Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия: Любовники;

Названия в других языках: L'Amore, L'Amoureux, The Lovers, Die Wahl.

Астрологические соответствия: Весы и Венера.

Каббалистическое значение: страждущая душа.

Оккультное значение: глаза и уши.

Физическое значение: свобода.

Историческая фигура: Мерилин Монро.

Места: родной дом; квартира; спальня; собственность; уютное кафе; места для любовных свиданий.

Предсказательное значение в прямом положении:

  • выбор между двумя мужчинами или двумя женщинами;
  • оптимизм, основанный на вере, что все идет к лучшему;
  • любовь;
  • страсть;
  • вожделение;
  • подготовка к вступлению в брак;
  • стремление быть с тем, кто любим и желанен;
  • взрыв эмоций; партнерство;
  • необходимость выбора;
  • художественные способности;
  • любовь к прекрасному;
  • эстетичность;
  • переломный момент в личной жизни;
  • взаимная тяга;
  • равновесие;
  • целостность и гармония в чувствах;
  • совместные усилия;
  • время, проведенное в кругу приятных людей;
  • развитие и укрепление дружеских отношений.
Тип человека в прямом положении: любимый(я); партнер; супруг, уважающий независимость своего партнера.

Предсказательное значение в перевернутом положении:

  • ошибка в чувствах;
  • непостоянство партнера;
  • ревность;
  • профессия, связанная с "любовью";
  • уход партнера;
  • развод;
  • поспешное решение с фатальным исходом;
  • отъезд любимого человека;
  • конец любви;
  • недостаток страсти;
  • измена;
  • незрелость;
  • интриганство;
  • вмешательство в личные дела других людей;
  • паразитизм;
  • лень;
  • нежелательное партнерство;
  • конфликты;
  • антагонизмы;
  • соперничество;
  • борьба между чувством и долгом;
  • неудачный роман;
  • предостережение от безрассудного решения;
  • ослепленность;
  • нарциссизм;
  • игнорирование потребностей партнера;
  • отсутствие ощущения безопасности в отношениях;
  • болезни двойных органов: легких, почек, яичников у женщин и семенников у мужчин.
Тип человека в перевернутом положении: неверный партнер; брачный аферист.

Психологическое значение: почему ты боишься влюбиться? Это рано или поздно все равно произойдет. Отведай яблочка, которое испробовали Адам и Ева, ибо любовь – это единственная сила, которая может избавить тебя от страдания. А влюбившись, сам увидишь, как все вокруг изменится: цвета засияют, воздух станет прозрачным и чистым, а люди окажутся лучше, чем ты о них думал. Может быть, это чувство будет таким глубоким, что ваши души объединятся, и тогда твои беды будут волновать тебя гораздо меньше, чем несчастья и переживания партнера. Дай отдохнуть своему рассудку и отдайся на время во власть чувств. Со временем ты научишься их понимать и не будешь их стыдиться и прятать от близкого тебе человека. Научись также понимать чужие чувства и никогда не высмеивай их.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Влюбленных

"Именно любовь, а не классическая немецкая философия, является объяснением этого мира".
(О. Вильде)

Наблюдая происходящее в окружающем мире, человек понял, что должен сам принимать решения, относящиеся к собственной жизни, потому что те, кто ранее делал это за него, либо ушли в тень, как Маг и Наивысшая Жрица, либо вознеслись так высоко, что стали опасными или недоступными, подобно Императору и Верховному Жрецу. Первым, с чем встретился Глупец в этой ситуации, была необходимость выбора жизненного пути. Человек должен был ответить сам себе на вопрос, хочет ли он жить по распоряжениям и приказаниям обоих властителей или желает идти собственным путем, без сомнения, более трудным и опасным, но зато свободным и независимым. Этот выбор оказался непростым, а принятые решения разделили людей на праведных и неправедных. Мир снова и снова пытались поделить на черный и белый, забывая о том, что не все так однозначно. Ничто не может быть абсолютно добрым или абсолютно злым. Чтобы существовало позитивное, необходимо существование и негативного. Как мы могли бы поверить в существование добра, если бы не было соответствующего ему зла? Таким образом, ничто не является только добрым или только злым.

Человек, испытывая огромное давление со стороны власти, ее вмешательство во все сферы жизни, стремился создать себе такой островок, такое место, где он мог бы оставаться свободным и вести себя согласно своим собственным убеждениям. Таким местом стал Дом. Глупец еще не забыл ужас, который он пережил, когда стихия уничтожила его жилище, поэтому теперь он очень тщательно выбирал для него место. Он заботился о том, чтобы разумно использовать природные условия, чтобы обезопасить себя от диких зверей и ... других людей, он хотел, чтобы в его доме поселились добрые духи. Инстинкт самосохранения подсказал ему, в каком именно месте, его дом будет безопасен, а где нельзя ставить даже хозяйственных построек, потому что там обитателям могут грозить болезни и несчастья. Таким образом, каждый старался создать себе Дом, и чем человек был богаче, тем Дом был больше, красивей и надежней.

Глупец не забыл и ужасного одиночества, сопровождавшего его во время катаклизма, стершего с лица земли его предыдущую жизнь, а также чувства бесприютности, возникшего у него в начале странствия и познания мира. Он видел Императора, которого сопровождали огромная свита, двор и жена, приносящая ему сыновей. Он видел также иерархов, окружавших Верховного Жреца, и понял, что человек не должен быть одинок, что душевная сила человека находит свою реализацию в любви к ближнему и в ответной любви ближнего к нему. Теперь оставался только шаг до потребности в создании Семьи, которая будет жить в Доме. Глупец любил чистой и наивной любовью, но Влюбленные – это уже не один человек, это пара. Два человека, выбравшие друг друга, движимые стремлением быть вместе в радости и в горе, связанные чувством взаимной принадлежности. Они стали символом настоящего партнерства, доверия и последовательности в принятии совместных решений. Дом наполнился жизнью, в нем появились дети, за которых оба Влюбленных чувствовали ответственность и одаривали их любовью. Они хотели дать своему потомству как можно больше, гарантировать ему хорошее будущее. И здесь снова необходимо было принимать решения, ответственность за которые в равной мере разделялась ими обоими.

Самой большой проблемой Влюбленных стали, однако, те, кто любой ценой стремился вмешаться в их жизнь. Больше всего на них пытались "давить" стареющие Императрица и Император, мать и сын, которые сами прожили друг с другом много лет и были уверены, что их опыт и авторитет дают право вмешиваться в жизнь молодых. Они считали, что таким способом смогут уберечь Влюбленных от ошибок, которые когда-то сами совершили. Они хотели сохранить мир неизменным, пытались играть роль хранителей традиции, понимаемой ими, однако, слишком консервативно. Влюбленные же искали развития и изменений, которые бы сделали их жизнь лучше и счастливей. Они двигали мир вперед, ибо чувствовали, что ничто не вечно, что все меняется. Поэтому Влюбленные достаточно часто вставали перед проблемой выбора, подчиниться воле старших или же, рискуя вызывать их гнев, все-таки идти собственным путем, руководствуясь голосом своего сердца. И их любовь была так сильна, что чаще всего Влюбленные выбирали собственный путь, на котором в очередной раз сталкивались с сопротивлением уже со стороны Верховного Жреца, обставлявшего их союз тяжкими требованиями, ссылаясь на Догму и законы религии. Много барьеров и препятствий должны были преодолеть Влюбленные, чтобы осесть в собственном Доме и создать Семью. Удавалось это только самым мужественным и тем, в ком жила настоящая любовь, поскольку только она была, есть и будет мощнейшей силой, которая существует в нашем мире.

Если Влюбленным удавалось преодолеть трудности, возникавшие на их пути, то им начинали помогать добрые духи на Земле, а Бог на Небе улыбался от удовольствия, видя, что Божественное начало любви, привитое им человеку, наконец-то восторжествовало. Кроме того, им тайно помогала и Наивысшая Жрица, радуясь, что не все люди заразились болезнью, называемой "власть", и не все сердца оказались заморожены суровой Догмой.

К сожалению, люди, прятавшиеся в своих Домах и хранящие любовь около семейных очагов, начали тревожить Императора и Верховного Жреца. Подданные вырывались из-под их правящей десницы, все трудней становилось осуществлять контроль над их телами и разумом. Властители решили, что пора снова сделать свободолюбивых людей ("людишек" – прим. переводчика) покорными. Верховный Жрец хорошо знал человеческую душу и нашел способ. Этим способом оказалось Честолюбие. Была введена иерархия, награждались послушные и выдвигались покорные. Образовалось неравенство между людьми, а ведь их приучили сравнивать себя с другими. Человек захотел успеха и славы и все активней к ним стремился, не считаясь с тем, что добиваться этого часто приходилось в ущерб другим и даже в ущерб собственной Семье. Символом амбициозного стремления человека к успеху стала Колесница.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
СА "Влюбленные" ( из книги Хайо Банцхаф)

АРХЕТИП: Влюбленность, перепутье.

БУКВА: Вав = В, У, символы: глаз, ухо, игольное ушко, свет. Числовое значение = б.

ЧИСЛО: 6 = раскручивающаяся спираль (в противоположность 9). По Пифагору, это первое совершенное число, т.к. представляет собой одновременно сумму и произведение своих частей: 1+2+3=6 и 1x2x3=6. Число Бога, проявленного в мире: два треугольника, которые могут быть соединены в квадрат.
В Природе - идеальный строительный элемент (пчелиные соты).


К.-Г. ЮНГ: «Встреча двух личностей подобна смешению двух разных химических веществ: если их соединение в принципе возможно, то изменяются оба».

ЦИТАТЫ:

«Все решения приходится принимать, когда данных для этого недостаточно! И тем не менее мы в ответе за все, что делаем».
Шелдон Копп

«Что движет мужчинами, бросающимися от одной любовницы к другой, испытывающими все виды женской привлекательности и любви ради того лишь, чтобы убедить себя, что на свете стоит жить? Их непрестанная погоня за все новыми победами происходит от глубоко скрытого сомнения в своей способности покорить хотя бы одну женщину так, чтобы она действительно привязалась к ним. Вот они и бредут по жизни, как безусые юнцы, у которых одна половинка души влюблена в женскую инстинктивную натуру, а другая боится ее и мечтает, чтобы "женщина их мечты" взяла их под свою опеку как мать или старшая сестра.
И, поскольку сами они одновременно осознают это свое внутреннее противоречие и не осознают его, то и с женщинами ведут себя то как самоуверенные мужчины, то как робкие юнцы. От женщин же, принимающих их вместе с этой их нелепой робостью или не замечающих ее, они скоро бегут сами, говоря себе: раз они так усердно представляются мне родной мамашей, то, видно, боятся открытого противоборства полов, и всерьез их принимать не стоит. И, наоборот, перед женщинами, не одобряющими их ребячества, они играют сильных мужчин. Но стоит женщине поверить в эту игру, как они говорят себе: что за глупое создание!
Такая женщина не составит мужчине счастья! Если же находится женщина, которая не поддается на игру и не желает сжалиться над их ребяческой робостью, они уходят потому, что возмущаются ее бессердечием. Есть еще один вид эротического самообмана, на первый взгляд вовсе таковым не являющийся. Я имею в виду ту наигранную холодность, ту показную суровость, которая происходит от неудержимого желания быть влиятельнее, опаснее, страшнее прочих мужчин. У мужчин, находящих себе убежище в подобном поведении, в самой глубине души тоже живет страх - перед тем, что им-де не дано (и никогда не дано будет!) стать настоящим мужчиной. Что ж, в этом они, пожалуй, правы. Ибо им недостает способности быть почтительным и дерзким одновременно, одарить человека которой способна лишь Афродита. Все вышесказанное не дает, однако, добропорядочным мужьям, не стесняющимся видеть в своих женах родную мамашу, добрую няню и эротическую прислугу, права полагать, что их "верность" хоть чем-то лучше "непостоянства" указанных прочих».


Филипп Метман, «Миф и судьба»

ОБРАЗЫ: Эрос, дилемма Париса. Конфликт: девственность - женственность, чистый дух - грешная плоть, святая - блудница, красавица и чудовище.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО: Человек во весь рост = уверенность в себе. Выбор между матерью и возлюбленной. Вверху - Купидон.

ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА: Адам и Ева. Позади них - Древо Жизни с 12 плодами и Древо Познания добра и зла со Змеем. На нем (осталось) четыре плода из первоначальных пяти, соответствующих пяти чувствам. Вверху - архангел Рафаил, олицетворение «чистой любви». А. Уэйт сознательно отказался от темы выбора.

АНАЛОГИИ: Шестиконечная звезда, Звезда Соломона, Щит Давида, знак Вишну, мистический брак Шивы и Шакти, два треугольника, наложенных друг на друга: верхний, олицетворяющий огонь, указывает на Эроса и судьбу, нижний, вода, - на землю.

СОВЕТ МАРСЕЛЬСКОГО ТАРО: Нет никаких проблем; единственная проблема - это проблема выбора. Если ты готов отвечать за свой выбор, значит, он правилен.

СОВЕТ ТАРО УЭЙТА: Силой никого любить не заставишь. Тебя будут любить тем больше, чем больше ты сам относишься к себе с любовью.
Открытие индивидуального сознания, умение отвечать за себя. Готовность к любви, желание и способность жить вместе с другим человеком (А. Уэйт).


ЦЕЛЬ: Право выбора, сознание ответственности. Доверие к себе и объединение противоположностей (А. Уэйт).

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА: Нерешительность, безволие. Отказ от самого себя, чувство ненависти, болезненной ревности (А. Уэйт).

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ: (плюс) Выбор, освобождение от зависимости, умение отвечать за себя. (минус) Промедление, пессимизм, проблемы со здоровьем, импотенция, неверность, пороки, опасные связи.

СИНТЕЗ: В старых колодах подчеркивается тема выбора. Отсюда - совет карты, трактуемый как «невозможно иметь все и сразу». Чтобы получить желаемое, нужно отдать, отпустить от себя что-то, пусть даже давно и горячо любимое. Или, как говорит китайская поговорка: «Чтобы набрать воды, нужно подставлять ладони, а не кулаки». Уэйт счел эту тему смешной и заменил темой «чистой любви». Однако и здесь тоже требуется выбор. Правда, здесь носит позитивный характер (по принципу желания, а не нежелания). Сам я интерпретирую эту карту по-разному, в зависимости от конкретного расклада.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Различные ситуации выбора, как по принципу желания, так и по принципу нежелания (отказа): влюбиться, открыться навстречу большой любви, начать новую фазу во взаимоотношениях с партнером или супругом. Заключить новое, важное знакомство. Или, возможно, с любовью приступить к какому-то делу.

ИСТОРИЯ:
Уран, хозяин великого Безмолвия и безграничного кругозора, повелитель звездного неба, взял в жены Гею (богиню земли), чтобы от его звездного ночного света она породила мир, полный цветов и красок. Вместо этого она родила ему множество злобных демонов, безудержный нрав которых начал угрожать всемогуществу его царственных медитаций в неподвижном свете ночных небес.
И создал он ненависть, которая была ничем иным как проклятием нежелания видеть свои творения, и сбросил этих мерзких чудовищ обратно в Тартар. И застыла его любовь в бесконечной судороге зачатия, и оставалась такой до тех пор, пока Крон (его сын), мстя за мать, не отделил пораженный ненавистью орган от божественного тела молниеносным взмахом серпа, заметить который Урану не дано было. Отъединенная же часть божества упала в мировой океан, волны которого растопили застыл ость, и тогда впервые открылось, что ненависть - это всего лишь судорожно сжатая любовь, и из пены, вынесенной на поверхность вод, родилась та, отвергать которую не имело смысла: Афродита. И скрыла она эту тайну люб- ви-ненависти и ледяной похоти в глубинах океана и, как Афро-генес, Пено-рож- денная, создала из лениво колышущихся волн те зыбкие, туманные образы, манящий зов которых заставляет обманутые жертвы бросаться от одной любви к другой, ища и не находя в них того, что их так манило. Тех из них, кто не способен, как Крон, с открытыми глазами войти в мир застылой ненависти и ледяного презрения, она с тех пор уводит с собой, как царица прекрасных иллюзий, в мир приятных мечтаний и необременительной нерешительности. Примирить же Урана, Хозяина Безмолвия, с порожденными им демонами грома, досталось людям. Услышать в своей душе симфонию жизни с ее сотрясающими мир смерчами, борьбой тварей за существование, взлетами и падениями мо гучих организмов, стоном стихии, рождением и уничтожением, вечными беспокойством, тоской, случайностью, страхом и ненависть, услышать и принять ее - вот подвиг великих Любящих. Вот последняя тайна Афродиты, сокрытая в темных глубинах вод, ограниченных лишь далеким рифом горизонта. И охраняют ее только рыбы.

Филипп Метман, «Миф и судьба»

Два (божественных) треугольника складываются в квадрат земной реальности: Вдвинутые один в другой, они образуют шестиконечную звезду, символ богодействия в этом мире, олицетворение мужского и женского начал, звезду Давида, Вишну и т.д.

Божественный уровень
духовное измерение

земной уровень
материальное измерение


Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
СА "Влюбленные" (из книги Хайо Банцхаф)

В этой карте объединены два сюжета. Она сулит глубокие любовные переживания, но показывает, что такой шаг предполагает выбор: отказ от прежнего образа жизни (родительского дома, свободы и легких интрижек) и переход на новую ступень, ступень сознания Любви. Лишь подлинное осознание её открывает мощное информационное поле, которое содержит карта Влюбленных. Поэтому-то её раньше и называли «Выбор». Она может значить и какую-то иную ситуацию выбора, не обязательно связанную с любовью. Тогда она означает, что нам так или иначе придётся сделать выбор, решительно и бесповоротно, не оставляя себе никаких лазеек. Который из двух сюжетов выступает перед нами в данном случае, зависит от смысла заданного вопроса. Однако в любом случае это - громкое и определенное «Да». РАБОТА: Здесь тоже возникает ситуация выбора. Эта карта говорит, что пришла пора проанализировать все обстоятельства, чтобы решиться, наконец, на что-то определенное, так как от этого зависят наши дальнейшие шаги и вся линия поведения. Это может быть выбор нового направления в работе, смена ее места или переход к новому кругу задач, к какому-то новому проекту и так далее. Впрочем, нового ничего может и не быть, и тогда карта значит лишь, что нам следует избавиться от иллюзий и предрассудков и научиться относиться по-новому к теперешней работе.

СОЗНАНИЕ: «Влюбленные» показывают, что мы начинаем осознавать свои возможности, понимая, что по-настоящему глубокие и чрезвычайно важные знания откроются нам лишь в том случае, если мы будем твердо придерживаться однажды сделанного выбора, сознательно отказавшись от всего остального. Отсюда ясно, что так называемое «multiple – choice -society» (общество, где каждому предоставляется множество шансов) на самом деле предоставляет людям лишь возможность колоссального самообмана: они верят, что шанс в любой момент «передумать», перерешить все заново позволит им вернее ухватить птицу счастья, и не умеют быть довольными достигнутым, потому что всегда надеются найти что-нибудь получше. И разочарование, которое можно видеть на их лицах, происходит вовсе не оттого, что им так и не подвернулась их «самая главная» возможность. А оттого, что всю жизнь им не хватало мужества и воли, чтобы хоть раз сделать определенный выбор, и она так и прошла в бесполезном ожидании этого «главного», ни на что другое они ни сил, ни чувств затрачивать не хотели. Лишь решившись на сознательный, бескомпромиссный выбор и потом, не отступая от него, мы открываем себе путь к подлинному, глубокому счастью.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Любовь, озаряющая всю нашу жизнь и во многом меняющая ее. Она имеет мало общего с влюбленностью, которая, по меткому замечанию Эриха Фромма, в лучшем случае представляет собой лишь меру нашего предыдущего одиночества. Карта может указывать как на возникновение нового союза, так и на то, что свое счастье мы можем и должны найти в теперешнем союзе, именно Здесь и Сейчас. И, поскольку в ней присутствует также немаловажная тема «выбора», это означает, что источники счастья и радости откроются нам, лишь когда мы добровольно «откажемся» от чего-то и от всего сердца решим, что дальше будем идти по жизни именно с этим человеком. Ясно, что, встретив «девушку своей мечты» или сказочного принца, любой был бы хоть сейчас готов к такому шагу. Однако пора покончить с этим самообманом и понять, что подобных идеалов для нас никто и нигде не припас, по крайней мере, в готовом виде, зато не исключено, что этот идеал прячется где-то в глубине души нашего партнера, надеясь и ожидая, что мы найдем его и дадим ему воплотиться. Вот почему путь, ведущий одного человека к другому, именуется «выбором».

(Х. Банцхаф "Самоучитель по таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
6. Влюбленный (из книги А. Величко)

На карте изображен молодой человек, за обе руки его тянут к себе две женщины. В небе на фоне солнца над юношей парит крылатый божок — Эрот. Картинка Аркана напоминает аллегорический сюжет из речи греческого софиста Проди-ка, известной по “Воспоминаниям о Сократе” Ксенофонта. Этот фрагмент впоследствии породил крылатое выражение “Геркулес на распутье”, которое применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями. В своей речи Продик рассказал сочиненную им притчу о юноше Геркулесе. В тот момент, когда он размышлял, чему бы посвятить свою жизнь, к нему подошли две женщины: Изнеженность, нарисовавшая будущее, полное удовольствий и роскоши, и Добродетель, указавшая ему тяжелый путь к славе.

Аркан VI соответствует архетипу “Придорожный камень”, или “Распутье”, или “Выбор”. Отражает ежедневную необходимость делать выбор, от которого зависит достижение поставленной цели.

Эволюция этой карты интересна: вместо троицы, раздираемой страстями, на многих колодах стали изображать счастливую пару, и называть Аркан VI Влюбленные. Очевидно, какому-то художнику очень захотелось, чтобы девушки наконец разобрались друг с другом и выяснили, чей это мужчина. Но подобное новшество не очень привилось, поэтому в большинстве колод картинка Возлюбленный выглядит первоначально.

При изучении символов Аркана VI через призму сновидений, видим, что распутье дорог означает конец прежнего состояния, перемену в делах; девушки — счастье, благополучие; солнце — любовь; Эрот — сила, влекущая человека к чему-либо. Картинка радостная, все дороги хороши — выбирай на вкус!

В личном раскладе указывает на нерешительность, подверженность сомнениям, оглядку на авторитеты. Часто встречается в раскладах на молодых людей, еще не определившихся в жизни.

В раскладе на ситуацию с положительными Младшими Арканами означает обилие представившихся возможностей, хорошие перспективы, большой ассортимент товаров (при гадании на покупку), помощь в выборе оптимального решения. При негативных Младших Арканах лучше всего подходит старинное толкование этой карты, хорошо изложенное М. Волконским в романе “Мальтийская цепь”: “Берегись! Остерегайся своих решении! Пусть препятствия заграждают тебе путь к счастью Противное течение готово увлечь тебя, и воля твоя колеблется между двумя противоположными сторонами. Колебание, однако, будет для тебя так же пагубно, как и плохой выбор. Иди вперед или вернись, но помни, что путы, сплетенные из цветов, трудней разорвать, чем железную цепь!”.

(А. Величко "Карты таро без мистики и тайн")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
Влюбленные (из книги А. Уэйта "Иллюстрированный ключ к таро")

В лучах сияющего в зените солнца распростерло руки огромное крылатое существо, ниспосылая на землю свои энергии. На переднем плане две фигуры - мужская и женская, - не стыдящиеся своей наготы, подобно Адаму и Еве, обитавшим в земном раю земной плоти. За спиной мужчины возвышается Древо Жизни с двенадцатью плодами. Древо познания добра и зла с обвившим его змеем растет за спиной женщины. Эти фигуры говорят о юности, непорочности, невинности и любви, не затронутой грубым плотским желанием. Это карта человеческой любви во всей ее простоте, каковая представлена здесь как составная часть пути, и истины, и жизни. В самом высоком смысле эта карта символизирует таинство Завета.

Что касается женской фигуры, то она означает влечение к чувственной жизни, в котором заложена идея Грехопадения, однако женщина скорее выступает орудием Тайного Закона Провидения, нежели добровольной, осознающей свои действия искусительницей. Именно через вмененный ей грех человек в конечном счете восстанет из греха, и только с ее помощью он сможет реализовать себя. Таким образом, эта карта является еще одним откровением великой тайны женского начала. От старых значений этой карты вкупе со старыми изображениями не остается камня на камне, но даже в истолковании последних эти значения либо грешили банальностью, либо заблуждались в символизме.

Прорицательные значения : Влечение, любовь, красота, преодоленные испытания.

Перевернутая карта : Неудача, прожектерство. Другое толкование говорит о развале брачного союза и всевозможных противоречиях.

(А. Уэйт "Иллюстрированный ключ к таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
VI Влюбленные/ The Lovers / l’Amoureux / die Liebenden

Влюбленные, иногда Возлюбленный.

В современном Таро на карте изображаются обнаженные мужчина и женщина, Адам и Ева, в райском саду. Над ними парит Ангел, простирающий руки в благословляющем жесте. Позади Евы – Древо Познания, позади Адама – Древо Жизни. Влюбленные – первая карта, на которой преодолен дуализм предыдущих: изображенные на ней фигуры ничто не разделяет, противоположности объединены. Но взгляд Евы направлен на ангела, символизирующего это единство, взгляд Адама же – на Еву: осознать это единство он способен только через нее. Иногда на этой карте также изображается змей как символ искушения.

Смысл карты: не бойся искушений – их все равно не избежать. Прими яблоко, которое подает тебе Ева, ибо любовь – это единственная сила, способная исцелить тебя от страданий. Полюби – и увидишь, как все изменилось вокруг: краски стали ярче, воздух чище, а люди – добрее. Возможно, на этот рз ты впервые настолько глубоко узнаешь другого человека, что свои беды и ощущения будут заботить тебя меньше, чем его ощущения и беды. Дай отдохнуть рассудку; побудь во власти чувства.

В гадательной практике Влюбленные чаще всего означают “дружбу и любовь”, то есть начало нового сильного чувства или сохранение и укрепление старого, стабильность чувств, хорошие отношения между людьми. Однако любовь – это не только стабильность, но и искушение: змей, спускающийся с Древа Познания, предупреждает, что на дальнейшем пути по картам Старших Арканов нас ожидает и карта Диавола. Недаром в старину карту Влюбленных называли Bifurcatio – “перекресток, развилка дороги”, а в Египетском Таро она называется Два Пути.
Вот почему в Марсельском и некоторых других вариантах Таро, особенно старинных, на карте Влюбленных изображаются не две, а три человеческие фигуры – один юноша и две девушки. Одна из девушек олицетворяет чистоту и невинность, при этом это обычно блондинка, другую же рисуют эдакой разбитной брюнеткой-обольстительницей. И, по сюжету, юноша совершает ошибку, так как его явно привлекает брюнетка, тогда как ему следовало бы любить блондинку.

Поэтому тем, у кого в колоде на этой карте трое влюбленных, следует учитывать явное присутствие в нем мотива измены или по крайней мере любовного треугольника (даже при прямом положении). У тех же, на чьей карте Влюбленных две фигуры, должны учитывать этот мотив только при ее перевернутом положении (или в сочетании с другими картами негативного свойства).

Если спрашивают об исходе задуманного или уже начатого дела, то Влюбленные означают успех и стабильность, сохранение status quo. Однако стабильность не всегда хороша: натуры деятельные, склонные к риску, в ситуации выбора скорее предпочтут карту Диавола (XV), обещающую перемены. Какими будут эти перемены, неизвестно, но риск, как известно, благородное дело.


Для людей, идущих эзотерическим путем, Влюбленные имеют значение Посвящения, инициации, перехода на новую ступень духовного развития.

В перевернутом виде карта Влюбленных может означать некоторое ухудшение отношений в союзе партнеров, иногда (но далеко не всегда) супружескую измену; в деловых отношениях – тоже проблемы. Но это временно, и восстановить добрые отношения по-прежнему вполне возможно.

Для эзотериков – ложное посвящение или неготовность перейти на следующую ступень.

Для бизнесмена – совет: любым способом войти в самый высший контрольный орган своей отрасли, иначе он ничего не добьется и разорится года через два-три.

(Евгений Колесов "Толкования")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«ВЛЮБЛЕННЫЕ» (VI) - из книги Г. Бедненко

Карта, условно названная «Amore» – «Любовь» (а позже – «Влюбленные»), появилась в колоде Висконти-Сфорцы, как полагают, в честь бракосочетания Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти или же, по другой версии, Филиппо Марии Висконти и Бьянки Марии Савойской, а по третьей – Галеаццо Марии Сфорцы и Боны Савойской. (Интересно, что в колоде уже узнаваемая по этой карте дама будет управлять следующей «Колесницей».)

Классическая иконография. Изначально в итальянских колодах на карте изображалась пара, которую соединяет или в которую целится из лука Амур с завязанными глазами (иногда Амур держит две стрелы, по одной на каждого). Это было очевидным подражанием «портретам помолвки» – традиции, бытовавшей в Священной Римской империи и перешедшей затем и в Италию.

В колодах Марсельской традиции (XVI– XVII века) на этой карте появляется тема принципиального выбора между добродетелью и грехом: молодому человеку приходится выбирать между красоткой в роскошных одеждах и скромницей в бедных одеяниях (или же между двумя практически идентичными дамам), в то время как Амур все так же целится в сердце фигуре, расположенной справа от читателя карты (и слева от героя). Существовали исторические колоды, в которых выбор был иным: дева выбирала между королем и воином (и Амур целился стрелой в последнего) или же юноша выбирал между священником, матерью, почтенным джентльменом и любовной связью. Амур по-прежнему целился в фигуру слева от главного героя, олицетворяя страсть, отличную от рассудка (и от верного выбора добродетели вместо греха).

В колодах выходцев из ордена Золотой Зари «Влюбленные» были реабилитированы. Здесь речь идет уже о священном союзе мужского и женского, менее формальном и более сакральном, чем в изначальных исторических колодах. Большинство современных колод уже не фиксированы на противопоставлении греха и добродетели в любви, потому отчетливо изображают влюбленную или брачную пару.


Союз разных

Изначально карта «Любовь» символизировала любовный или брачный союз. Некоторые колоды и теперь используют именно этот образ в VI аркане. Это встреча и единение не только разных людей, разных личностей, не только мужчины и женщины, но и разных семей, родов, отчасти или в полной мере – культур. Такая встреча, сопровождающаяся узнаванием и попыткой разобраться, что и как можно теперь делать вместе, присутствует в любом союзе, временном или долгосрочном. И один из аспектов карты говорит именно об этом.

В традиционной культуре разделение мужского и женского мира было культурно обусловленным. Мальчиков и девочек воспитывали по-разному, подготавливая к принципиально разной деятельности, поощряя зачастую совершенно разные качества (активность/пассивность, сила воли/покладистость, самостоятельность/зависимость и пр.), ориентируя на кардинально различные социальные, семейные и бытовые роли. Отсюда и комплементарность, функциональная связанность мужских и женских ролей, но и почти полное непонимание друг друга, боязливость, осторожность, недоверие. По сути, в этой карте впервые происходит встреча мужского и женского как равных партнеров в союзе, притом неизвестных друг другу, а потому это – встреча с Неизвестным. Но и в наше время, несмотря на достаточно похожее воспитание и совместное обучение, мужчина и женщина все равно остаются друг для друга загадкой – до тех пор, пока, при всей их комплементарности, не прояснятся основополагающие различия в их природе[1].

Принадлежность к семье и роду, казалось бы, уже не столь полно обусловливает мировоззрение и жизненные принципы, но история взаимоотношений мужчин и женщин в роду, история отношений семьи с миром (властью или средой) по-прежнему тихо пересказывается у нас в крови, нашептывается в биении пульса, выплавляется новыми историями в кости наших детей. И мы вновь оказываемся людьми из совершенно разных миров.

Эта карта может говорить нам о самом ощущении различности природы субъектов союза (выпадает она не обязательно на любовные отношения, и тем более на мужчину и женщину), но об обстоятельствах, в которых попытается существовать этот союз. Это помолвка, заявление о намерениях и проба – или, несмотря на союз, отношения все еще в чем-то непонятных друг другу существ, иногда даже в чем-то чужих. Будучи Старшим арканом, эта карта, как обычно, указывает не на бытовую сцену или историю, а на архетипическое состояние, вовлеченность в Большой Сюжет: в отсутствие сильных чувств между людьми или по отношению к ситуации это та канва сюжета, в которую не может не попасть персонаж, это ролевой сценарий, в сцене которого герой или героиня уже «записаны». Так, по «Влюбленным» могут происходить встречи бывших любовников, с непременным «срывом» в кратковременную (или не очень) сексуальную связь, но без особой страсти и желания. Связанность скорее сюжетом (иногда – Большим, мифологическим), чем взаимными чувствами, подчеркивает классический в Таро взгляд женщины на этой карте – направленный к небу (в то время как мужчина смотрит только на нее).

«Средневековое Таро Скапини», Старшие арканы которого созданы по мотивам колоды Висконти-Сфорцы, являет нам встречу представителей двух семей и двух миров. Здесь, что интересно, мужчина смотрит в небо, на целящегося из лука крылатого кентавра с завязанными глазами (эдакая смесь Эрота и Хирона), а женщина – прямо на мужчину. Оба стоят на краю пропасти, которой разделяются и соединяются их миры: суровый мир мужчины, с выбором чести и трудного пути, и роскошный цивилизованный культурный мир женщины. Единение образов Эрота и Хирона также может говорить нам не только о радостях, но и страданиях любви (кентавр Хирон был ранен отравленной стрелой, но не мог умереть, поскольку был бессмертен и обрел покой лишь после того, как ревнивая жена Геракла Деянира случайно отравила своего мужа, пытаясь вернуть его любовь; Хирон обменял свое бессмертие на смерть Геракла). Интересно то, что Скапини прямо указывает, что его лучник – это Стрелец, в то время как Стрелец – знак противоположный Близнецам, которые атрибутированы этой карте в системе Золотой Зари[2].

В Золотом издании «Романтической Викторианы» присутствуют две карты «Влюбленные». На одной представлена романтическая пара в саду: юноша осторожно, покорно, но с надеждой смотрит на девушку, а та устремила взор куда-то вверх. На второй карте юный охотник (или пастух) обнимает и целует русалку, тянущуюся к нему из воды. В первом случае речь может идти о сдерживаемых культурой, но достаточно осознанных отношениях, во втором – о союзе страсти, более пылком, но едва ли долговечном.

Выбор и принятие решения

Со времен Марсельской традиции карта «Влюбленные» начала связываться с ценностно-ориентированным выбором, моральным, этическим, идеологическим, религиозным. На карте выбор, как правило, делает мужчина, но это не должно нас смущать (а признаться, был период, когда меня это сильно расстраивало как проявление тендерной несправедливости): речь идет о сознательном выборе и волевом решении, и в значимости последующего поступка отражены качества скорее мужского начала. (Выбор женщины – редко, но встречавшийся в Таро символизирует веление души, спонтанный или интуитивный выбор, более легкомысленный по видимости, но более значимый по последствиям.) Выбор мужчины (или человеческого сознания) в старинной интерпретаций состоит между добродетелью и пороком, одна Эрот неуклонно указывает своей стрелой на фигуру слева от героя – прекрасную и порочную или же молодую в противовес пожилой. Потому каждый раз карта изображает подвластность человека выбору желания, любви и страсти – или (поскольку стрела еще не пущена) мучительность выбора в предчувствии падения. Это своего рода Адам и Ева, как раз перед вкушением яблока[3]. Это значимое решение, влияющее на дальнейшее развитие судьбы, – и вечно длящееся мгновение перед тем, как сделать последний шаг (на этом этапе можно «зависнуть», как и на любом другом Старшем аркане, и тогда самый прекрасный принцип превратится в подгнивший плод).

Ценностный выбор, безусловно, важен в разных областях человеческой жизни, и все же именно в любви становится наиболее очевидным непредсказуемость и индивидуальность каждой ситуации с ее возможными и совершенно неоднозначно верными и неверными приоритетами. В толкованиях к «И Цзин» стойкость может быть как «к счастью», так и «к несчастью». В любви и в выборе партнера к гибели может привести не только безрассудство, но и рассудок, не только вероломство, но и принципиальность, не только легкомыслие, но и осторожность… Мы не всегда можем знать или понять заранее, к добру или к худу наш выбор. И в этом – риск и решимость Влюбленных.

Я знала мужчин, у которых было много женщин, но они не могли сделать выбор – и переходили из одной постели в другую, постепенно теряя интерес к жизни, смысл и силу. Я знала женщин, которые отказывались от выбора и принятия решения даже в замужестве, вечно тоскуя в метаниях и поисках другого варианта. Я вижу супругов, которые сделали выбор следовать своим брачным клятвам верности и преданности даже без взаимной любви. Я помню женщин, которые осознанно выбрали сугубо рассудочное отношение к супружеству, а потом мстили своим мужьям, которые не могли подарить им настоящую сказку. Я вспоминаю женщину, которая пожертвовала своей любовью ради супружеских уз и детей, но не смогла этого вынести. Я помню о подруге, которая не смогла уйти от любви и ушла к смерти. Я узнала женщину, которая не решилась выпить свой любовный напиток, а предложила его другой, наблюдая за тем, как непредсказуемо ведет себя объект ее любви, и возрадовалась тому, что этим объектом оказалась не она. И я вижу других влюбленных, которые решились рискнуть всем своим существом, сочетая и разумность, и легкомыслие, и осторожность, и самопожертвование… Только если оба в паре делают свой выбор относительно другого – случается эта Пара, Влюбленные. Однако в любом случае это вновь и вновь встречающееся испытание на пути каждого из пары, часть его героического пути.

В системе Золотой Зари VI аркан связан со знаком Близнецов, которым в астрологии управляет планета Меркурий. Древнееврейская буква, атрибутированная этой карте, – зайин, что значит «меч». Это еще раз подводит нас к Влюбленным как к осознанному выбору, решению, принятому в результате размышлений. Это связано со сферой разума и коммуникации, соответствующей Меркурию, темой выбора, так знакомой знаку – и символу – Близнецов[4], а также символикой разделяющего меча как окончательного решения и масти Мечей в Таро, связанной с принципами и представлениями о мире. Алистер Кроули в «Книге Тота» напоминает о том, что масть Мечей в Таро означает анализ, а, кроме того, указывает на то, что Ату VI вместе с Ату XIV (в колоде Тота – «Искусство», бывшая «Умеренность») «составляет всеобъемлющую алхимическую максиму: «Sole et coagula» («растворяй и сгущай»). Иными словами, «Влюбленные» представляют собой Анализ, за которым последует Синтез. Таким образом, это IV алхимический аркан (после «Мага» – Ртути, «Императрицы» – Соли и «Императора» – Серы), пятым же будет «Умеренность» (или «Искусство»).

В колодах, не настолько символически проработанных как магические и оккультные («Таро Тота», колода Хайндля и некоторые другие), карты могут иметь совершенно буквальное, оракульное значение. Это зависит от уровня символической точности и насыщенности каждой колоды, а также непредсказуемой игры бессознательного. Карта «Влюбленные» может метафорически изображать буквальную сцену, присутствующую в реальности: любовный треугольник, проблему выбора между двумя женщинами и даже между отношениями с брачной партнершей и матерью (не без психологического инцеста, впрочем). Так, в колоде «Фантастический зверинец» мы видим последний этап любовного треугольника: юная косуля входит под ручку с импозантным быком, в то время как интеллигентный олень (с большими рогами) стоит позади и растерянно смотрит на происходящее.

Страсть, желание

Карта «Влюбленные» может обозначать и любовные чувства в паре, страсть, желание, стремление быть вместе. В этом случае она оказывается «благоприятной» картой для столь часто встречающихся запросов на отношения.

Алистер Кроули в своей книге «Шаг за шагом – к Истине» пишет: «Формула Тетраграмматона – это безупречное математическое выражение Любви. Суть ее такова: любые два объекта соединяются, что влечет за собой два следствия: во-первых, оба они уничтожаются в экстазе, вызванном избавлением от муки обособленности; а во-вторых, созидается третий объект – также в экстазе, но на сей раз вызванном осознанием бытия, которое остается Радостью до тех пор, пока, развившись до определенной меры, этот новый объект не начинает постигать свое несовершенство и испытывать любовь» (перевод А. Блейз). И эта карта, как в «Таро Тота», так и в иных колодах, может быть отражением самого любовного экстаза, этих мгновений, сопровождающих всякое любовное чувство, разделенное в реальности или не разделенное: при неразделенной любви мгновения экстаза в единении с воображаемым объектом сопровождаются муками отчаяния от осознания реальной отчужденности.

В колодах Таро Золотой Зари (а каждый участник ордена самостоятельно рисовал себе колоду по образцу, предоставленному Мазерсом) карта «Влюбленные» обозначала именно страсть и желание. В современной колоде, изготовленной по инструкциям Израэля Регарди. одного из поздних членов Золотой Зари, этот аркан выглядит совсем необычно: Андромеда (или подобная ей дева) стоит прикованная к скале, к ней подбирается из пучин морских чудовище, похожее на волка, а с небес спускается герой Персей (или вооруженный ангел) в доспехах и с мечом, намереваясь, очевидно, избавить деву от чудовища. На этой карте мы видим и мгновение страстного пыла, и конкуренцию с соперником, и объект желания, и пресловутый выбор девы… многое из того, что мы переживаем, испытывая сильное и глубокое (а значит, и разнообразное) влечение к другому.

В «Сказочном Таро» Алекса Уколова и Карен Махони этот аркан связывается со сказкой «Рваный Чепчик». Безусловно, карта может иметь универсальное для своего аркана значение, однако в связи со сказкой к нему добавляются и другие смыслы: активная и продуктивная женская деятельность; выбор точки зрения на происходящее; активность в любви (хотя и без гарантии счастливого исхода); принцип «красота в глазах смотрящего» или Русский его аналог «не по хорошу мил, а по милу – хорош»; обратный вариант – обесценивание партнера в своих глазах (и глазах других людей); иногда – то идеализация,؀ то обесценивание; стремление показать партнеру перемены и доказать, что ты его достойна; и даже «пораженческие отношения» (но именно по принципу «я не настолько хорош, что меня можно полюбить»), и в этом – вызов «Влюбленных» данной колоды.

«Таро Элементов» предлагает в качестве VI аркана «Выбор–Страсть». Лозунг этой карты – «Чего ни захочу – все случится». На ней изображены мужчина и женщина под плодоносным деревом, за которым спрятался искуситель (красный человечек, чьи ноги скрыты от зрителя). Трудно предположить тут иной сюжет, кроме библейского, и, тем не менее, здесь он не выглядит трагичным. Скорее это та сила страсти, которая не позволит избежать перемен.

Алхимический брак

Наиболее значимое развитие смысла Старших арканов предложено в традиции «Таро Тота» Алистера Кроули. Он усматривает в VI аркане, «Влюбленных», образ Алхимической Свадьбы. Этот принцип, символизирующий единение мужского и женского начал, был одним из наиважнейших в алхимии (как сугубо химической, так и духовной).

В «Книге Тота» карта описывается так: «Фигура в капюшоне, стоящая в центре данной карты, – это одна из ипостасей Отшельника, о котором речь пойдет в Ату IX. Сам же Отшельник – это ипостась бога Меркурия, описанного в Ату I; облачения, скрывающие его тело, словно напоминают, что окончательный смысл всего сущего обретается за пределами проявленности и разума. (Как объяснялось в другом месте, по большому счету возможны только две операции – анализ и синтез.) Он стоит в позе Знака Входящего, словно проецируя вовне таинственные силы творения. Руки его обвиты свитком, обозначающим Слово, в котором заключены и его сущность, и его весть. Но Знак Входящего – это также Знак Благословения и Освящения; таким образом, роль Отшельника на данной карте – совершение Герметического Бракосочетания. За спиной его помешаются фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена сюда для того чтобы сохранить до некоторой степени первоначальную форму карты и показать ее происхождение ее родословную, ее неразрывную связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово «Telema» – Слово Закона. <…> Его стрелы – кванты Воли. Таким образом показано, что эта основополагающая формула магической работы – анализ и синтез – продолжает жить в Зонах.

Теперь можно обратиться собственно к Герметической Свадьбе.
Эта часть карты представляет собой упрощенную иллюстрацию к «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» – шедевру столь обширному и пространному, что процитировать его здесь с пользой для дела нам не удастся. Но суть анализа – это непрестанное раскачивание на качелях противоречивых идей. И данная часть карты – это символ двойственности. Королевскую чету составляют Черный, или Мавританский, Король в золотой короне и Белая Королева – в серебряной. Короля сопровождает Красный Лев, Королеву – Белый Орел.

Символика мужского и женского начал развивается в атрибутах жениха и невесты: у Короля – Священное Копье, у Королевы – Святой Грааль. Новобрачные держатся за руки в знак согласия, а их атрибуты поддерживают двое младенцев, поменявшихся друг с другом: белый ребенок держит не только Чашу, но и розы, а черный – не только копье своего отца, но и палицу, аналогичный символ. В самой нижней части карты изображен итог этого Бракосочетания в своем изначальном и пантоморфном виде – крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского. Оно подкрепляет символическое значение Змей, которыми расшито одеяние Короля и Пчел, украшающих мантию Королевы. <…>…это яйцо представляет собой полный символ равновесия – последнего условия для начала Великого Делания. Но последняя тайна остается неразгаданной. Замысел породить жизнь совершенен, но природа этой жизни сокрыта. Она может принять любую возможную форму, но какую именно? Это зависит от того, какие влияния будут сопутствовать процессу созревания. <…>

В алхимической символике Купидону не придается особого значения. Однако в известном смысле он – источник всякого действия, стремление выразить Нуль как Двоицу. <…> Стрела Купидона символизирует духовный разум, необходимый для алхимических операций, – ибо одной лишь жажды результата для успешного их проведения недостаточно. С другой стороны, стрела – это символ направленности на цель, так что надпись «Telema», выполненная греческими буквами на колчане, оказывается весьма уместной» (Кроули А. Книга Тота. перевод А. Блейз).

В колоде Хайндля, продолжающей традицию колоды Тота, мы также видим тему алхимического брака, но проработанную в особой, мистико-медитативной манере художника. Обнаженные мужчина и женщина (Адам и Ева, Аск и Эмбла[5] или любые первые – или единственные как прототипы – люди) смотрят друг на друга и на чашу Грааля между ними, в которую нацелено копье Грааля. Над головой женщины мы видим образ Единорога (символ чистой, невинной мужской силы, который позже проявится в «Пане», XV аркане этой колоды), над головой мужчины – Розу с шестиконечной звездой (Роза – женский символ, цветок Афродиты, но в то же время и мистический, философский символ вечной жизни; шестиконечная звезда же представляет союз двух треугольников, символов стихий Огня и Воды). Пара стоит между двумя деревьями; Рэйчел Поллак упоминает в связи с этим о Древе Жизни и Древе Познания, которые росли в райском саду. И трудно не согласиться с тем, что именно между двумя этими началами и лежит пространство Любви.

Влюбленные в нашей жизни

Вопреки ожиданиям, переживание принципа этой карты зачастую прямо связано не столько с любовным союзом, сколько со способностью сделать Выбор, отказаться от возможности чего-то неизведанного и немыслимого, хотя, быть может, и вероятного ради принятия конкретного решения в данный момент. Отказ от прохождения этого принципа рождает нерешительность и фантазии, вечное существование «где-то не здесь», в своем обособленном и прекрасном внутреннем мире. Потому что VI аркан требует, прежде всего, выхода из своего уютного (или не очень, но терпимого) мира вовне, к другому в этом внешнем мире. Это выбор пути, сама способность принимать окончательные решения. В этой карте слышатся отголоски обещаний, помолвки, клятв. Она не всегда связана с брачными узами, но очень часто – с важным выбором и данным словом.

[1] Впрочем, есть люди, переживающие такую встречу двух начал, прежде всего, внутри себя, в собственной душе и природе.

[2] И по сей день, выбирая мужчину, женщина выбирает свою судьбу. Не единственный способ ее получить, но все же очень значимый.

[3] Прекрасно тему «грехопадения» показал Филипп Пулман в своей трилогии «Темные начала». И тему «Влюбленных» как выбора – тоже.

[4] Вспомним близнечные мифы.

[5] Аск и Эмбла (Ясень и Ива) – первые мужчина и женщина, созданные скандинавскими богами.


(Галина Бедненко "Старшие арканы таро")
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#9
Влюбленные. Из книги Олега Телемского

Каждый аркан является продолжением предыдущего. В Иерофанте впервые из бессознательного рождается сознание своей индивидуальной природы. Во Влюбленных продолжается процесс формирования подлинной идентичности. Здесь индивид начинает сталкиваться с первыми страданиями, связанными с благословенным, но тяжелым даром обладания Сознанием.

На символику сознания указывает нам не только шестой порядковый номер аркана (в системе Каббалы шестерка — это центральная сфира, Солнце и центр Древа Жизни), но и еврейская буква, ему соответствующая.

  • Название буквы Заин означает «меч». Заметим, что на картине предыдущего аркана Таро Кроули меч держала жрица, открывающая врата познания. Теперь же мы сталкиваемся с целой аркой из мечей, под которой проходит королевская свадьба. Символику меча достаточно хорошо проясняют слова из Евангелия: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матф. 10: 34-35.). Как пишет Эдвард Эдингер, эти слова имеют важнейшее значение отделения индивидуального сознания от родовой и коллективной Матрицы, в которой индивид — лишь повторяемое звено в цепи. Меч как орудие, рассекающее целое на части, является прекрасным символом интеллекта, функция которого — анализ. Само число шесть — это число разделения, половина от двенадцати, которое, в свою очередь, представляет числа завершенного космического цикла (12 месяцев, 12 знаков зодиака).
  • Поэтому первое, на что следует обратить внимание в шестом большом аркане Таро Кроули, — это то, что действие происходит в арке из мечей, а все персонажи карты разделены на противостоящие симметричные пары.
  • Парадокс Влюбленных — в том, что из всех больших арканов именно этот наиболее далек от идеи влюбленности, любви! Главная идея этой карты, как и во всех значимых колодах, — выбор. Выбор своего пути, своей роли, своей идентичности. Выбор как жизненная и философская категория.
Шестой аркан ставит нас перед принципиальным вопросом свободы воли и права выбора. Обладает ли человек свободой выбора? Да или нет? Если обладает, то почему мы можем предсказать наш выбор с 99-процентной вероятностью? Мы абсолютно точно знаем, что, к примеру, завтра не улетим внезапно в Австралию и не застрелим соседа. В этом смысле у нас на самом деле нет выбора. Наш свободный выбор ограничен колеей, пусть даже и широкой, в которой мы можем ходить вперед-назад и даже слегка вправо-влево, но выйти за ее пределы при всем желании не получится. Наше настоящее обусловлено тем, что было в нашем прошлом, а наше будущее — тем, что происходит в настоящем. Получается, никакой действительной свободой мы не обладаем и есть только вечный закон причинно-следственной связи. Так?
Так, да не совсем. Свобода выбора — это не постоянная величина, а момент исключительной ценности, когда воздействующие на нас силы оказались в равновесии. И внутри колеи мы столкнулись с развилкой. Или с лестницей, выводящей из этой колеи. И доводы в пользу одного и другого решения примерно равны. Здесь-то и ложится на плечи нашего «я» колоссальная ответственность.

Природа выбора — центральный сюжет аркана Влюбленные. На старинных картах Марсельского Таро мы видим юношу, стоящего между двумя фигурами, и это наводит нас на идею выбора между ними — матерью и возлюбленной. Стрелы Амура уже выпущены в сторону возлюбленной, но герой еще оглядывается назад, на мать, подобно Орфею, оглядывающемуся на царство мертвых.

Стадия жизни, которой соответствует карта Влюбленные, — подростковый возраст. Именно в этот период индивид оказывается поставлен перед необходимостью отделения от всего того, чем еще недавно он был. Это трудный возраст, возраст тяжелого выбора.


Назад или вперед? «Тот, кто смотрит назад, — верит; тот, кто смотрит вперед, — знает». Нужно понимать, что «мать» и «возлюбленная» в данном случае, скорее всего, — не реальные люди, а символические фигуры нашего бессознательного. С одной стороны — инцестуозная тоска по прошлому. Желание не быть. Не взрослеть. Оставаться вечным юношей, привязанным к своей идеализируемой матери. С другой стороны — стремление к будущему. Любопытство. Жажда обновления, изменения, прогресса и развития.
Быть собой или быть частью? Собой — со всеми своими демонами? Или частью семьи, рода, культуры, партии, ордена? Но есть ведь и возможность, пока еще только возможность, обретения статуса индивидуального «Я». Нужно мужество, чтобы быть собой. Совершить акт отделения, трансгрессии, нарушения. Провести то, что алхимики называли «сепарацией» или «отделением тонкого от грубого». Остановить проецирование Самости в различные «измы», церкви и системы, и оказаться один на один с пугающей внутренней бесконечностью.


Тат твам аси. Ты есть То. Но до этого еще надо дойти, процесс гораздо сложнее, чем в рекламе популярных психологов и гуру всех мастей. Никакой семинар, даже за тысячу долларов, и никакой гуру, даже самый «просветленный», никогда не сможет сделать вас другим. Лучшие учителя могут лишь подготовить вас, дать вам инструмент для самопознания. Выбор идти или не идти — всегда за вами.

Выбор бывает разный. Очень тяжелый или радостный. Но всегда, какие бы карты ни окружали Влюбленных, их послание к кверенту очень просто: выбор действительно ЕСТЬ. А это бывает далеко не так часто, как нам хотелось бы верить. И после того как выбор будет сделан, индивид будет обречен следовать процессу порожденных этим выбором причин и следствий, о которых он может не подозревать.

Страшно упустить момент, когда возможно сделать выбор. Далеко не всем дается второй шанс. Зачастую вся последующая жизнь оказывается естественным следствием, кармическим результатом выбора, сделанного в точке бифуркации. Ужас бытия — в том, что такой выбор дается далеко не всем и само наличие выбора есть одно из высочайших благословений, которое, однако, легко может обернуться проклятием.

Образ точки бифуркации часто можно встретить в художественной литературе и кино. Например, в фильме Кшиштофа Кесьлёвского «Случай» показаны три возможных исхода судьбы главного героя в зависимости от того, удается ли ему попасть на поезд. Момент выбора — архетипический перелом, точка бифуркации, после которой причинно-следственная связь от окончательного выбора до смерти оказывается задана событиями, происходящими в жесткой причинно-следственной связи.

Часто бывает так, что Эго не обладает полнотой зрелости и автономии, однако глубинные силы психики в своем противостоянии друг другу оказываются примерно равны, и именно Эго, этому неустойчивому, хрупкому и уязвимому сознанию, своим выбором необходимо определить духовный вектор. Метафорически говоря, выбор Эго здесь подобен перу, которое падает на одну из чаш идеально уравновешенных весов и определяет дальнейшую судьбу. Для Эго это в высшей степени травматическая и конфликтная ситуация, поскольку другая чаша весов неизбежно оказывается оскорбленной.

Следует рассмотреть ключевые фигуры выбора, которые мы определили как Еву и Лилит, мать и возлюбленную. Эти архетипы представлены на карте аркана Влюбленные, начиная от марсельских колод и заканчивая колодой Кроули.
Влюбленные — это аркан малой инициации, которая с древних времен символизировала переход от чисто биологической жизни к жизни культурной, социальной, от состояния ребенка, сохраняемого элементальным типом женского, к взрослому индивиду, связанному с женственностью трансформативной. Именно ритуалы инициации имел в виду один из основателей науки социологии Эмиль Дюркгейм, когда писал, что «ритуал есть социообразующий фактор».

Любопытное свойство возрастных инициаций заключается в том, что такие посвящения всегда содержали в себе идею отделения от матери в той или иной форме. Не прошедший инициацию никогда не мог стать гражданином — он был всего лишь одним из детей даже в пятьдесят лет. Мирча Элиаде не случайно предполагает, что утрата этого института привела к глобальной инфантилизации западного человека, не знающего, когда закончилось его детство.

Влюбленные — аркан переходный. Можно двигаться вверх, можно вниз. Это единственная карта в колоде Таро, которая ничего вам не предсказывает. Луна говорит, что все будет тяжело, Дурак — что все будет легко. Но Влюбленные не дают пророчеств. Они лишь сообщают вам, что в этот миг вы, и только вы, определяете направление своего дальнейшего развития. Вы стоите перед архетипическим выбором, и вы должны сделать его.

Выбор между матерью и возлюбленной — это выбор, который достаточно очевиден. Классическая традиция Таро часто изображала ситуацию выбора как выбор «между добром и злом», но правда в том, что такого выбора не существует: если мы определяем нечто как «зло», то мы уже сделали выбор. Подлинный выбор делается между лучшим и хорошим, далеким и близким, между двумя желаемыми путями или между бо’льшим и меньшим злом.


Более того, порой приходится делать выбор, имея ничтожно мало информации. Зачастую, делая выбор, мы решаем задачу с двумя неизвестными. И, тем не менее, ответственность за каждый выбор, даже сделанный вслепую, ложится на того, кто выбирает.

Девизом карты Влюбленные следовало бы взять слова из апокрифического евангелия: «О человек, если ты ведаешь, что творишь, ты благословлен, но проклят и нарушитель закона ты, если не ведаешь, что творишь». Слова эти были адресованы человеку, работавшему в субботу, что с точки зрения ортодоксального иудея является страшным грехом. Важен не факт подчинения или неподчинения закону, а наличие осознанности на избранном пути.

Как уже было сказано, аркан Влюбленные — это аркан разделения, а не союза. На классическом изображении юноша словно разорван между двумя женщинами. В варианте колоды Кроули эта разорванность представлена серией пар противоположностей от животного до небесного уровня.

Эдвард Эдингер пишет, что индивидуальность рождается в результате мучительного вычленения своего Эго из хаоса смешанных друг с другом противоположностей. Новорожденное «я» как бы говорит себе: «Я точно не это, не это и не это», посредством серии отрицаний приходя к одному глобальному утверждению — утверждению своего бытия.

Еще раз подчеркнем, что здесь продолжается то, что было начато в прошлой карте. В Иерофанте мы с изумлением и восторгом говорим о себе «я есть», но только во Влюбленных мы начинаем отделять свое «я» от всего, что им не является. Влюбленные — это карта первой трансгрессии, шага в неизвестное, прыжка в запретное, готовности к Иному. Но эта же карта может указывать на то, что необходимый шаг до сих пор не сделан.


Именно здесь происходит фундаментальное разделение сознания на Эго и Тень, сознание и бессознательное, принимаемое и не принимаемое. Вне зависимости от того, какой выбор сделает сознание, другая часть окажется вытеснена, подавлена и на долгие годы превратится во враждебную сознательной идентичности силу, которая определяется как Тень. Вот почему у Кроули помимо Евы и Лилит на карте присутствуют черный ребенок и белый ребенок, символизирующие конфликт Эго и Тени.

Артур Уэйт существенно изменил «классическое» (марсельское) изображение шестого аркана. Теперь уже не юноша стоит между двух женщин, а Адам с Евой стоят между Древом Познания и Древом Жизни и размышляют о том, стоит ли рвать с них яблоки. Уэйт запечатлевает здесь библейский сюжет нарушения запрета — того самого запрета, который выводит человечество за пределы бессознательного состояния.
По сути, глубинное послание этой карты, несмотря на изменившуюся символику, остается тем же. Готов ли ты родиться, выйти из Эдема, последовать за всплеском желания в неизвестность? Или предпочтешь хорошо знакомые границы уютного мира?
Вдалеке на карте Уэйта изображена гора — это важная деталь, поскольку, как мы знаем, гора символизирует притязания Эго, его амбиции и устремления. Остаться на равнине или последовать за Лилит и Змеем в неизвестность опасного восхождения на вершины познания — вот выбор, стоящий перед Адамом, который еще держится за «материнское» райское дерево, но почти готов сделать решительный шаг.


Несмотря на внешнее отличие, внутренняя идея этих карт оказывается практически идентичной — путь за пределы мира границ, на который Анима зовет вступить героя. Вот что пишет Юнг о целительном действии Анимы: Проекция может быть устранена лишь тогда, когда сын увидит, что в царстве его психе присутствует образ не только матери, но и дочери, и сестры, и возлюбленной. Любая мать и каждая возлюбленная вынужденно превращается в носительницу и воплощение этого вездесущего нестареющего образа, соответствующего глубочайшей внутренней реальности мужчины. Этот небезобидный образ Женщины принадлежит ему, мужчине; она замещает собой ту верность, от которой он иногда вынужден отказаться в интересах жизни; она служит столь необходимой компенсацией за риски, жертву и борьбу, завершающуюся разочарованием; она — утешение за всю горечь жизни.

Эта фигура Анимы, вдохновляющей Великое Жертвоприношение, появляется еще в прошлом аркане (Иерофант), на картине которого женщина с мечом (Логос) отверзает врата сознательной, осознанной жизни. «О человек, если ты ведаешь, что творишь, — ты благословен. Но проклят и нарушитель закона ты, если не ведаешь, что творишь». Именно эта идея достигает своего апогея в аркане Влюбленные, где противостояние истинного и ложного «я», подлинного и неподлинного, прошлого и будущего достигает апогея.

Слово познание — двусмысленное, и эта двусмысленность передает нам всю сложность и красоту переплетения сознания и эротизма. Познание одновременно означает интеллектуальное знание, гностическое откровение (напомню, гнозис дословно означает «знание») и половой акт («Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Быт. 4:1.)). Уже сама эта игра смыслов наглядно демонстрирует, что истинная противоположность — не между Логосом и Эросом, духом и плотью, как это изображали религии прошлых веков. Истинная противоположность — между прошлым и будущим, между привязанностью к отжившим формам, сводящим человека лишь к функциональной роли, и симпатией к тому пробивающемуся в будущее ростку, который со временем раскроется цветком Истинного «Я». Куда повернута энергия — в прошлое, к инцесту и небытию, или в будущее, к новым знаниям и наслаждениям, — вот главный вопрос, который ставит перед нами аркан Влюбленные.

Зодиакальное соответствие аркана Влюбленные — Близнецы, а в своей «Книге Тота» Кроули дает этой карте второе, дополнительное название — «Братья».

Черный и белый близнецы на кроулиевской карте выглядят как полный разрыв со всей предыдущей традицией изображения шестого аркана, однако они намекают на жутковатую тайну, связанную со зловещим символизмом близнецов и «миметическим кризисом». Более того, в своем комментарии к шестому аркану Кроули упоминает, что фигура на заднем плане карты — не кто иной, как Каин.


Странная связь «влюбленных» и «братьев», возлюбленных и врагов, Эго и Тени, делает символизм шестого аркана совсем запутанным. В качестве одного из ключей можно вспомнить юнгово определение алхимии как искусства конъюнкции «факторов, которые представляются противоположностями — как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в силу своей взаимной влюбленности».

Мотив враждующих близнецов часто встречается в мифологии. Самый известный из таких мифов в западной культуре — миф о Каине и Авеле. У многих народов рождение близнецов считалось дурным предзнаменованием, а в самые древние времена новорожденных близнецов даже ритуально умерщвляли, чтобы отвести беду от рода.

С юнгианской точки зрения, мифологические сражающиеся близнецы — это Эго и Тень, доктор Джекил и мистер Хайд, порожденный непрожитой жизнью Джекила. Тень как бы включает в себя все, что отторгает от себя Эго, являясь его архетипическим антиподом. В эзотерической традиции Тень, или Двойник, часто выступает стражем порога, по способности победить или обмануть которого судят о готовности ученика к посвящению.

Самая опасная ситуация складывается тогда, когда ценности теневых двойников совпадают. Мало кто знает, что наши желания на 99 % не являются аутентичными, но порождены подражательным инстинктом. Мы желаем нечто лишь потому, что это нечто желаемо для кого-то другого, кто становится для нас теневым двойником и божеством. В этот момент начинают сходиться любовь и ненависть, восхищение, превращающееся в подражание, и подражание, превращающееся в ярость. «Должен остаться только один» — девиз миметического безумия войны бесконечных близнецовых воинств. Это напоминает об армии из зубов дракона, уничтожившей саму себя благодаря брошенному в середину рядов камню (миф об аргонавтах).

Подобные кризисы подражания заканчиваются тем, что распад прекращается и коллективная ненависть начинает сосредоточиваться на бессознательно избранной жертве — «козле отпущения», который становится примирителем. Этот механизм мы можем наблюдать всякий раз, когда старые враги, оказавшиеся «двойниками по желанию», вдруг примиряются в яростной ненависти к третьей стороне.

Этот закон проясняет кажущуюся странность человеческой природы, выраженной в том, что наиболее жесткое противостояние разыгрывается не между формально враждебными системами (которые, тем не менее, не разделяют миметического двойничества) но между двумя ценностно схожими системами либо субъектами. Каин убивает Авеля не потому, что ненавидит то, что последний представляет, а потому, что оказывается захвачен миметическим желанием совершить то же самое — успешное жертвоприношение.

Именно этот механизм влечения, подражания и жертвоприношения подспудно обозначен в теневом двойничестве шестого аркана у Кроули. Упоминая Каина, Кроули как будто сам испугался бездны, разворачивающейся под ногами у всякого, кто рискнул прикоснуться к проблеме миметического безумия и следующего жертвоприношения, и эти ссылки остались без дополнительных пояснений, хотя именно здесь мы могли бы найти принципиальное отличие между желаниями и истинной Волей, которая по определению противоположна всякому мимесису.


(с) Олег Телемский ""Таро для всех и для никого" (castalia.ru)