Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1
Другие названия: Предводитель Могущественной Армии; Приют.

Названия на других языках: La Casa del Diavolo, La Maison de Dieu, The Tower of God, Der Turm.

Астрологические соответствия: Рыбы и Нептун.

Каббалистическое значение: страх, опасение Божьей кары.

Оккультное значение: материальная привязка

Физическое значение: падение в материальный мир.

Историческая фигура: Фритьоф Нансен.

Места: горные вершины; высокие постройки; небоскребы; минареты; звонницы; руины; пепелища; пожарища.

Прогностическое значение в прямом положении:
  • индивидуальное развитие;
  • углубление духовности;
  • способность посвятить себя другим;
  • гуманизм;
  • неожиданное изменение последовательности событий;
  • неожиданное предложение или помощь в трудной ситуации, мудрость, рожденная опытом;
  • смелые планы на будущее;
  • азартная надежда;
  • умение противопоставить себя искушению;
  • борьба с искушением;
  • возможность начать сначала;
  • повторение всего заново;
  • разрушение старого порядка и строительство нового;
  • изменение общественного мнения;
  • понимание того, что все плохое уже позади;
  • восстановление сил; время на коррекцию системы ценностей;
  • настоящая духовность;
  • покровительство высших сил;
  • достижение высокого уровня самосознания;
  • умение видеть мелкие проблемы со стороны;
  • избыток сил для борьбы с серьезными проблемами.
Тип человека в прямом положении: человек, переживающий духовную эманацию; человек, способный к высшему Посвящению.

Прогностическое значение в перевернутом положении:
  • катастрофа с тяжелыми материальными и человеческими утратами;
  • неожиданное несчастье, разрушившее прежние планы;
  • трагедия;
  • руины;
  • драма;
  • опасность;
  • потеря жизненной стабильности;
  • подавленность;
  • неспособность бороться с испытаниями судьбы;
  • психическое потрясение;
  • непреодолимые трудности;
  • изначально ложный замысел;
  • крах прежней системы ценностей из-за происходящих событий;
  • серьезные материальные трудности;
  • фрустрация;
  • сомнение в себе и в других;
  • развод;
  • потеря семьи;
  • постоянные заботы;
  • стагнация;
  • монотонная жизнь;
  • постыдное поражение;
  • изоляция от людей;
  • уход от мира;
  • психические заболевания и заболевания ног.
Тип человека в перевернутом положении: тот, кто причиняет ужасные страдания или сам переживает спад и кризис; человек, не умеющий понимать других.

Психологическое значение: пришло время узнать всю правду о себе – приятную и неприятную. Только честно взглянув на себя, ты сможешь разорвать цепь невзгод и трудностей и избавиться от фрустрации. То, чего ты достиг прежде, вся твоя жизнь, твой дом, семья, карьера – это всего лишь замки на песке. Все здание твоей жизни было иллюзией и может рухнуть в любой момент, как карточный домик, несмотря на все твои усилия. И если это случится, не пробуй заниматься восстановлением погибшего – это бесполезно. Лучше пережди, переживи кризис, прислушайся к своим чувствам, но не пугайся того, что от них услышишь, и не поддавайся им. Помни, что ты не один. Там, с высоты, Кто-то смотрит на тебя и не оставит в беде. Когда уляжется острая боль, никого не слушая, достань свои старые инструменты и начни строить новый дом, новую жизнь. И вскоре ты почувствуешь прилив новых сил. Насколько мудрее ты стал, благодаря пережитому, настолько труднее теперь будет тебя сломить. Произошедшие перемены сделали твой дух несгибаемым.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Башни Бога (Башни)

"Зачем искать Бога в святых местах, если ты потерял его в своем сердце?"
(Ди Мелло "Пение птицы")

Итак, вступление на путь духовного развития, открытие в себе Силы, познание и использование добродетелей, молитв и медитации, символически представленных Повешенным, осуществление внутренней трансформации, указанной Смертью, позволило достигнуть внутреннего Равновесия. Затем противопоставление себя Дьяволову искушению, умение сознательно бороться с ним, привело человека на очередную ступень развития, вознеся его в высоты, абсолютно недоступные людям, которые ничего не сделали для развития и совершенствования своей души. Это позволило человеку достигнуть уровня непосредственного контакта с Богом, поселиться в символической Башне Бога и созерцать Его.

Человек, достигший этого уровня, научился постигать Бога во всех его многочисленных проявлениях, в каждой вещи и сущности. Он понял, что Бог, скорее всего, таков, каким его понимала Наивысшая Жрица, то есть исполнен любви и доброты. Он совсем не похож на тот устрашающий лик, который демонстрировал пастве Верховный Жрец. И человеку пришлось пересмотреть многие свои прежние взгляды. Он увидел отношения человека и Бога в совершенно ином свете. Он по настоящему уверился в том, что для Бога нет различий в цвете кожи, богатстве, социальном положении и даже в исповедуемой религии. Бог прежде всего смотрит в сердце человека. И если человек научился руководствоваться в жизни голосом сердца, если он служил другим людям, честно выполняя свою миссию, если он был движим не стремлением к собственному благополучию, а желанием творить добро; если он не разъединял людей, а, наоборот, объединял их, то тем самым он достигал состояния Посвящения.

Многим трудно согласиться, что все религии приводят к единому Богу, – ведь столько человеческих жизней было отдано во имя Единственно Истинной Веры. Но Бог никогда не требовал этих жертв. Каждая из религий провозглашала любовь, учила жить в мире и согласии, призывала к состраданию и прощению врагов. Но люди превращали и превращают религию в инструмент для достижения своих материальных целей.

Человек, поднявшийся в своем развитии до уровня Башни Бога, прикоснулся к чистой Вере и мог принимать послания от самого Бога, которые, в свою очередь, возвращали его к материальному миру. Теперь миссия человека в нем стала еще более трудной и еще более ответственной. Ему надлежало убедить людей, что основой каждой религии является любовь и поэтому религии должны не разъединять, а объединять. Бог же един для всех, хотя и носит разные имена. А значит, на Земле не должно быть вражды, поскольку на ней живет одна-единственная раса, один клан, одна каста – человечество.

Принять эти истины даже человеку, прошедшему путь духовного развития было не просто, но еще труднее было ему спуститься из Башни Бога, вернуться в материальный мир и утверждать их словом и делом. Там, высоко, где он мог говорить с Богом, он был счастлив и спокоен, его не мучили беспокойства и сомнения, он был свободен от хаоса и смуты, и все суетные земные проблемы казались ему далекими и несущественными. Однако духовное развитие, как мы уже говорили, не является "искусством для искусства", о чем не следует забывать, пускаясь в этот путь. Оно, безусловно, ведет к совершенствованию характера и души человека. Но его главной целью является реализация миссии, которую дает человеку Бог, и помощь другим людям в обретении себя.

В
осхождение на этот уровень не освобождает человека от искушений, хотя уже они отличаются от пережитых ранее. Здесь человек чаще всего подвергается соблазну остаться навсегда в Башне Бога. Схождение обратно во внешний мира кажется ему слишком болезненным процессом, ведь каждый из нас не хочет добровольно переживать боль и страдание и не будет по собственной воле погружаться в чужие проблемы. А именно так из Башни Бога выглядит жизнь во внешнем мире. Кроме того, человек, достигший этой стадии развития, лучше видит свое будущее, а вновь пробужденная интуиция подсказывает ему, что это будущее скорей всего окажется не слишком благоприятным. Ведь на пути духовного развития человек сильно изменяется, а такие изменения часто не встречают одобрения или хотя бы понимания окружающих. Случается, что прежняя жизнь человека начинает расползаться и рассыпаться в прах. Поэтому неудивительно, что искушение остаться в Башне Бога, полностью изолировав себя от воздействия материального мира, оказывается очень сильным. Но лучше все-таки добровольное вернуться в материальный мир, а не прислушиваться к соблазнительным нашептываниям Дьявола, что может привести к утрате всего того, что было достигнуто на пути духовного развития.

Во внешнем мире нас ждут трудные обязанности, связанные с выполнением своей миссии. Необходимо также воссоздать из руин свою собственную жизнь, найти ей более прочные, нежели прежде, основания. Чтобы не получилось по пословице "сапожник ходит без сапог", – исправление мира нужно начинать с самих себя. Глядя на руины прежней жизни, мы подвергаем ее тщательному анализу, начинаем размышлять над тем, что в ней было хорошим, а что опиралась на ошибочные представления; какие ценности, а, может быть, и проблемы мы взяли с собой из родного Дома, как выглядели наши отношения с близкими, чего мы искали в сфере чувств, как мы проявляли себя и к чему стремились во внешнем мире.

Только когда нам удастся это осуществить, мы сделаем правильные выводы и только тогда сможем начать восстановление своей жизни. Глядя на нее сквозь призму произошедших в нас перемен, мы дойдем до понимания того, что главной эталоном, с которым необходимо себя соотнести, являются наши собственные чувства. Подавленные или чрезмерно разбушевавшиеся, зачастую мучившие нас, они прежде отбирали у нас спокойствие и вносили хаос в нашу жизнь. Сейчас мы можем прикоснуться к их источнику, определить их и научится ими жить. Символом человеческих страстей и эмоций станет для нас Звезда.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Разрушение.

БУКВА:
Айин = «тяжелое» придыхание, символ = материальные оковы, глина. Числовое значение = 70.

ЧИСЛО:
16 = 4x4 - затвердение, отвердение.

ОБРАЗЫ:
Вавилонская башня, башня из слоновой кости, разрушение храма Соломона, изгнание из рая, разрушение Содома ß Гоморры. Плен ложного знания.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО:
Древним казалось, что башни могут помочь преодолеть досадную пропасть, возникшую между Небом и Землей в результате насильственного разделения этих Прародителей.
Корона на Башне означает непризнание над собой ничьей власти. Опрокидывает ее перо - символ мягкой, но мощной силы. Перо означает еще чистоту и истину. В египетском Царстве мертвых души умерших взвешивали при помощи пера. Сама Башня не разрушается, падает только корона.


ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА: Здесь образы резче, страшнее. Они символизируют крах человеческого духа, попытавшегося проникнуть в Божественную Тайну - и, возможно, конец Божественного долготерпения. Молния = искра Божия. 22 «капли» на рисунке - 22 Старших Аркана.

АНАЛОГИИ:
Уран (молния), война, озарение, землетрясение.
Священную Римскую империю называли «Башней гордыни»: австрийцы верили, что до тех пор, пока их империя стоит, антихрист никогда не сможет прийти на Землю. Крушение империи стало для них, таким образом, кануном Страшного суда. Если видеть в карте этот сюжет, то две падающие фигурки, изображенные на ней, будут олицетворять государя императора и папу.


СКРЫТЫЙ СМЫСЛ:
Эту карту называют еще «Дом Божий» (то есть храм). В Средние века считалось, что молнии, ударяющие в храмы, направляются Сатаной. Тогда много спорили, отчего Господь Бог не защищает своих храмов. Еретики, естественно, утверждали, что эти храмы посвящены ложному богу, истинный же бог - это Люцифер, друг всех людей.

СОВЕТ: Башни притягивают молнии! Ты укрылся в башне - значит, построил свой дом на песке.

КАЧЕСТВО:
Слом старых духовных, политических, психологических стереотипов, рождение нового.

ЦЕЛЬ:
Уничтожение отжившего, освобождение живого, раскрытие, познание.

СВЕТЛАЯ СТОРОНА:
Прорыв сквозь закаменевшую корку.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:

(плюс) Просветление, прорыв, освобождение замурованной души, внезапное озарение, болезненные перемены, неожиданный разрыв.
(минус) Плен души продолжается - или катастрофа, шок, неосторожность, нежелание понять.


СИНТЕЗ:
Башня - это символ всякой косности и окаменелости в человеческой душе, прорыву и уничтожению которых служит мощный толчок извне. Одним из наиболее драматических примеров этого может служить дамасская встреча Савла с Иисусом, потрясшая первого настолько, что тот сделался ап. Павлом (Деян. 9:1-9). «Башня», в которой человек укрывается, конечно, защищает его от перипетий внешней жизни, позволяя к тому же возвыситься над другими людьми. Однако само стремление уйти из мира, а. тем самым и отказаться от всего многообразия и богатства жизни чревато последствиями столь резкими и необратимыми, что человек, запертый в башне (как и душа, запертая в косном теле), начинает увядать.

Разрушение этой Башни («ложного сознания», как говорит Шелдон Копп) в результате толчка извне поначалу всегда воспринимается болезненно. Но вот пыль улеглась - и человек понимает, что окружавшие его стены не столько защищали, сколько изолировали его от жизни, и с их сломом для него начинается ее новый плодотворный этап. Таким образом, карта символизирует внезапные, неожиданные и глубокие перемены, даже потрясения, воспринимаемые сначала как личная катастрофа, но осознаваемые потом как живительная, освободительная сила. ,Это относится ко всем областям жизни, где потребность в «безопасности» вынудила нас заменить динамику статикой. Это касается как «идейных» убеждений, так и взаимоотношений с партнером. Еще карта может означать значительные финансовые потери или крах материалистического мировоззрения.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Внезапные, болезненно воспринимаемые события - развод, несчастный случай, смерть родственника. Крах прежних планов, но в то же время - поразительные открытия. Совет: ищи освобождения и обновления через психотерапевтические техники (рейки, ребефинг). Отказ от отживших взглядов и представлений.

Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
16. БАШНЯ

Башня говорит о том, что мы довольно долго считали свое положение стабильным и безопасным, и вдруг все рухнуло. При этом рушатся как раз те структуры и условности, которые мы уже превзошли, и они стали тесны нам. Речь может идти как о наших убеждениях или жизненных принципах, так и о работе, финансах, дружеских или иных отношениях, представлявшихся нам стабильными и неизменными. В любом случае Башня символизирует некую концепцию, которая долгое время обеспечивала нам уверенность в будущем, а возможно, и чувство защищенности, а теперь перестала соответствовать нашему возросшему уровню. Как правило, это является для нас сюрпризом: когда старая концепция внезапно рушится, многие воспринимают это как удар молнии. И, поскольку рушатся именно те структуры, которые составляли самую основу нашей уверенности, это часто выглядит как катастрофа. Лишь когда первый шок проходит, мы обнаруживаем, что, оказывается, избавились от давнишнего балласта. Осознание этого приходит само или в виде некой подсказки извне.

РАБОТА: Башня как бы вырывает нас из ставших слишком тесными рамок, из давно ненужного более сценария “добычи хлеба насущного “, открывая перед нами свободное и широкое поле деятельности. На событийном уровне это часто проявляется в виде увольнения по собственному желанию или по воле работодателя. Эта карта может означать и закрытие фирмы или, в более спокойной ситуации, неожиданный провал планов, казавшихся вполне надежными. Но, каким бы сокрушительным не казался нам этот удар, выбравшись из-под обломков, мы с вздохом облегчения почувствуем, что вышли, наконец, из тюрьмы, хотя раньше она казалась нам такой уютной.

СОЗНАНИЕ: Здесь карта соответствует страшноватому, иногда даже жуткому ощущению краха всех наших прежних представлений, убеждений или целой жизненной философии. При этом часто речь идет о вещах, уже давно давшим нам о себе знать, только мы не хотели принимать их на веру, потому что они раздражали или огорчали нас как мрачные предзнаменования, и мы подавляли их по мере сил. Теперь же, когда они все-таки прорвали линию нашей обороны, мы вдруг убеждаемся, что все наши прежние представления о жизни, о стабильности, о том, что нам надо делать, рухнули и превратились в кучу обломков. Лишь много времени спустя становится ясно, что период был для нас периодом важнейших перемен, пересмотра всех наших жизненных концепций, перехода к подлинно самостоятельному и ни от кого не зависимому бытию; это был прорыв к свободе, как о том замечательно пишет Кришнамурти. Кроме того, Башня может означать революционные взгляды в одной или нескольких областях, победу в сфере нашей исследовательской деятельности или внезапное прозрение, как решить давно мучившую нас проблему.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Очень часто, хотя и не всегда, эта карта олицетворяет некое разрушительное начало. Либо это - осуществление назревших перемен, которым мы так долго сопротивлялись, либо освобождение из плена отношений с партнером, ограничивавшим нас в развитии. Впрочем, она может означать также, что мы сами прятались от своих проблем за прочной стеной показного хладнокровия, упрямства и неприступности, и теперь настала пора выйти из этих стен навстречу новому, во всех отношениях плодотворному союзу.

Астрологическое значение: Юпитер в 11 доме как покровитель и открыватель новых горизонтов.


Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН XVI. БАШНЯ

Картинка Аркана изображает башню, разрушенную ударом молнии, и двух упавших с нее людей. Этот сюжет, символизирующий катастрофу, нередко появляется в сновидениях как предвестник болезней, крушения надежд, несчастья. К.Г. Юнг трактует падение в снах как признак склонности мыслить нереально, завышенного самомнения, прожектерства. Это сновидение предупреждает об опасности такого отношения к жизни.

Следует отметить, что, несмотря на достижения цивилизации, благодаря которым человек уже не воспринимает гром и молнию как Божье возмездие, в его подсознании крепко сидит архетип “Разрушенная башня”. Это утверждение можно подкрепить литературным примером: герой книги Марка Твена “Янки при дворе короля Артура” — олицетворение практичности и рационализма — избрал именно такой способ для демонстрации своих возможностей и дискредитации оппонента — волшебника Мерлина: “Я...известил народ, что... улучу свободную минутку и уничтожу пламенем, сошедшим с небес, каменную башню Мерлина”. Затем янки набил башню порохом, воткнул громоотвод, и первая же молния во время грозы разрушила башню.

В личном раскладе эта карта обычно свидетельствует о таких качествах, как завышенная самооценка, мнительность, тщеславие, саморазрушительные тенденции. Младшие Арканы конкретизируют сферу жизни, в которой эти качества выражены более всего; например, если выпала негативная карта масти Пантаклей — человек склонен проматывать деньги или не умеет общаться нормально и этим отпугивает знакомых.

Если Башня выпадет
в раскладе на здоровье, она говорит о приближающейся болезни. При наличии негативных Младших Арканов, можно узнать преобладающие признаки недуга:
Мечи — выраженный болевой синдром, сильное повышение температуры тела.
Посохи — нарушение обмена веществ.
Чаши — расстройства крово- и лимфообращения.
Пантакли — выраженный астенический синдром (повышенная утомляемость с частой сменой настроения, раздражительная слабость, повышенная чувствительность, расстройства сна, вегетативные нарушения).


В раскладе
на ситуацию Башня предсказывает крах и предупреждает о необходимости отказа от действий.

При анализе душевного состояния Башня — тревожный знак. Она свидетельствует о глубоком страхе или отчаянии, иногда о стремлении к самоубийству. Сопутствующие Младшие Арканы показывают степень выраженности этих признаков и состояние психических компенсаторных систем.

А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
XVI. Башня

Оккультные толкования считали эту карту безрадостной и приводящей в крайнее замешательство. Излишне говорить, что на ней изображено крушение во всех ею аспектах, ибо это ясно с первого взгляда. Утверждают также, что в карте содержится прозрачный намек на некое материальное сооружение, однако я не считаю Башню более или менее материальной, чем те колонны и башни, с которыми мы встречались в трех предыдущих случаях. Не вижу, что позволило Папюсу усмотреть в карте буквальное грехопадение Адама, зато многое говорит в пользу другого варианта - Слова, ставшего плотию. По представлению библиографа Кристиана, это крушение разума, дерзнувшего проникнуть в тайну Бога. Я бы скорее согласился с «Великим Востоком» в том, что это крушение Дома Жизни, в котором возобладало зло, и в первую очередь это раскол Дома Учения. В моем понимании речь, однако, идет о Доме Неправды. Помимо этого, карта в наиболее общем смысле иллюстрирует ту истину, что «если Господь не возведет дома, тщетны будут труды возводящих».

В определенном смысле эта катастрофа как бы перекликается с предыдущей картой, правда, не в плане той символики, о которой шла речь. Здесь, пожалуй, следует усматривать некую аналогию; одна карта посвящена падению в материальное и животное состояние, тогда как другая представляет крушение интеллекта. Башню часто называют символом кары за гордыню и поражения интеллекта, дерзнувшего проникнуть в Тайну Бога; однако ни в том, ни в другом случае толкования не берут в расчет двух персонажей, павших жертвой этой кары. Первый есть изреченное слово» утратившее смысл, второй же - его ложное истолкование. В еще более глубоком смысле карта может означать и конец всепрощения Господня, однако рассмотреть этот вопрос подробнее в этой книге нет возможности.

Прорицательные значения: Нищета, бедствие, нужда, враждебность, стихийное бедствие, позор, обман, разорение. В особенности это карта внезапной катастрофы.

Перевернутая карта: По одной из версий - те же бедствия, но меньшей силы; также угнетение, тюремное заключение, тирания.

А. Уэйт "Иллюстрированный ключ таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
XVI Башня / The Tower (The Thunderbolt) / la Maison-Dieu / der Turm (der Blitz)

Все старинные названия этой карты – Разрушаемая Башня, Сгоревший Храм, Пламя и даже французское Le Temple foudroyй – “Храм, пораженный молнией” – напоминают об одном и том же событии – об уничтожении Иерусалимского храма, последнего оплота иудейской веры, императором Титом девятого числа месяца Аба в 70 г. нашей эры. Название Богадельня, принятое в некоторых русских изданиях, представляет собой ошибочный перевод французского La Maison-Dieu “Дом Божий”, означающего прежде всего Храм.

На карте мы видим высокую башню с короной вместо купола; ее окружают тучи, молния поражает ее вершину, так что башня дает трещину, а корона накренилась и готова упасть. Из окон вырывается пламя. Иногда на карте изображаются человеческие фигуры: они летят вниз, под ними разверзается пропасть.

Эта карта символизирует полный крах, распад всего, что до сих пор составляло основу существования, переворот представлений о мире, бессилие перед грозной волей небес. Но это также и катарсис, очищение души от отягчавших ее грехов и страданий.

Смысл карты: ты построил свой дом на песке. То, что ты считал незыблемой основой жизни, оказалось иллюзией и внезапно рассыпалось, как карточный домик. Все твои труды пропали даром. Не пытайся восстановить разрушенное: это уже не удастся. Лучше пережди, переживи свое отчаяние – и принимайся строить новый дом. Скоро ты почувствуешь, как в тебя вливаются новые силы.

На практике Башня выпадает людям, действительно пережившим крах чего-то старого и привычного (работа, брак, вера в авторитеты) или ожидающим такого краха. Однако в прямом положении она говорит о необходимости этих перемен, ибо нельзя построить новое, не разрушив старого. А старое уже отжило, и реанимировать его – пустая трата времени и сил. Оказавшись в позиции прошлого, Башня может означать, что этап разрушения уже позади и пора начинать строить новое.

В чисто бытовом плане может означать просто конфликт, даже скандал, однако и скандал бывает необходим, чтобы добиться истины.
Башня может иметь и буквальное значение, т.е. указывать на какой-то дом или строение, а также на исходящую от них опасность.

В
перевернутом виде она, наоборот, не советует торопиться с разрушением старых отношений и связей, лучше решить дело миром, избегая скандалов и конфликтов.

Для бизнесмена – совет бросить все и бежать, прихватив всю кассу, – или же, наоборот, нанять хорошего юриста и передать дело в суд, потому что шансы на выигрыш в обоих случаях выше, чем если просто сидеть и ждать, чем все закончится.

Е. Колесов "Толкования"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«БАШНЯ» (XVI)

Карта «Башня» в старинной традиции именовалась «La Maison de Dieu» («Богадельня», буквально – «Дом Бога») или «La Maison de Feu» («Дом Огня») и часто ассоциировалась с библейской Вавилонской башней, строители которой хотели добраться до небес, и были за то наказаны различием языков и наречий.

Классическая иконография. Традиционно на этом аркане изображается башня, в которую попадает молния, и та начинает разрушаться. В некоторых исторических колодах карта даже называлась «Молния». Впоследствии появляются две фигуры (обычно мужские), падающие с башни.

Внезапная катастрофа

Традиционно эта карта обозначает внезапную катастрофу, социальное падение, разрушение выстроенной системы социальных взаимоотношений. Это именно неожиданные события, «бедствия и разрушения» как во внешней, так и во внутренней жизни. В известном смысле эта карта довольно прямолинейна.

Образ башни обычно связывается с «рукотворными» человеческими построениями, которые внезапно оказываются разрушенными, в силу присутствия изначального изъяна или по необъяснимой «божественной воле». Я бы особенно обратила внимание на этот момент: никогда нельзя сказать, что был непременный изъян в системе, построенной человеком лично (хотя в случае «Башни» он часто присутствует в более общей системе, к которой принадлежит человек), иногда к этому лучше относиться как к «тому, что случилось» или «иногда случается». На первом этапе переживания катастрофы нет смысла предаваться самообвинениям – время для разумного осознания причин и последствий придет потом.

В колоде «Таро Нового видения» на заднем плане привычной картинки появляется Древо Познания Добра и Зла, с яблоками и змеем-искусителем. Это, с одной стороны, символизирует причину текущего события, соблазн и грехопадение в прошлом, с другой – то, что без такого мятежного шага не было бы и разумного, осознанного человечества. Вслед за символическим смыслом буквальный будет звучать так: «Чтобы наступила зрелость, детство человека и человечества должно пройти». Отсюда все истории о конце Золотого века: теперь об этом прекрасном времени можно только мечтать, ибо оно безвозвратно, как беспечность детства.

Нельзя, однако, не признать, что XVI аркан Таро несет в себе символ освобождения от всего лишнего или сковывающего, от груза с потенциальным изъяном. И это один из способов иметь дело с данной картой: признать хотя бы гипотетически, что в рассматриваемой ситуации «было или могло быть что-то не то». Рэйчел Поллак связывает Башню (XVI) с Колесницей (VII) как 16=1+6=7. И действительно, в этом аркане часто присутствует мощь и неотвратимость Колесницы, и это колесница и перун карающего бога, божественной силы, уравновешивающей силы бытия.

В «Сказочном Таро» Алекса Уколова и Карен Махони Башня очень трагична именно своим предчувствием неминуемой катастрофы. Карта связана с легендой о Дейрдре, которой еще при рождении было предсказано, что она принесет гибель многим мужчинам и себе самой. Когда она выросла, то полюбила мужчину, но ее приемный отец Конхобар сам хотел получить ее в жены, и из-за этого случилась большая резня, в которой убили возлюбленного Дейрдре, а ее саму взял в жены Конхобар, потом из мести решил отдать другому мужчине, но она покончила с собой, чтобы избежать такого унижения. Это один из самых тяжелых вариантов XVI аркана, которые мне встречались: из него практически нет выхода, есть лишь надежда, что гроза обойдет стороной.

В «Алхимическом Таро» Башня изображена как неудача в Алхимическом Делании: в результате удара молнии треснул сосуд, драгоценные капли эликсира выливаются на землю, их ловит женщина с зажатым между ног подолом платья. Это намекает на искажение мистическою процесса, неправильное использование в нем женской энергии.

Освобождение от иллюзии

Есть и другие осмысления этого образа. Так, Салли Николс называет этот аркан «The stroke of liberation» (что-то вроде «Освобождающий удар»). На карте XVI аркана Марсельской колоды она видит уединенную маленькую башенку, которая держала двоих людей в заточении, в уединении и отъединении от мира, в то время как божественная небесная сила, наконец, разрушила тюрьму и освободила затворников. Иногда эту карту связывают с духовным преображением (молния) материалистической концепции (башня из камня). Я бы, в свою очередь, не разделяла столь буквально материю и дух. Внезапное «не люблю» будет Башней для влюбленной девушки, которая уже много мечтала о развитии отношений, представляла, что будет дальше, и старалась изо всех сил понравиться партнеру, но никто не упрекнет ее в излишней материалистичности, как и бескультурного молодого человека – в духовном миссионерстве. Меж тем даже такая Башня способна избавить человека от иллюзий.

Можно обратить внимание на само место Башни после Дьявола в последовательности Старших арканов, и тогда крах окажется неминуемым результатом дьявольского искушения. Дьявол мог соблазнить инструментализмом отношений, материальной корыстью или же иллюзорной надеждой и «стопроцентной гарантией», которая оказалась блефом. В результате героя поджидает катастрофа, падение, разрушение.

В «Средневековом Таро Скапини» эта карта отображает именно крах инфантильных представлений о мире: башню подтопляет море или она погружается в зыбучие пески, сверху с ней расправляется гневное черное Солнце, из нее со всех сторон вываливаются детские игрушки и даже «сказочный принц». Это веселая и ужасная карта. В противоположность ей в «Таро Лунатиков» мрачный, подавляющий готический собор, в который попадает молния, выглядит совершенно целым и невредимым. Эта карта – скорее образ пре-Башни Таро, того замкнутого сценария или системы, которая для человека незыблема, страшна и опасна.

Неминуемый конец старого

А Кроули в «Книге Тота» напоминает, что, поскольку карта соответствует еврейской букве пе, означающей «рот», и планете Марс, то в самом простом истолковании она «символизирует проявление космической энергии в наиболее грубой ее форме», в частности разрушение сущего огнем, но, кроме того, в его системе эта карта – предтеча Ату XX – «Эон», полного и неотвратимого изменения мира, родственного взгляду Шивы, который способен уничтожить Вселенную (с некоторых точек зрения, она тоже есть не что иное, как иллюзия).

Хайо Банцхаф в книге «Таро и путешествие Героя» связывает значение карты «Башня» преимущественно с освобождением от оков и привычек, уютного и удобного способа жить в мире. На это ему можно возразить, что Старшие арканы – это включение архетипа, Большого Сюжета, неподвластного инструментальному человеческому отношению. Это то, что с нами случается, а не то, что мы можем сделать. И хотя в результате прохождение через опыт аркана «Башня» и способно дать человеку освобождение от оков и прежних привычек или представлений о мире, но оно будет уже следующим этапом. А сама карта представляет собой именно момент переживания краха, конца – пока еще не всего мира (это произойдет в XX аркане), а только индивидуальной его части, своего собственного мирка.

Отличие от карты «Смерть» здесь заключается в том, что Башня в достаточной степени касается не личности и человеческой души или даже плоти, а скорее «одежд и жилища», если мне будет позволена тут эта метафора. В большинстве случаев «катастрофа» происходит в «сделанном мире» человека, придуманном или сконструированном в социальной реальности. Это может быть и культурная революция, и социальные потрясения, и локальное бедствие. То, что необходимо пройти, выжить и не оказаться разрушенным. В отличие от карты «Суд» или «Эон» речь идет о крушении личной или общественной системы, а не о «ветре перемен», не о смене цикла.

Довольно странная и жутковатая после 11 сентября карта колоды Хайндля: здесь изображена высокая, без конца и края башня из стекла и бетона и огненный разлом в ее недрах, сопровождающийся рассыпанием на осколки. Совершенно очевидно, что это символ западной цивилизации и его разрушения.

Вызов карты – необходимость пережить и выжить

Эта карта с достаточной очевидностью требует ответа на вопрос «Что же делать?». В отличие от большинства других карт Старших арканов она и ввергает человека в архетипический катаклизм, и дает ему возможность остаться после всего этого достаточно целым. Возможно, это связано с ожидаемой в одной из последних карт этой части внутренней развитостью личности. Башня – не только про процесс переживания краха, она и про способность его пережить, пройти, интегрировать как опыт. У взрослого человека выделяют обычно четыре фазы переживания сильной потери: оцепенение; острая тоска и поиски утраченного, которые могут продолжаться месяцы и даже годы; дезорганизация и отчаяние; реорганизация. В случае потери близкого человека иногда говорят о пяти стадиях: шок; отрицание произошедшего; агрессия по отношению к другим, себе, самому ушедшему; горевание; примирение с судьбой. Несмотря на то что эти циклы могут много раз повторяться, они должны привести к примирению с судьбой и реорганизации личного жизненного пространства.

Фазу изоляции и переживания трагического опыта в этом аркане показывает «Таро Археона»: обнаженная девушка, согнувшаяся почти в эмбриональной позе, сидит на фоне инфернально алого неба и дыма пожарищ, посреди обломков какого-то храма или иного социального строения. Одна из самых оптимистичных встречавшихся мне Башен – это XVI аркан «Богемские Барочные Коты». Кошки, будто сами, прыгают из разрушающейся башни. Сразу вспоминается, что они при падении способны сразу приземлиться на все четыре лапы. Карта, с одной стороны, говорит об испытаниях, с другой о вере в себя и свои силы, о способности пережить социальные потрясения и остаться самим собой, тем, кто вновь пойдет гулять сам по себе.

Достаточно прямолинейным оказывается XVI аркан «Таро Элементов», здесь его второе название – «Выживание» («Survival», на английском слово звучит гораздо энергичнее и бодрее), а девиз: «Услышь меня, выучи мое слово, ты меня знаешь: я – союз и я же – разъединение». Интересно здесь упоминание о том, что это уже знакомый акт разрушения и воссоединения. Современные психологи считают, что способность горевать появляется в младенческом возрасте и общий цикл реакции на временную потерю материнского объекта «отчаяние-протест-отчуждение-воссоединение» закрепляется, как способ совладать с неприятным переживанием. «Идея включенности переживания утрат в процесс развития проистекает из видения жизни как непрекращающейся последовательности «психосоциальных переходов» с необходимостью, предполагающей отделение от первичных объектов по мере того, как индивид формирует привязанности к новым. Таким образом, способность горевать становится краеугольным камнем внешнего развития им дифференциации»


Г. Бедненко "Старшие арканы"