правосудие, но это неточный нюанс значения данной карты.

Классическая иконография. Женщина с мечом в правой руке и весами – в левой.

Аллегория добродетели (этической ценности)

Эта карта обозначает Справедливость как человеческую добродетель, моральное качество, а вовсе не подразумевает некий внешний акт оценки действии и вынужденной расплаты (или вознаграждения), каким представляется Правосудие. Функцию же Правосудия, причем более жесткую, в Старших арканах Таро исполняет аркан XX – «Страшный суд». Хотя интересно, что в восточно-итальянской традиции игрального Таро Справедливость иногда помещалась между «Ангелом» (ныне – «Страшный суд») и «Миром», символизируя как раз Правосудие. В Марсельском Таро эта карта имеет VIII номер. Однако в свое время Мазере, руководитель магического ордена Золотой Зари, предложил поменять местами Силу и Справедливость, поэтому в колоде Уэйта и ее потомках «Справедливость» имеет XI номер.

Иконографически карта «Справедливость» почти неизменна. На ней изображена сидящая или стоящая женщина с весами в левой руке и мечом – в правой. Весами она отмеривает заслуги, деяния и проступки человека, а мечом способна покарать. Над фигурой Справедливости, начиная с самых ранних карт, присутствует фигура рыцаря на коне и с мечем. Полагают, что это – архангел Михаил (глава ангелов, стоящий на страже божественного закона). Аллегория Справедливости впоследствии именно Правосудия, богини Фемиды, и ее стали изображать с повязкой на глазах, символизирующей предвзятость суждений. Однако в Таро повязка на глазах у Справедливости – совершенно невозможная вещь. В символике Таро она символизировала бы духовную слепоту и беспомощность.

Добродетели в эпоху Возрождения, уже христианскую, были алегоризированы наравне с небесными сферами (Луной, Солнцем и Звездами). По статусу в драматических символических представлениях Ренессанса они приближены к силам ангельским и уступают по значимости трем теологическим добродетелям – Вере, Надежде и Любви. Потому «Справедливость» старых колод обычно интерпретируют как человеческую добродетель, а не божественную – то есть достаточно приближенную к античному представлению о справедливости как об этическом правиле социальных взаимоотношений.


Платон в «Протагоре» говорит о ней как об особой и возвышенной над другими добродетели, отличающей человека от всех других существ, однако осознанно воспитываемой и развиваемой:

«Когда же дело касается справедливости и прочих гражданских добродетелей, тут даже если человек, известный своей несправедливостью, вдруг станет сам о себе говорить всенародно правду, то такую правдивость, которую в другом случае признавали рассудительностью, все сочтут безумием: ведь считается, что каждый, каков бы он ни был на самом деле, должен провозглашать себя справедливым, а кто не прикидывается справедливым, тот не в своем уме. Поэтому необходимо всякому, так или иначе, быть причастным справедливости, в противном случае ему не место среди людей.

Вот я и говорю: раз считается, что всякий человек причастен к этой добродетели, значит, можно всякого признавать советчиком, когда о ней идет речь. А еще я попытаюсь тебе доказать, что добродетель эта не считается врожденной и возникающей самопроизвольно, но что ей научаются, и если кто достиг ее, так только прилежанием».

«Справедливость» в колоде Уэйта относится скорее к божественному персонифицированному Правосудию. У него это сама Фемида, сидящая между колонной Милосердия и колонной Суровости, – карта отчасти повторяет интерьер в «Жрице». Здесь актуализируется тема власти высшей судебной божественной инстанции нал человеком: «Это божественный судия, которому дано сокращать, урезать, корректировать и устранять, приводя к равновесию безудержное изобилие жизни» (Таро А. Э. Уэйта, с. 74). Обратим внимание, с одной стороны, на персонификацию, даже антропоморфизацию высшего судьи, достаточно характерную для «бытового христианства», с другой стороны – вынесение его за пределы «жизненного пространства» и, наконец, на преимущественно «карательную» фиксацию его функций.

«Сказочное Таро» Карен Махони и Алекса Уколова построено по системе Уэйта, однако благодаря ориентации каждой карты на свою отдельную сказку получилась уникальная колода, предполагающая достаточно причудливую систему с ней работы. К этой карте в колоде привязана немецкая сказка «Можжевеловое дерево» (записанная братьями Гримм). И хотя тема «высшего правосудия» проявляется здесь достаточно отчетливо, благодаря фольклорному источнику она оказывается в очень сильной степени продуктом коллективного бессознательного. И Справедливость предстает как связь наличия или недостатка этой добродетели у реальных людей (мачеха неприязненно относилась к пасынку), их благих и неблаговидных поступков (она убила пасынка и дала съесть его мясо отцу, а ее дочь оплакала его и не стада есть) вследствие этого и в результате ужасных и сверхъестественных последствий (мачеха была убита мельничным жерновом, свалившимся с неба, а сводная сестра получила красивые башмачки). Здесь мы связь реальной добродетели с безличным правосудием фатума. Представление о такой связи появилось в последнее время не только в религиозных и религиозно-мистических учениях, но и в психотерапевтической практике. Особенно сильно это заметно в долгосрочных исследованиях судьбы не только человека, его семьи и рода.

«Исправление» по системе Алистера Кроули

В колоде Тота Кроули «Справедливость» превратилась в «Adjustments, что означает «исправление, регулирование, корректировка, приспосабливание, настройка». Вот что он пишет об этом:

«В старых колодах эта карта называлась «Справедливость». Но в этом слове нет ни малейшего смысла, кроме чисто человеческого, а значит, относительного; поэтому его невозможно рассматривать как одно из явлений Природы. Справедливость в каком бы то ни было теологическом или этическом понимании Природе не присуща; однако Природе присуща точность.

Эта карта соответствует знаку Весов – обители Венеры и знаку экзальтации Сатурна. Она символизирует равновесие всего сущего. Это последнее исправление, вносящееся в формулу Тетраграмматона, когда Дочь, обретшая искупление через бракосочетание с Сыном, восходит на престол Матери и так, наконец, «освежает Дряхлость Всеотца» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Здесь женская фигура олицетворяет божественную и безличную справедливость и правосудие. Это женщина в маске, что говорит нам об анонимности; она стоит на цыпочках, что говорит о предельной концентрации и точности, но при этом балансе. Весы здесь огромны, и именно они ограничивают и предопределяют композицию карты, а также позу и пространство женской фигуры. Это может символизировать приоритет божественного закона даже над персонификацией Справедливости. На чашах весов – греческие буквы альфа и омега, символы начала и конца вселенной; и сила «Исправления» присутствует в мире на протяжении всего отведенного ему времени. Баланс фигуры поддерживается устойчивостью меча, острие которого направлено вниз. Это сама мировая гармония, смысл которой – в равновесии происходящего. И все, что может быть представлено человеческой фигурой на этой карте, – это воля вселенной, стремящаяся к постоянному восстановлению своего равновесия.


В колоде Хайндля эта карта называется «Gleichgewicht» («уравновешенность, сбалансированность»). Здесь человеческая фигура вовсе отсутствует. Нет и меча. Мы видим весы, веер собранных павлиньих перьев и его основание, похожее на древний древесный ствол. Весы – с серебряной и золотой (а значит, лунной и солнечной природы) чашечками, над которыми зависли прозрачные шарики, – подтверждают двойственность равновесия. Павлиний веер – знак красоты и разнообразия мира, но вместе с тем и его бдительности. Ничто не остается без внимания или ответа вселенной. Древесный ствол в основании веера я бы соотнесла со стволом Мирового Древа, которое и есть матрица структуры вселенной.

В «Таро Элементов» это карта «Закон–Система». Иконографически она совмещает в себе традиционный образ сидящей фигуры с преобладанием в верхней части карты образа весов, мечом, острие которого направлено вниз, – черт, характерных для «Таро Тота» Кроули. Фон картины «над горизонтом» составляют разбросанные наблюдательные глаза, а внизу – семена, летящие к земле, почве. Так лаконично и предельно ясно выражается суть Деяний или намерений, отношений, эмоций и чувств, каждое из которых способно дать всходы в реальности и быть увиденным, отслеженным и оцененным силой безличного божественного закона. Редкая деталь – здесь фигура сидит с повязкой на глазах. При этом авторы колоды соотносят эту карту скорее с субъективностью и условностью человеческого закона. Несмотря на это, каждый практик может выбирать самостоятельно, какой интерпретации ему следовать. По своей символике карта идет скорее в духе посткроулианских колод, и для практиков этой традиции удобнее будет последовать ей. В то время сторонники «личных отношений» с правосудием могут интерпретировать ее как свои отношения с Системой.

От эриний к эвменидам, от Адрастеи к Немезиде

Эринии, «гневные», – древнегреческие богини мести, дочери Никты (Ночи) и Эреба (Мрака). По другой версии, они, жаждущие мести, родились из крови оскопленного своим сыном Урана. Как и в случае с мойрами и другими богинями судьбы, неопределенное количество эриний сменилось троицей: Алекто («непрощающей»), Тисифоной («мстящей») и Мегерой («склочной, сварливой, завистливой»). Обнаружив преступника, они преследовали его неотрывно и карали за непомерность притязаний. Психологи Ю. Власова и А. Щербаков замечают, что, «рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции». Однако переломным в мифологии самих эриний становится эпизод в истории героя Ореста, убившего свою мать за то, что та убила своего мужа и его отца. Вначале эринии, архаичные хранительницы материнского права, преследуют Ореста, но на его защиту выходят Аполлон и Афина, олимпийские боги. И Орест оправдан, а на смену материнскому «праву крови» приходит патерналистское «право закона». Эринии же с тех пор обретают новые функции по охране новых правил и называются теперь эвмениды – «благомыслящие». Они становятся блюстительницами правды, не давая никому преступить естественный и установленный закон. С тех пор они могут и взвесить как меру вины, так и меру наказания и не преследовать того, кто и так покаран судьбой жестоко (как это вышло с Эдипом).

В прошлой главе мы уже касались образов Адрастеи и Немезиды. Здесь отметим иное: Немезида (в отличие от Адрастеи или Ананке) – блюстительница закона, закона божественного и установленного сознательно, то есть культурных, цивилизациоиных, этических, моральных норм. Она – дочь Зевса и Фемиды, порождение сознания и чувства справедливости, их детище. Поэтому она не просто летит на своих крыльях за провинившимся, а умеет взвесить и отмерить неравновесность его деяний по отношению к миропорядку… и восстановить равновесие, возможно с помощью меча.

Об отличии мести и возмездия написали Ю. Власова и А. Щербаков:
«Условно говоря, пространственно месть размешена между осознанием неотвратимости судьбы и желанием уничтожить объект, воспринимаемый как причина произошедшего. <…> Жажда мести – автоматическая реакция на фрустрацию, вызванную разрушением образа мира. <…> Если сказать метафорическим ЯЗЫКОМ, то месть сравнима с паровозом, бешено несушимся вперед, не реагирующим на светофоры, и в его топку человек мстящий бросает все свои силы, все жизненные ресурсы. Личность становится одержима местью, зависима от нее, как, например, от наркотика. <…>

В контексте исследований мести мы неминуемо столкнемся с вопросом дифференциации мести от справедливого возмездия. Возмездие – более зрелое и социально адекватное чувство, нежели архаичная месть. Прежде всего, различие мы увидим в смысловом содержании этих двух переживаний. Содержание мести – «я хочу тебе той же боли», а послание возмездия иное – «я хочу знать, что справедливость есть». Месть требует личных действий по отношению к объекту-обидчику, а возмездие можно делегировать Судьбе, обстоятельствам, другим людям»[1].


Если карта «Колесо Фортуны» отчасти могла быть связана с причинно-следственными связями Судьбы – Ананке или случайностями Тюхе, то «Справедливость» отдана почти целиком Немезиде и Фемиде. Как божественным законам, так и человеческим. Это мерило, инструмент оценки происходящего с точки зрения личной и индивидуальной, но, кроме того, и социальной, культурной, И не только оценка, но и вердикт, определение того, что хорошо, а что плохо; и что есть что. Как Старший аркан, она вступает в игру как невыносимая необходимость определить для себя нечто, дать оценку событию, действию, поступку. И это решение является значимым внутренним мифологическим актом, шагом в становлении и развитии личности. Во внешней жизни этот аркан нередко указывает на вынесение вердикта, оценки обществом и его представителями.

[1] Власова Ю., Щербаков А. Эринии, или Это сладкое чувство мести…

(Галина Бедненко "Старшие арканы таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#9
Восьмой аркан — первый из четырех арканов, у которых Кроули изменил не только изобразительный ряд, но даже и название. Это очень важно, поскольку Кроули всегда в высшей степени внимателен к именам. Имя — это самодостаточная духовная сущность, выраженная через свою неповторимую вибрацию и числовой код. Поэтому изменение имени равняется изменению сущности.

Даже изменение изобразительного ряда не столь важно, как изменение имени. Полностью изменив образный ряд Иерофанта и Влюбленных, Кроули, тем не менее, оставил их прежние имена, тем самым сохранив связь прошлого и настоящего. В случае же с Регулированием все в точности наоборот — большая часть образного ряда сохранена, а наименование стало совершенно другим.

Смена названия аркана символизирует различия между системами ценностей старого и Нового Эонов. Эти различия будут рассмотрены подробно в надлежащем месте и в надлежащее время, однако уже в этой главе мы видим контуры новых берегов, к которым ведет нас колода Тота.

Прежде всего необходимо задуматься: почему Регулирование (старое название — Справедливость) находится именно в этом положении — после Колесницы (карты, выражающей триумф Эго), но перед Отшельником (символизирующим самоуглубление и интроверсию)?
Само по себе место этой карты в ряду арканов в высшей степени символично: ранее Эго достигло своей вершины, приблизилось к солнцу-Самости настолько, что практически отождествилось с ним. Это отождествление приводит к тому, что человек начинает утверждать свое Эго единственным реальным центром, не подозревая, что он бессознательно присваивает себе то, что ему не принадлежит.

Такой ложный триумф не может длиться вечно. Восьмой аркан как будто ставит предел экспансии и прогрессии, утверждаемой ранее. Здесь герой сталкивается с законами, которые находятся вне его власти, — законами, которые призывают к жизни подлинную религиозную установку.

Эти законы символизирует великая богиня суда, равновесия и справедливости. Ее аналоги мы можем найти в самых разных традициях. Так, в греческой традиции это Фемида, а в древнеегипетской — Маат. Она — богиня судьбы. Судьба, рок, фатум, карма — пожалуй, главное значение этой карты. Это безличная сила, на которую невозможно оказывать влияние извне.

Мы говорим о судьбе всякий раз, когда силы, не подконтрольные нашему «я», врываются в нашу жизнь и несут нас к неизбежному взлету или падению. Рок — это тотальная власть Иного. Соприкосновение с этой властью рождает первый реальный религиозный опыт.
Карта восьмого аркана Таро выражает принцип подлинной религиозности, уже не спущенной от Суперэго властных авторитетов (Иерофант), но родившейся непосредственно от реального опыта столкновения с Иным, которое зачастую проявляет себя как предел дальнейшему одностороннему развитию.


Главная идея этой карты, в сущности, очень проста. Это восточная идея кармы, или причинно-следственной связи, — связи между прошлым и настоящим, мыслью и действием, внутренним и внешним. Пока сознание находится на стадии «первой рациональности», или «господства Эго» символизируемого Колесницей, эти тонкие связи ускользают от восприятия, однако по мере развития они постепенно приоткрываются перед индивидом.

Взглянув на древнейшие картины восьмого аркана, мы увидим традиционное изображение Фемиды, богини правосудия и справедливости, которая держит в одной руке меч а в другой весы. Меч здесь — оружие наказания, «меч карающий», инструмент сфиры Гебура. Но если задуматься, то этот меч — еще и оружие меры: то, что отрезает, отсекает все ненужное или отжившее. Можно сказать, что карта наглядно иллюстрирует пословицу «семь раз отмерь (весы — орудие меры), один раз отрежь (меч — орудие отсечения, сепарации)».

На карте Справедливость в колоде Висконти идея суда усилена образом всадника Апокалипсиса, который изображен летящим в небе и замахнувшимся своим мечом на окружающий мир. Должно быть, это один из четырех всадников Апокалипсиса — а именно второй всадник, символизирующий войну.

В XIX веке оккультисты английского ордена «Золотая Заря» внесли в символику карты Справедливость важные изменения, которые нашли отражение в популярной колоде Артура Уэйта, тоже бывшего членом этой организации. Эти изменения, впрочем, связаны не с символическим рядом, а с числовым. Пытаясь привести большие арканы Таро к «идеальной» астрологической последовательности, деятели «Золотой Зари» (и вслед за ними Уэйт) поменяли местами карты Справедливость и Сила (в терминологии Кроули — Регулирование и Вожделение). Идея понятна: если закованный в броню Колесничий (аркан 7) соответствует знаку Рака, а одинокий и замкнутый Отшельник (аркан 9) — знаку Девы, то логично между ними расположить карту, соответствующую знаку Льва, а после них — карту, соответствующую знаку Весов. Символика Весов и Льва явно и неоспоримо присутствует на картинах Справедливости и Силы, но в «традиционной» (марсельской) системе это арканы 8 и 11 соответственно. Если же сделать Силу (Льва) арканом 8, а Справедливость (Весы) арканом 11, все выстраивается очень красиво.

Такую перестановку можно было бы представить как разумную модернизацию, связанную с энергиями Нового Эона, если бы не многочисленные и достаточно очевидные факты, свидетельствующие против этого. Справедливость — карта суда, рока и кармы — должна идти сразу после Колесницы, ибо связана с ней самыми очевидными узами причинно-следственной связи: победитель, достигший всего, впервые понимает, что не все подчиняется его желаниям. Привести же новый порядок, популяризованный Уэйтом, в логическую последовательность духовного пути, или Пути Героя, не представляется возможным.

Именно поэтому Кроули возвращается к традиционному порядку, для особенно любознательных предложив идею «зодиакальной петли», связанной с принципом движения созвездий по небу. На самом деле эта первая зодиакальная петля интересна еще и тем, что оба аркана первой зодиакальной петли в Новом Эоне меняют свои имена (то есть свою сущность): Справедливость становится Регулированием, а Сила — Вожделением.


На фото: «Диаграмма двойной петли» из «Книги Тота» Кроули. Цифрами обозначены большие арканы Таро. Зодиакальный круг образует две петли, и сейчас нас интересует правая петля. Обратите внимание, что после Рака, как и положено, идет Лев, затем Дева, затем Весы и Скорпион. Круг же арканов петель не образует, и после Колесницы (7) идет Справедливость (8), затем Отшельник (9), затем Сила (11), затем Смерть (13).
(Арканы 10 и 12 не имеют зодиакальных соответствий.)

Кроули не просто восстанавливает традиционную последовательность больших арканов, но и полностью переосмысливает смысл карты Справедливость. В чем же заключается это переосмысление?
Образ греческой Фемиды коренится в архаичной идее посмертного суда, имевшей широкое распространение в древнем мире. Так, согласно египетскому мифу, богиня правосудия Маат держит весы. Сердце умершего помещается на весы и при взвешивании должно оказаться легче пера Маат. Если это так, душа отправляется в райскую обитель Осириса, а если нет — немедленно пожирается хтоническим чудовищем Аммат.
Обратите внимание, что мифологема измерения, меры органично переходят из древнеегипетской мифологии в древнегреческую, а затем и в христианскую. Есть православная икона, на которой мы видим сцену взвешивания души Сатаной и архангелом.

Итак, идея измерения, меры, суда, является универсальной архетипической идеей, преобладавшей в последние две тысячи пятьсот лет — во время, которое Алистер Кроули определяет как «Эон Осириса». Это преобладание, как мы видим, не зависит от религиозных границ, и древнеегипетская религия оказывается на удивление единодушна с христианством. Можно сказать, что для человека предыдущей стадии развития идея справедливого устройства реальности была одной из определяющих, осевых идей.

Однако сейчас мы можем задать очевидный вопрос: а существует ли справедливость как объективный закон? Если существует, то каковы ее правила? Перефразируя знаменитый вопрос Понтия Пилата, мы можем спросить: «Что есть справедливость»? Возможен ли абсолютный нравственный закон?

Еще в древности некий царь показал относительность всяких законов, когда вначале предложил мешок золота греку за то, что тот съест своих умерших родителей, а затем — такую же награду африканскому аборигену за то, что тот не съест их, как велит обычай племени, а похоронит. Оба, не задумываясь, отвергли «чудовищное» предложение царя.

Закон кармы лучше всего иллюстрирует следующий анекдот: как устроить ад для христианина, мусульманина и викинга? Ответ очень прост. Отправьте их в рай: викинга в христианский, христианина — в мусульманский, а мусульманина — в Вальхаллу.


Справедливо ли «сжечь еретика»? Или «съесть поверженного врага»? Современному человеку такие вопросы кажутся чудовищными, но в свое время и в своих культурах ответы на них считались сами собой разумеющимися. И как знать, быть может, многие из тех мнений, которые сейчас кажутся «нормальными» и «естественными», лет через четыреста будут восприниматься как апофеоз дикости и варварства! Признаться честно, глядя на некоторые процессы в современном политическом поле, я бы очень хотел в это верить.

Получается, само понятие справедливости, добра, объективной истины — не более чем фантом, призрак. Меняется власть, меняется культура, меняется религия, меняется установка сознания — и то, что казалось самоочевидным, оказывается абсурдным. Не существует формулировки закона, которая могла бы кристаллизовать идеальную справедливость, которая была бы применима ко всему. Но не существует и высшей справедливости, которая бы вершила свой суд в соответствии с нашими представлениями о ней. Можем ли мы назвать историю двадцатого века «справедливой» хоть в малой степени?

Однако здесь мы можем впасть в очень опасную ошибку, решив, что если справедливости нет, то все позволено. В мире действует некий закон, который существовал от начала времен и очень часто принимался за «справедливость» и «воздаяние». Это закон равновесия, баланса. И любое нарушение этого закона неизбежно вело к печальному результату.

Равновесие — строгий судья, не знающий пощады. За грубым нарушением последует мгновенное наказание. В исключительных случаях любое зло может быть оправдано, но человек, привыкший оправдывать свое зло, неизбежно окажется раздавлен чашей весов. В этом нет ни справедливости, ни мести, ни высшего суда. Просто определенные действия ведут к определенным результатам, и, совершив преступление, человек уже несет в себе образ наказания другой чаши весов. Невротическая личность, тупо следующая каждому своему импульсу, неизбежно нарушает равновесие, и это нарушение настигает его в виде результата его же действий.

Карма — это универсальный закон равновесия или баланса. Кроули формулирует это с восхитительной лаконичностью: «Природа не справедлива — она точна». В природе равновесие достигается естественным путем, и если в лесу расплодилось слишком много оленей, — значит, вскоре вырастет поголовье волков.

Закон регулирования уничтожает любые нарушения равновесия — не только в сторону «зла», но и в сторону «добра». «Слишком хороший» так же обречен на разрушение, как и «слишком плохой». Об этом Юнг весьма выразительно писал Рихарду Вильгельму: вы не должны растаять, или исчезнуть как-то по-иному, или заболеть, но грешные желания должны привязать вас к земле, так чтобы ваш труд мог продолжиться. Нам всем известна фраза: «Он был слишком хорош для этого мира». У святых и духовных людей часто короткая жизнь. В прошлом они нередко умирали от туберкулеза. Опасно быть односторонним, даже односторонним в совершенстве.

В институте Юнга пациенты, у которых происходило что-то очень хорошее, должны были в течение месяца мыть на кухне посуду — таким образом доктор возвращал их к утраченному равновесию.

Таким образом, восьмой аркан вновь ставит нас перед проблемой противоположностей, с которой мы впервые соприкасаемся в аркане Влюбленные. Но если во Влюбленных противоположности находятся в состоянии радикального разделения и между ними отсутствуют какие-либо пути соединения (именно поэтому базовое значение карты Влюбленные — выбор), то в аркане Регулирование противоположности представлены в симметричной и уравновешенной системе. Решение проблемы противоположностей посредством торжества Эго потерпело закономерный крах, и архетип равновесия ставит задачу поиска нового решения. Регулирование в его несбалансированном виде — это законэнантиодромии, согласно которому любое явление несет в себе зародыш своей противоположности и неизбежно в нее превращается. Тирания переходит в анархию по смерти тирана, а анархия легко становится диктатурой, когда в борьбе всех против всех побеждает сильнейший.

Карл Юнг заново открыл закон энантиодромии в психологии, обратив внимание на то, что бессознательная установка всегда противоположна сознательной. Яркий пример тому — сновидения. Святому снятся все мыслимые пороки, а сновидения преступника призывают его к добропорядочной жизни. Компенсация — основной принцип действия бессознательного, и этот закон шаг за шагом открывается в аркане Регулирование. Вместе с тем нетрудно заметить, что такой уровень понимания — это серьезный шаг вперед по сравнению с тотальным расколом во Влюбленных.

Энантиодромия — теневое действие аркана: вы рискуете превратиться в то, что более всего ненавидите, а то, с чем вы сражаетесь, рискует захватить вас со спины.

Эзотерически восьмой аркан — один из самых сложных. Как утверждает Кроули, Регулирование — партнерша Дурака. Иными словами, Регулирование создает бинер с той тотальностью Плеромы, которую представляет нулевой аркан. Если нулевой аркан представляет чистую потенциальность, или Ничто, которое есть Нечто, то Регулирование — это, наоборот, Нечто, которое по сути своей — Ничто. Иными словами, мы имеем дело с метафизическим перевертышем: Дурак представляет собой изначальную тотальность, не определяемую никакими понятиями и законами, поэтому часто определяемую как Ничто (Нирвана). Однако на самом деле это самое Ничто — единственное, что действительно существует. Регулирование же, напротив, манифестируется самой реальностью с ее безжалостным судом и непререкаемыми ограничениями, в то время как метафизически эта реальность — не более чем иллюзия, или Лила (Игра Бога).

Кроули изображает женскую фигуру в танце. Ее меч представляется не столько карающим оружием, сколько неподвижной осью, сравнимой с Шивалингамом, вокруг которого танцует Шакти. Меч как оружие воздуха также отсылает нас к символизму Алеф как Супруга Регулирования. «Женщина Удовлетворенная» танцует вокруг своего меча так же, как Шакти танцует вокруг Шивалингама, пробуждая его к творению. Меч — единственный недвижный элемент на этой карте, в то время как все остальное находится в состоянии постоянного сбалансированного ускорения.


Глядя на изображение восьмого аркана у Кроули, мы отмечаем поразительную симметрию. Каждый элемент картины уравновешен противоположным: — Альфа на одной чаше весов — Омегой на другой чаше, синий круг — зеленоватым, зеленоватый — синим. Меч же, находящийся в центре карты, представляет собой что-то вроде неподвижной оси мира, вокруг которой происходит вращение. Кроме того, меч расположен так, что его можно сравнить с осиным жалом (название буквы Ламед означает «стрекало» или «жало»), которое сокрыто внутри, но готово быть пущенным в ход, если равновесие нарушится.

Глубочайшая философская идея, заключенная в этой карте, — это ницшеанская идея «любви к року», «страсти к судьбе». Страстное приятие жизни, даже слияние с ней, достигаемое как на пике экзальтации, так и в точке падения, отличает тех самых «возлюбленных судьбы», которые во всех культурах естественным образом составляли высшую касту.

При прорицании основное значение этой карты — предупреждение. Она еще не предрекает несчастие и крах. Но она уже предупреждает, что если дальше вести себя в том же духе, крах будет неизбежен. В отличие от арканов Башня или Луна, в которых точка невозвращения пройдена, Маат своим танцем как бы предупреждает нас: осторожно! Это не красный, но желтый свет светофора, который говорит нам: пришло время притормозить, осмотреться, переосмыслить свои действия. Где-то было нарушено равновесие. Но где? И в какую сторону? На этот вопрос карта не отвечает — здесь каждый должен сам себе найти ответ.


(с) Олег Телемский ""Таро для всех и для никого" (castalia.ru)