Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия: Шайтан, Черт, Дитя Времени.

Названия на других языках: Il Diavolo, Le Diable, The Devil, Der Teufel.

Астрологические соответствия: Скорпион и Рыбы, Плутон и Нептун.

Каббалистическое значение: тайные науки, оккультизм.

Оккультное значение: стрела, летящая по кругу.

Физическое значение: физическая жизнь.

Историческая фигура: Маркиз де Сад.

Места: кладбища; мавзолеи, подозрительные притоны; публичные дома; места сомнительных развлечений; места для встреч наркоманов; малины.

Предсказательное значение в прямом положении:
  • страсть;
  • шумная вечеринка;
  • дурное влияние материального мира;
  • сильный непроизвольный выброс энергии, гениальное озарение, позволяющее реализовать амбицию;
  • рост самооценки;
  • борьба с искушениями;
  • эгоизм;
  • материализм;
  • недостаток воображения и интуиции;
  • успех, достигнутый не вполне благородным способом;
  • проявление новых возможностей, использование которых может дать самые различные результаты;
  • возможность получения прибыли за чужой счет или в результате чужого несчастья;
  • излишняя самоуглубленность, неумение понять проблемы других людей;
  • отсутствие более широкой перспективы;
  • слишком свободный стиль жизни;
  • игнорирование общественных норм;
  • фанатизм;
  • расизм;
  • ортодоксальный подход к жизни.
Тип человека в прямом положении: красивый, но пустой человек; Мисс Мира; Мистер Вселенной.

Прогностическое значение в перевернутом положении:
  • черная магия;
  • сатанизм;
  • подверженность влияниям сект;
  • злоупотребление силой;
  • изнасилование;
  • несчастный случай;
  • резкий всплеск эмоций;
  • подверженность всякого рода искушениям;
  • ненависть;
  • безжалостность;
  • глумливость;
  • садизм;
  • бесконтрольная сила;
  • деструктивные тенденции;
  • сплетни;
  • злословие;
  • безответственность в действиях;
  • преступная нажива;
  • торговля наркотиками и живым товаром;
  • проституция;
  • опасность, которую трудно избежать;
  • проклятие и сглаз;
  • потеря свободы;
  • самоуничтожение;
  • ненависть к людям;
  • излучение разрушительной энергии;
  • воровство, разбой, сомнительное приключение;
  • связь с деструктивным партнером;
  • серьезное сексуальное извращение;
  • угроза физического насилия;
  • отсутствие веры в высшие ценности;
  • тирания; тоталитаризм;
  • проблемы здоровья в нервной системе и психике.
Тип человека в перевернутом положении: чрезмерный моралист; человек, игнорирующий свое тело, голый секс; сатанист; сексуальный извращенец; член мафиозной группировки; алкоголик и наркоман; азартный человек.

Психологическое значение: неужели ты думаешь, что твоей душой окончательно овладел Дьявол и теперь уже невозможно вырваться из замкнутого круга? Что если ты однажды совершил ошибку или глупость, то навсегда в этом погряз? Это неправда! Подвергаясь искушению и греша, ты сам надел на себя вериги, но сам можешь их и сбросить. Что бы это ни было: азартные игры, алкоголь, секс, наркотики, справиться с этим – в твоих руках. Поверь в свои силы и увидишь, как ты силен. Ты можешь одним движением разорвать свои кандалы и стать снова свободным человеком! Но искушения будут сопровождать тебя всю жизнь, и лишь научившись бороться с ними, ты сохранишь свободу. Разумеется, у человека должны быть удовольствия, но надо во всем знать меру и не допускать, чтобы они полностью захватили тебя.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Дьявола

"Не введи нас в искушение"- Молитва "Отче наш"

Никто из нас, живущих на земле, не свободен от искушения, оно подстерегает каждого: как человека с высоким уровнем духовного развития, так и того, кто даже ни разу не подумал о том, что можно идти путем, ведущим к Посвящению. Только эти искушения значительно отличаются друг от друга. У каждого из нас есть свой Дьявол, который в совершенстве знает слабости и несовершенства своего хозяина и в соответствии с этим выбирает для него искушение. Поэтому простого человека Дьявол будет искушать, склоняя его к зависти, ревности, наговаривая на ближних, которым в жизни повезло больше; а, скажем, за бизнесмена он возьмется совсем по-другому: он научит его, как можно обманывать и ловчить, покажет, какие махинации принесут ему новые прибыли.

Легкомысленному юноше или девушке он предложит наркотики или заменит в их воображении любовь "голым" сексом. Взрослых людей он спровоцирует на отказ от выполнения семейных обязательств или на уход от ответственности за свои решения. Искушение – это проверка нашей зрелости и вменяемости, так как, если я осознаю, чем для меня является искушение, то могу с этим осознанно бороться, если же я этого не осознаю, то бороться с искушением бессмысленно.

Помимо самого искушения,
Дьявол подсовывает человеку рациональное – то есть логическое – объяснение причин, оправдывающих искушение: "все так делают, значит, ничего страшного не произойдет: каждый может иметь маленькие удовольствия; сегодня можно сделать себе поблажку, ведь я заслужит немного комфорта и могу себе позволить немного расслабиться" и т.д. Человек поддался искушению: изменил супругу, украл деньги, фальсифицировал документы, поиграл в рулетку, чуть-чуть выпил и... ничего не случилось. Дьявол об этом позаботился, ведь его не интересует одноразовое преступление, которое даже закон трактует с большой терпимостью, Дьявол хочет, чтобы человек насладился искушением, чтобы не мог без него жить, поскольку именно тогда человек будет ему полностью подвластен. Так безнаказанность первого шага приведет ко второму, третьему и т.д. Человек и не заметит, как начнет погружаться все глубже и глубже и, наконец, увязнет в болоте, из которого он самостоятельно выбраться уже не сможет. Для этого ему необходима будет помощь профессионала – человека, находящегося на более высокой ступени духовного развития.

Но неужели искушению подвержены и люди, идущие путем Посвящения? К сожалению, они подвержены ему еще сильней, чем простые смертные. Человек, развивающийся духовно – лакомый кусочек для Дьявола. Только уровень расставленных перед таким человеком искушений будет уже совсем другим. Это, в первую очередь, связано с иным уровнем знания, самосознания, потенциальных возможностей и притязаний людей, работающих над своим духовным развитием. Здесь уже недостаточно простой приманки, здесь
Дьявол искушает обещаниями власти над человеческими душами, неограниченными возможностями в управлении собственной судьбой, открытием великих тайн черной магии, абсолютной свободой бытия за границами любых ограничений.

Чем больше возможности, которыми располагает такой человек, тем больше он принесет вреда, если поддастся искушению. Зло, которое он сотворит, часто приводит к необратимым последствиям. Такой человек сам выносит себе приговор, и он уже никогда не сможет возвратиться на путь истинный, на путь духовного развития. Бог милосерден и великодушен к заблудившим овцам, Он охотно прощает искренне раскаявшихся за ошибки, совершенные несознательно, но Он не может простить человека, который сознательно пошел на искушение и совершение греха, будучи уверен в том, что его уровень духовного развития позволяет ему делать все, что ему нравится.

Человек, который хочет стать Посвященным, принимает на себя огромную ответственность за все, что думает, говорит и делает. Он должен быть готовым к тому, что будет подвергаться гораздо более изощренным искушениям, нежели кто-либо другой, так как его духовное развитие дало ему гораздо более мощную защиту от этих искушений. Он должен знать, что в минуты слабости и сомнения, может призвать на помощь свою Силу, а если и этого окажется мало, то вернуться в состояние Равновесия и противопоставить себя искушению ему поможет сам Бог, с которым он может установить непосредственный контакт при помощи молитвы и медитации.


Необходимо добавить, что никто еще не стал Посвященным, не научившись бороться с искушениями. Никто не прошел мимо этого этапа, так как он является составной частью духовного развития каждого человека, вступившего на этот путь. Никакой другой опыт не способен дать столько внутренней силы, как победа над искушением. Через это прошли все святые в каждой религии. Умение бороться с искушениями, умение их преодолевать, позволяет впоследствии уже не бояться их. И напрасно тогда старается
Дьявол, расточая перед таким человеком свои мнимые соблазны. Преодоление искушения всегда приносило радость и уверенность в правильности выбранного пути. И здесь речь не идет о том, чтобы стать святошей, жить в келье и отказаться от всех радостей жизни, а скорее наоборот – надо радоваться каждой минуте, каждой мелочи, и делать это гораздо легче, когда знаешь, что за эту радость не надо будет платить страшной цены. Жизнь прекрасна и без дьявольских соблазнов, а человек может полностью реализовать себя только тогда, когда у него нет на совести аморальных поступков.

Поэтому, если мы хотим дальше продвигаться по пути духовного развития и достичь новых вершин, мы должны победить в себе Дьявола, и хотя эта победа придет не сразу, сама борьба откроет нам новые возможности. Полностью освободившись от искушения, мы достигнем более глубокого контакта с Богом и, вдохновленные Им, сможем, неустанно работая над собой, еще более полно развиваться и совершенствоваться, символом чего является Башня Бога.


А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Искуситель, вредитель.

БУКВА:
Самех = С, символ = змея, вибрация. Числовое значение = 60.

ЧИСЛО:
15 = число Полнолуния (15-й день лунного месяца).
Ниневия, город вавилонской богини Иштар
.

К.-Г. ЮНГ
«Силы влечений, скапливающиеся в цивилизованном человеке, чудовищно деструктивны и во много раз опаснее влечений дикаря, выплескивающего их постоянно в скромных масштабах. Соответственно этому ни одна война исторического прошлого по грандиозности своих ужасов не может соперничать с войной цивилизованных наций.


Если мы, говоря юридическим языком, и не являемся соучастниками, то потенциально мы все равно преступники в силу одной своей человеческой природы. Нам просто не представилось реальной возможности ринуться в этот адский водоворот. Выйти за пределы черной коллективной тени человечества не может никто».

ЦИТАТЫ

«Убей зло в себе, и тогда все зло мира не сможет тебе повредить».
Кришнамурти

«Ловкость дьявола в том и состоит, чтобы убедить нас, будто его не существует».

Бодлер

ОБРАЗЫ:
Зло, Сатана, Люцифер, падший ангел, заблудшая душа, грех, ад, египетский бог Сет (часто изображаемый в виде змея или крокодила). Вельзевул (от/Ваал- Заву л - «Возвышенный Повелитель» филистимлян , переиначенныйв Ваал-Заву в - «Повелитель мух»). Нечистый, ведьмак, горбун, черный маг, грехопадение. «Летучая мышь - ночное животное. Оно избегает дневного света и утром прячется в темной пещере, где повисает вниз головой, чтобы набраться сил для следующей ночной вылазки. Это кровосос, укус которого разносит чуму, а слюна отравляет все вокруг. Она вцепляется человеку в волосы, вызывая у него сумасшествие» .
Народное поверье

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО:
Золотой шлем (Одина), украшенный рогами как символом новой жизни, духовного обновления, а главное - божественного огня. Картинка-загадка («пазл») из множества частей. Видны четыре пальца, нет лишь большого, олицетворяющего силу воли. Оковы людей зависимых, связанных.
В Средние века было принято изображать Диавола и в качестве женщины, часто даже в образе Венеры. У нас от этой традиции осталась «чертова бабушка». Диана/Артемида, поклонение которой в Средние века преследовалось как ведьмовство, в древности также изображалась с оленьими рогами. От имени «Диана» образовано слово «ведьма» в старых романских языках.


ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА: Фигура Бафомета - божества, почитавшегося, по преданию, в ордене тамплиеров; смысл его темен. По Уэйту, это имя следует читать наоборот: ТЕМ ОНР AB = Templi omnium hominem pads abbas - «Настоятель храма мира всех людей». Будучи перевернуто, доброе заклинание считалось злым, однако сохраняющим частицу первоначального добра. Рогатая Мендесская коза - одно из демонических божеств у греков. На груди теоретически должен был бы быть изображен символ Меркурия. Поднятая правая рука означает проклятие. В Греции такой жест означает: «убирайся к черту». На ладони - символ Сатурна. Во лбу - перевернутая пентаграмма, «след верблюда»[1], в котором божественный, верхний луч (эфир) обращен книзу = символ черной магии.

Полу-куб = трон полузнания.

Хвосты фигур на рисунке указывают на их животное начало. Судя по рисунку, пламя факела-жезла загорается от мужчины. Цепи свободно лежат на шеях, так что оба пленника могут освободиться в любой момент.

СКРЫТЫЙ
СМЫСЛ: Коллективная тень. Изолированные части души, способные к самостоятельным и «злым» действиям (доктор Джекиль и мистер Хайд).

АНАЛОГИИ:
Черная магия, Сатурн, одержимость, «оседланность» дьяволом. Пан - паника - пандемониум (царство злых духов).

СОВЕТ:
Чем ярче свет, тем плотнее тень. Мы приговорены к свободе. Не зная тьмы, нельзя по достоинству оценить свет.

КАЧЕСТВО:
Действовать вопреки собственным убеждениям. Зависимости разного рода. Оковы и приманки материальной жизни. Противоположность карте V (Жрец). У Уэйта также теневая сторона карты VI (Влюбленные). Отсутствие меры.

ЦЕЛЬ:
Частица силы той, что вечно жаждет зла и вечно совершает благо. Стремление к власти - движущая сила черной магии.
Равнодушная похоть, одержимость, зависимости.


СВЕТЛАЯ СТОРОНА:
Люцифер / Прометей: демоны-дарители света. Освобождение от зависимостей, привязок.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:

(плюс - если перевернута) Исцеление. Начало духовного роста. Магнетическая аура. Отказ от материальных ценностей. Обращение к Высшему.
(минус) Нахождение в плену у страстей. Всплеск темных сил, кармические привязки, предостережение от лени, излишеств, эгоизма, дурных влияний, поверхностности, стремления к (саморазрушению, насилия.


СИНТЕЗ:
Глядя на карту, не стоит смешивать рисунок и то, что за ним кроется. Рисунок традиционен, он отражает лишь то мировоззрение, которое сегодня вызывает у нас усмешку или гнев по поводу злодеяний инквизиции. Однако делать из этого вывод, будто Диавола или вообще Зла не существует, было бы ошибкой (см. выше цитату из Бодлера). Традиция изображать черта с рогами сложилась в Средневековье, когда церковь преследовала богов прежних религий как дьявольское наущение. Между тем рога были частью культа лунных божеств - они символизировали серп растущей и убывающей Луны. Рога животных также были посвящены лунным божествам, прежде всего Диане/Артемиде, которая была и богиней охоты. Рогами увенчивали «царя-оленя», вступавшего в священный брак с верховной жрицей во время празднеств, посвященных этой лунной богине. С другой стороны, во многих мифах рассказывается, как Диана во время «анода» (ежегодного обновления своей девственности) затравила своего царя-оленя собаками до смерти. Наше представление о «рогах» как символе супружеской измены также, по-видимо- му, восходит к этим мифам. Гностики почитали Диавола как истинного друга и бога всех людей, в отличие от непредсказуемого и мстительного Бога христиан, который, несмотря на свое всемогущество, потребовал смерти собственного сына, чтобы помириться с человечеством. Диавола же почитали как Люцифера/Прометея, который из сострадания к людям, жившим во тьме и холоде, украл у богов огонь, подарил его людям и был за это подвергнут мучительным пыткам.

Как бы каждый из нас ни относился к этим образам, не стоит уверять себя, что Зла (или называйте как хотите) не существует. Образы в течение столетий менялись, наша же - почти рефлекторная! - привычка видеть зло в ком угодно, только не в себе, осталась неизменной. Это и есть наша «тень», или коллективная тень общества, если угодно, обладающая той странной особенностью, что вызвана-то и обусловлена она нами, но продолжает существовать уже помимо нас. Поэтому нам следует научиться находить ее не только «там, у других», но и в себе самих. Кто хочет познать свою тень, пусть возьмет лист бумаги и перечислит те качества и поступки, которые ему не нравятся в других. Этот перечень и будет самым полным и подробным описанием его собственной теневой стороны.

И самое обидное при этом то, что больше всего нам не нравится в других та самая бездуховность, которая нам самим не позволяет признать ее в себе. Чтобы освободиться от ее оков, нужно прежде всего осознать ее, - лишь тогда мы сможем снять с себя ее цепи. По своей нумерологической сумме (15=6), а у Уэйта и по композиции рисунка эта
карта сродни Влюбленным (VI), раскрывая перед нами их теневую сторону - любовь, застрявшую на стадии секса или психологического противоборства. Поднятая рука Диавола напоминает руку Жреца (V). Но у того рука указывает, что существуют мир видимый и мир невидимый. Рука же Диавола утверждает, что, кроме видимой реальности, ничего нет. Таким образом, Диавол символизирует голый материализм. Карта обозначает также любые ситуации, в которых нам приходится действовать вопреки собственным убеждениям, будь то из горячего желания или из страха (например, брЬсить работу только потому, что она не оправдала ожиданий, хотя эти ожидания противоречили нашим жизненным принципам). Она может означать и зависимость, в которую мы попали или можем попасть, - например, материальную зависимость, физическую привычку, душевную покорность или пламенную страсть. Как искуситель, Диавол, конечно, может быть очень привлекательным. Таким образом, эта карта олицетворяет и яркие, захватывающие ощущения, в то же время предостерегая от опасностей, кроющихся за ними.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Действия вопреки убеждениям. Любовь, вырождающаяся в секс. Интересные, яркие ощущения, опасность которых - в привыкании к ним: игра, флирт и секс, эйфория богатства и власти. Увлечение ими и зависимость от них. Зависимость от людей, наркотиков, денег и т.п. Поиск все новых эротических ощущений. Внутренний разлад.

[1] Ср. с печатью V.V.V.V.V. Алистера Кроули - Е.К.

Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
15. ДИАВОЛ

Из всех Арканов Таро Диавол представляется самым трудным для понимания, потому что у каждого он свой. Общими для всех можно, пожалуй, считать лишь ситуацию зависимости от кого-то или чего-то, слабую волю, постыдный провал благих намерений, а также действия, совершаемые вопреки собственным убеждениям. Диавол как бы олицетворяет темную сторону нескольких карт: для Мага это черная магия, для Жрицы - часть ее негативного архетипа, для Жреца - ханжество, стяжательство под личиной святоши, для Влюбленных - борьба за власть или вырождение партнерских отношений в чистый секс, похоть без малейшего признака любви, для Справедливости - коррупция или неумение признать собственную неправоту. Он олицетворяет также непомерную жадность как обратную сторону Силы, неумеренность в противоположность Умеренности и правит различными областями Неведомого края карты Луны. Как искуситель, он чаще всего предстает перед нами под той или иной привлекательной личиной. Так или иначе, эта карта показывает, что мы играем с огнем и должны быть чертовски (!) осмотрительны, чтобы не обжечься. На глубинном уровне он означает, что наш вопрос затрагивает, прежде всего, теневые стороны нашей личности.

РАБОТА: Тут Диавол показывает, что наша моральная крепость, наши убеждения и добрые намерения подвергаются серьезному испытанию, если не сказать искушению. При этом речь может идти даже о делах для нас выгодных, но только за счет неопытности или легковерия делового партнера. Может быть и так, что нам предлагают заняться чем-то, противоречащим нашим убеждениям (оружие, наркотики, загрязнение окружающей среды и т.п.), причем в случае отказа мы можем "влететь" на большую сумму или "вылететь" с работы. Диавол, конечно, достаточно хитер, чтобы и тут подкинуть нам то или иное оправдание, чтобы облечь черные дела в белые одежды, придать им благородную окраску, снимая последние наши сомнения старым лозунгом палача: "Если этого не сделаю я, найдется другой".

СОЗНАНИЕ: Диавол показывает, что мы, наконец, познакомились с собственной теневой стороной достаточно близко. Произошли какие-то события, в результате которых мы осознали свою зависимость и несвободу. В редких случаях это бывает фанатизм, жажда власти, непреодолимое желание убить кого-нибудь или настроения вроде садизма или мазохизма. Однако чаще всего речь идет о вещах совершенно обыденных, которых мы потому и стыдимся, что они слишком примитивны, и, тем не менее, никак не можем от них избавиться: хроническая ненадежность, ничем не оправданная ложь, пьянство, клептомания, да что угодно. Или на ментальном уровне - в форме какой-нибудь идеи фикс, с которой мы уже всем надоели, или даже целой философии, основу которой составляет поиск "зла" и его причин исключительно в других людях, в жизненных обстоятельствах, в характере эпохи - где угодно, только не в себе самом. Хотя, как известно, все, что мы находим в людях, обстоятельствах и эпохе, есть лишь наше отражение.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Здесь Диавол оборачивается своей самой привлекательной стороной. Многозначительные обещания, дразнящий флирт, чувственная страсть - вот его приманки. Однако и здесь эта карта служит, прежде всего, предостережением: вы играете с огнем! и вам раньше, чем вы думаете, придется вспомнить о словах Шиллера, "Грешим мы миг, а каемся всю жизнь". Кроме того, она, конечно, указывает и на всякие другие отклонения от истинного, сердечного партнерства, будь то странные выходки одного или обоих партнеров, молчаливая покорность или, наоборот, крикливый деспотизм, жестокая похоть или тонкое издевательство.

Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
Аркан XV. Дьявол

Безумный логикой И одержимый верой Разум...
Преобразил весь мир, но не себя И стал рабом своих же гнусных тварей.
М. Волошин


На картинке — традиционное изображение дьявола. Возможно, прототипами стали свирепые и кровожадные языческие боги (Молох), которым приносились человеческие жертвы. Страх перед богами — пожирателями человеческих жизней — прочно засел в людском сознании, и Дьявол стал ♦первым виновником греха и родоначальником зол». Вот что пишет о Дьяволе св. Кирилл Иерусалимский: «Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и все, что только есть худого». Но при этом нельзя не согласиться с тем, что Дьявол — лишь мираж, порождаемый нашими подавленными эмоциями и желаниями и связанным с ними чувством вины. Этот психический
груз растет, желания становятся сильнее по мере их подавления, и мираж-дьявол становится опасным, так как приводит к тяжелым душевным травмам и искажениям личности. Дьявол издавна считается отцом лжи и великим мистификатором, поэтому порок ( имеется в виду все, что разрушает личность, в том числе и религиозный фанатизм) часто выглядит привлекательнее добродетели, а ложь — интереснее правды.


Аркан XV отражает зависимость поведения человека от стихийных желаний и страстей, жизнь в плену у иллюзий, стремление лгать самому себе и окружающим.


При гадании
на мероприятие эта карта предупреждает об опасности оказаться в неприятной ситуации.

В раскладах
на душевное состояние Дьявол говорит, что человек находится во власти темной стороны своей натуры.
Всякая воля, которая соединяется с божественной волей, чтобы проявлять правду и творить справедливость, вступает еще в этой жизни в круг силы и власти над всем сущим и над всеми вещами; это и есть вечная награда для освобожденного духа.

А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
XV. Дьявол

Композиция карты представляет собой сочетание, среднее арифметическое или некую гармонию нескольких мотивов. На алтарь тяжело взгромоздился рогатый козел Мендеса с крыльями как у летучей мыши. В центре живота виден знак Меркурия. Правая рука поднята и протянута вперед жестом, противоположным благословению, которым оделяет Иерофант в пятой карте. В его левой руке пылает опущенный к земле огромный факел. В передней плоскости алтаря виднеется кольцо, к которому двумя цепями прикованы за шею две фигуры - мужская и женская. И здесь мы видим аналогию с шестой картой, словно перед нами Адам и Ева после Грехопадения. Таким образом, речь идет об оковах и фатальной обреченности материальной жизни.

У обеих фигур есть хвосты, символизирующие их животную природу, однако их лица светятся присущим человеку разумом, и тому, кто возвышается над ними, не быть их владыкой во веки веков. Да и сам он всего-навсего холоп, не ведающий добровольного служения и живущий лишь силой кипящего в нем зла. С большей, чем обычно, долей насмешки над теми науками, почитателем, толкователем и знатоком коих он стремился выглядеть, Элифас Леви утверждает, что фигура Бафомета - это чистый оккультизм и магия. По мнению другого комментатора, в Мире Божьем он означает предназначение, однако в этом Мире нет никакого аналога тому, что в мире дольнем относится к грубому животному началу. В действительности же он означает Стража Порога у врат Мистического Сада, из коего изгоняются те, кто вкусил запретный плод.

Прорицательные значения :
Опустошение, насилие, упорство, чрезвычайные усилия, сила, катастрофа; то, что предопределено, но не является в силу этого злом.

Перевернутая карта :
Злой рок, слабость, мелочность, слепота.

А. Уэйт "Иллюстрированный ключ к таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
XV Диавол / The Devil / le Diable / der Teufel

В Египетском Таро – древнегреческое чудовище Тифон, отождествляемое с Сетом, которого считают “богом зла”, хотя Сет был и мудр (недаром его изображают в виде крокодила или иной рептилии), и доблестен в битве, помогая Ра сражаться с врагами.

На этой карте всегда изображается злой гений – демон, дьявол, огромный, хвостатый, с крыльями, как у летучей мыши; между рогов у него часто рисуют перевернутую пентаграмму (пятиконечную звезду), которую в старину тоже считали знаком зла, хотя это всего лишь знак ограниченности нашего познания. В руке – факел. В старинных версиях карт его изображали со “вторым лицом”, которым заканчивается нижняя часть туловища – фрейдистским символом подсознательных влечений, как сказали бы мы сегодня.

Диавол стоит или восседает на камне, к которому прикованы цепью обнаженные мужчина и женщина – Адам и Ева с карты Влюбленных. Впрочем, их позы и лица не говорят о страдании. Наоборот, они выглядят даже довольными судьбой.

Эта карта открывает третью семерицу Старших Арканов. Она соответствует зодиакальному знаку Козерога. Но Козерог не противоположен Близнецам на небесном своде, а составляет с ним аспект квинконса, означающий скорее конструктивное взаимодействие, творческий союз, чем противоборство. Карта Диавола символизирует “искушения” – влечения, о которых часто забывают намеренно – или просто не желают признавать их, и тогда они дают о себе знать самым неожиданным образом. Единственный способ бороться с этим – не избегать “запретного”, а принять его таким, каково оно есть, пройти через него и оставить позади: не так страшен черт, как его малюют.

Смысл карты:
ты думаешь, это дьявол захватил в плен твою душу? Тебе кажется, что вырваться из порочного круга невозможно? Но взгляни на карту: цепь не сжимает шеи изображенных на ней людей, а лежит свободно. Стоит снять ее – и плену конец! Что бы ни олицетворяла для тебя эта цепь: секс, игру, алкоголь или что-то еще, – наложил ее на себя ты сам. И снять можешь тоже ты сам. Начиная новый этап жизни, можно, конечно, дать волю своим увлечениям – но не затянулась ли эта “увертюра”?

В старину считалось, что
Диавол – это и есть черт с рогами, вмешивающийся в человеческие дела и подталкивающий свои жертвы к дурным поступкам (“бес попутал”). Теперь же эта карта считается символом испытания, “вызова” (challenge), как говорят англосаксы, некоего экзамена, который человек должен сдать, чтобы проверить свои силы и подняться на новый уровень осознания себя и мира.

Таким экзаменом или испытанием может стать что угодно – рискованное предприятие, решение пойти на обострение конфликта или, действительно, алкоголь, наркотики, супружеская измена. Фокус в том, что экзамен нужно сдать, нужно пройти через него сознательно, – и, если карта в прямом положении, это будет лишь способствовать росту и освобождению от искушений на будущее.

Если же она перевернута, то человек либо не сдаст экзамена (струсит или провалится), либо не сможет освободиться от зависимости, в которую попал, по крайней мере в ближайшее время.

Для бизнесмена Диавол в прямом положении – совет ответить шантажом на шантаж, угрозой на угрозу: враги слабее его, они отступят, если не переставать давить на них. Перевернутый, наоборот, советует пойти на компромисс или на уступки.

Е. Колесов "Толкования"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«ДЬЯВОЛ» (XV)

Эта карта, по всей видимости, существовала в колоде всегда (хотя до нас дошли первые экземпляры колод Висконти-Сфорцы, в которых не было карт «Дьявол» и «Башня», но полагают, что они были утеряны). Дьявол был значимой фигурой средневекового христианского мировоззрения и, соответственно, вошел в число могущественных сил Старших арканов.


Классическая иконография. Дьявол собственной персоной, в человеко-зверином демоническом обличье. В некоторых версиях к постаменту его трона прикованы мужчина и женщина (или демон и демоница).

Символ греха, соблазна, преступления

Иконография Дьявола достаточно популярна и узнаваема, и в первых печатных колодах он уже присутствует в своем зверино-человеческом (рога, крылья, петушиные или копытные ноги при человеческом теле), демоническом облике. Отправиться в ад означало попасть в пасть к дьяволу: поэтому в некоторых колодах дьявол пожирает грешников.

В Марсельской традиции у Дьявола появляется факел, дубина или меч – очевидно мужские и более цивилизованные формы обращения со средой. Подчеркивается его андрогинность: сочетание мужского фаллоса и женской груди или же классическое второе лицо вместо гениталий (уподобление гениталий зловещему лику, что в архетипическом содержании присутствует нередко, вспомним зубастую вагину и нос-фаллос). Именно здесь появляются прикованные к постаменту «жители Ада».

В христианском монотеизме не было места для равного Богу злого начала. Представления о всемогуществе Бога вступали в противоречие с его всеблагостью: если Бог всемогущ и добр, то откуда взялось зло? Потому Дьявол в Средневековье существовал как некая обособленная персонификация Божьего гнева, был подчиненным Богу существом, осуществляющим божественные кары, исполнителем Божьих приговоров (вспомним тут и совсем позднее, романтическое, гетевское: «Я часть той силы, что всегда творит добро, всему желая зла»). В народной среде Дьявол, однако же, был вполне самостоятельной личностью со своими неясными, но вредными замыслами. Любые события и действия самого человека объяснялись борьбой двух начал: доброго и злого, Бога и Дьявола. Осмыслением этой теории, впрочем, был подход, по которому дьявол может лишь соблазнить человека, но не принудить его ко злу.

Свобода воли сохранялась за человеком. Это было незыблемо. Дьявол был искусителем, Змеем дохристианской библейской традиции, который ныне искушает всех людей.
Образ Дьявола в виде Дракона или змея присутствует в средневековой иконографии, но его практически нет в Таро. Нередким было представление о Дьяволе как о сатироподобном существе с Рогами, хвостом и копытами на ногах, однако с человеческой верхней частью туловища и человеческой или козлоподобной головой. В период оккультного осмысления колод Таро в этой карте Кур де Жеблен увидел египетского Тифона (не путать с Тифоном греческим), брата Осириса и Исиды, воплощение (для де Жеблена!) злого начала, аналога христианского Дьявола.

При толковании XV аркана важно прочесть интерпретацию каждой конкретной колоды. В «старых» или ориентированных на старую традицию колодах Дьявол будет тем самым искусителем, провокатором, соблазнителем и грехом, который не доведет до добра. Одной из самых сильных карт такого рода можно назвать Дьявола «Сказочного Таро» авторства Карен Махони и Алекса Уколова. Здесь карта соответствует сказке братьев Гримм «Красные башмачки» (подобная сказка есть и у Х.-К. Андерсена, но здесь важна гриммовская версия) – о девочке, которая поддалась искушению надеть красные туфельки в церковь и начала танцевать, а потом так и не смогла остановиться, и пришлось палачу отрубить ей ножки из сострадания. Здесь это то искушение, тот соблазн, которому невозможно противиться, несмотря на понимание (или частичное понимание) его опасности. Как постоянно проигрываемое «падение» это сходно с действием психологической зависимости – алкоголизма, наркомании, игровой зависимости (игромании), трудоголизма, любовной зависимости. Как внезапно проявившаяся ситуация она ставит выбор – и этот выбор, как и в карте «Влюбленные», должен совершить сам человек. Но в отличие от Влюбленных здесь обычно очевидно, кто есть кто. И последствия также достаточно очевидны. Впрочем, сила притяжения или инерции бывает такова, что отказаться от соблазна нет сил…Карта часто отображает состояние сильной тревоги.

«Древний Змий» оккультистов

Уже начиная с Эттейлы, издавшего «исправленную» в соответствии со своими воззрениями колоду Таро, «Дьявол» переосмысливается. Он имеет порядковый номер XIV и называется «Force Majeure» («Непреодолимая сила»). Элифас Леви одобряет такого «Дьявола» и создает своего «Бафомета» по его образу и подобию. Для Леви эта карта изображает «дракона всех теогонии» (Тифона египтян, Пифона греков) и козлоподобного Бафомета тамплиеров. Козла ведьминских шабашей… Это символ Вселенной или же магическая сила, используемая злой или слепой человеческой волей; все то, что получается в результате нисхождения духа в материю, во всем его многообразии, как хорошего, так и плохого. Эта идея позднее присутствовала в трудах и колодах и других оккультистов. Так, «Дьявол» Освальда Вирта (автора одной из известных оккультных колод начала XX века) – магический агент, «без участия которого невозможны никакие чудеса, если только это не чудеса исключительно духовной природы, ибо, когда один чистый дух непосредственно воздействует на другой, чудеса совершаются без вмешательства Дьявола». Другие оккультисты, в частности Ханейро, утверждали, что XV аркан символизирует «принцип индивидуальной воли; творческий огонь; силу желания; постоянное противоречие, побуждающее дух стремиться к противоположностям; процесс зачатия; раздор; страх и ярость».

В традиции ордена Золотой Зари XV аркан сопоставлялся с XIII («Смертью»), представляя собой разрушительную, динамическую силу Смерти и сковывающую, статичную, но и репродуктивную силу Дьявола. Страх перемен и исчезновения, вселяемый XV арканом, приводит к сохранению силы, жизни и непрерывности существования, а титул этой карты в Золотой Заре был «Владыка Врат Материи или Дитя Сил Времени». Зодиакальным знаком, атрибутированным к этой карте, оставался Козерог.

Р. Уонг, создавший колоду «Таро Золотой Зари» по инструкциям Израэля Регарди, сообщает, что эта карта, соответствующая 26-му пути каббалистического Древа Жизни (Тиферет-Ход), носит название «Обновляющий Разум», и на этом пути практикующий маг смещает свою точку зрения, получает новое видение вещей, задействует внутреннее видение (или «око», а это значение буквы айин, соответствующей карте). Скованные же у престола Дьявола фигуры способны воспринимать только то, что говорит им материальный мир, и, таким образом, находятся в рабстве у иллюзии. (Существует колода «Таро Древа Жизни» авторства Кампхаузена и Ван Левена, на картах которой обозначены лишь пути Древа Сефирот, древнееврейские буквы и знаки зодиака в соответствии с традицией Золотой Зари.) В колоде Артура Уэйта «Дьявол» – некое сочетание привычного бафометоподобного «Дьявола» Леви и «Влюбленных» (VI аркана); метафора грехопадения.

В целом, как в оккультных колодах, так и в иных «Дьявол» (XV аркан) действительно часто намекает на риск и нарушение правил… но кто знает и кто скажет, лучше ли остаться в вечном неведении или же узнать на собственном опыте?


Инструментальный подход

Дьявол часто предлагает инструментальный подход к делу. Для него нет одухотворенности целого, он представляется в наборе деталей, которые можно сложить тем или иным способом, произвольно меняя содержание. В отличие от системной структуры «Императора» (IV аркана) это ловушка и ошибочное представление. Это взгляд и подход Дьявола, который способен видеть лишь сиюминутное и тактически верное, но не целое и не осмысленное. Разъединяющий «Dia-bol» в этом смысле противоположен объединяющему «Sym-bol».

Поэтому скованные цепью мужчина и женщина в этой карте представляют «темное и теневое зеркало» VI аркана: здесь присутствует лишь формальная структура, неживой организм сообщества или пары, здесь начинается тление и разложение, гниение, но не алхимическое и превращающее материю в нечто иное, а разлагающе-ядовитое, зловонное, отравляющее. Формально все может быть прекрасно, но глаза участников и свидетелей закрыты или подернуты пеленой иллюзии, фантазии, рамками приличий, сдержанностью перед авторитетами, даже сугубыми добродетелями: уважением, доверием, добротой, альтруизмом. Однако если система с гнильцой, то и закрытые глаза, и заткнутые уши не помогут: серное зловоние проникнет в ноздри, ядовитая кислота съест кожу. Вновь, как и прежде, перед человеком стоит задача распознать дьявола в любом, пусть даже самом прекрасном и достойном с виду обличье.


Внутренний манипулятор, или Ловушка сценария

Дьявол в переводе с греческого означает «клеветник» или «обманщик». Эта карта часто выпадает в значении рискованной ситуации, необходимости некоего выбора между желаемым, но опасным и стабильным, уже известным. С другой стороны, это может быть риск неизведанного и нового взгляда в противовес привычным способам действий. Во многом смысл остается именно в способе действий, в достижении своих целей – в большей степени, чем в идеалах или принципах. Дьявол не открывает все карты сразу, а предлагает «оправдать средство» или «не торопиться, когда все и так есть». Очень часто, хотя это зависит, прежде всего, от колоды, данная карта, как мы увидим в разделе о Дьяволе-Пане, обозначает влияние «внутреннего манипулятора» (соблазнителя и клеветника), который побуждает нас действовать достаточно привычным и неэффективным или трагическим образом, повторяя наработанный сценарий. Кроме того, это может быть и внешняя фигура, чей голос сливается с голосом нашего «внутреннего манипулятора»: достаточно часто это фигура Искусителя или же Доверенного Лица.

Принцип зла

Известный юнгианский аналитик Роберт Л. Мур в своей книге «Встреча с драконом: столкновение с личной духовной грандиозностью» перечисляет следующие признаки зла», которые можно почерпнуть из мифологи и фольклора: зло есть реальность сама по себе;
присутствие зла ощутимо тогда, когда происходит обесценивание индивидуального, семейного, культурного опыта и уровня, пребывание в своего рода «дремлющей невинности»;
искажение правды и реальности, ложь;
зло принимает формы невинности, блага или справедливости, но вместе с тем обладает свойствами безусловной притягательности и неотвратимого соблазна;
оказываясь вблизи злого влияния, люди теряют проницательность и бдительность, а духовные и моральные ресурсы иссякают. Это влияние «заразно»;
злое начало может проникнуть в ваше сообщество, семью, дом, тело и даже душу до того, как вы поймете, что, собственно, произошло;
оказавшись внутри, у изначалья, зло начинает подгрызать самые корни личной и социальной жизни, преподнося именно себя центром и смыслом всей жизни. Оно похоже на «черную дыру», могучий вихрь, засасывающий внутрь себя само бытие человека;
зло способно отрицать реальность смерти и иных человеческих ограничений. Оно предлагает безграничность жизни и существования, потребления и насыщения ею;
зло узнаваемо по определенным признакам окружения. Зло заразно, потому при взгляде снаружи всегда есть ощущение, что «здесь что-то не так».


Эти признаки вполне могут иметь отношение к аркану «Дьявол», прежде всего старых колод или же в особых, значимых и критических ситуациях. Определить, о чем именно идет речь, можно лишь внутри процесса.

В своей работе Misterium Conjunctions К.-Г. Юнг писал:
«Однако нашим верящим в цивилизацию оптимистам пора начать понимать, что сил добра недостаточно для того, чтобы создать как рациональный мировой порядок, так и безупречное нравственное поведение индивида, в то время как силы зла настолько сильны, что они угрожают любому порядку и могут загнать личность в настолько дьявольскую систему, совершающую самые ужасные преступления, что человек, даже являясь нравственным, должен в конце концов забыть о своей нравственной ответственности, чтобы выжить. «Злобность» коллективного человека в наше время приняла самую ужасную форму за всю историю человечества, и только этот стандарт является объективной мерой значительности и незначительности грехов». И «нам нужна более казуистическая тонкость, поскольку сейчас речь уже идет не об искоренении зла, а о сложном искусстве замены большего зла меньшим. Время «огульных заявлений», столь милых сердцу проповедника-моралиста, ибо они представляют его задачу в наиболее выгодном свете, давно прошло. Конфликта также нельзя избежать и с помощью отрицания нравственных ценностей. Сама мысль об этом чужда нашим инстинктам и противоречит природе. Какие бы ни давались нравственные оценки добру и злу, конфликт между ними никогда не будет погашен и никто никогда не сможет забыть о нем. Даже христианин, ощутивший себя свободным от злой воли, когда у него проходит первый восторг, вспоминает о тернии в теле, который не смог вынуть сам святой Павел».

Мы бы хотели отметить, что со времен написания этого текста Юнгом как раз произошла замена огульных обвинений сложной казуистикой. И сейчас в ней много что впуталось: кто террорист, а кто борец за свободу, что есть важные геополитические решения, охрана окружающей среды, суверенная демократия и укрепление вертикали власти и какова цена вопроса. Пора начать выступать против «замены большего зла меньшим», которая может быть ступенькой на пути к Дьяволу (прошу понимать как метафору). Цивилизации нужны новые критерии. Нам думается, что пришло время новых правил, более определенных и точных. Не глобальных и огульных, но определенных и системных, способных различать функционирование систем.

Великий бог Пан

У Алистера Кроули и последователей его традиции Таро XV аркан связан с древнегреческим божеством Паном. Это был бог лесов, полей и пастушеских стад, сын Гермеса, родившийся с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой, испугавший мать, но развеселивший всех богов на Олимпе. На людей он может наслать давящий сон в полдень или беспричинный страх. Но даже бессмертные не в силах противостоять его силе: Пан помог самому Зевсу в борьбе с титанами, наслав на последних ужас и слабость. В античной философии Пан воспринимался как божество, объединяющее все сущее. А в предании, изложенном Плутархом, смерть великого Пана была знаком конца античной эпохи… Пан – бог, который умирает… и возрождается. Раннее христианство причисляло его к демоническому миру и называло «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. А он вновь появляется на ведьминых шабашах Средневековья и Возрождения, козлоногий, бородатый, непристойный предводитель нимф ли, ведьм…

Эта карта в традиции Золотой Зари соответствует букве айин, обозначающей Око, и зодиакальному знаку Козерога. У Кроули «данная карта обозначает творческую энергию в наиболее материальной форме: в зодиаке Козерог приходится на точку зенита. Это самый возвышенный из всех знаков; это горный козел, в порыве вожделения парящий над вершинами земли. Управитель его – Сатурн, символизирующий личность и вечность. В этом знаке экзальтирует Марс, в наилучших своих проявлениях представляющий огненную, материальную энергию творения. Карта эта изображает Пана Пангенетора, Всепорождающего. Это Древо Жизни, представленное на фоне исключительно тонких, сложных и фантастичных форм безумия – божественного весеннего безумия, которое уже предчувствуется в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, вступая в этот знак, поворачивает к северу.

Корни Древа изображены прозрачными, дабы видны были бесчисленные излияния сока; перед ним стоит гималайский козел с оком в центре лба, олицетворяющий бога Пана на высочайших и самых сокровенных горах Земли. <…> Знак Козерога груб, резок, темен и даже слеп; творческий порыв не принимает в расчет ни доводы разума, ни обычаи, ни голос предусмотрительности. Он божественно неразборчив в средствах, величаво безразличен к цели. <…> Следовательно, формула Дьявола – полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он – Пан; он – Всё» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Г. Бедненко "Старшие арканы таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#9
15-й аркан (из книги О. Телемского)

Дьявол — образ собирательный. Чтобы понять пятнадцатый аркан, нам нужно очень серьезно рассмотреть те концепты, которые традиционно с ним связывались. Мы уже говорили о том, что боги одного цикла становятся демонами другого. Поэтому и в атрибутах Дьявола мы видим то Пана, то Аполлона (как Аполлиона-Губителя), то Вотана. Если обратиться к средневековой демонологии, то и там демоны — тоже бывшие боги. Астарот — это переиначенное имя финикийской богини Астарты, Вельзевул — давно забытый Баал Зебуб, а демон Аполлион — не кто иной, как светоносный Аполлон. Но, несмотря на то что Дьявол вобрал в себя множество образов, за века он выработал свою собственную иконографию, скрывающую вполне конкретные архетипические идеи.

Исследуя аркан 15 в классических колодах и Таро Кроули, нам надо сосредоточиться на двух фундаментальных идеях. Первая идея лежит на поверхности — это идея Дьявола как носителя архетипического зла. Внимательное ее рассмотрение позволяет распознать ее иллюзорную природу. На уровне объективного космоса зла нет, поскольку все противостоящие силы оказываются частью единства на более высоком уровне. И, тем не менее, мы не можем отвергнуть идею зла вовсе, поскольку она является одной из архетипических идей, формирующих нашу культуру. Кроме того, именно кристаллизованная идея зла и является эволюционным двигателем. Появление фигуры Дьявола позволяет не замкнуться в совершенстве четырнадцатого аркана, а, принимая вызов, выходить из устоявшейся зоны комфорта, где уже произошло полное примирение противоположностей.

Дьявол — это вызов, требующий адекватного ответа. Мефистофель заявляет о себе как о слуге энтропии и покоя и стремится успокоить Фауста, заставив его довольствоваться достигнутым, но в конечном счете его действие оказывается прямо противоположным — в отсутствие Мефистофеля риск впасть в энтропию для Фауста был бы куда более реальным.

Вторая важная идея, представленная в Таро Кроули, —
Дьявол как выразитель мощной природной фаллической, проникающей силы. Не нужно долго всматриваться в кроулианский аркан 15, чтобы увидеть в нем фаллос с глазом. Таким образом Дьявол показан как связанный с воспроизводящей, агрессивной, мужской сексуальностью. Рога, крылья, мохнатость — все при нем, как обычно. Но в первую очередь взгляд оказывается прикован к его второй голове, которая изображается непосредственно в области, где вообще-то должен был быть фаллос.

Может показаться, что тут имеет место своего рода визуальный эвфемизм, или замещение. Дескать, целомудренные итальянские художники подразумевали фаллос, но, поскольку рисовать фаллос неприлично, на его месте нарисовали голову. Это очень соблазнительная точка зрения, но она неверна. Потому что здесь, в пространстве аркана 15, фаллос и есть голова. И эти две головы противопоставлены друг другу. Есть такой пошлый афоризм: мужчина не может думать двумя головами сразу. Голова-фаллос — это не просто фаллос. Это, если угодно, второй центр желания, противостоящий первому.

Интересно, что образ зла часто связан с двухголовостью. Например, двуглавый змей Сисиютль у американских индейцев. Или вершина антииерархии Древа Жизни — Таумиэль, две чудовищные головы, которые постоянно пытаются поглотить друг друга. Само слово дьявол содержит в себе идею дуальности, двойственности, диады (на картах более поздних колод Таро это показано более наглядно).

Поэтому образ головы вместо полового члена — это не смягчение, а наоборот, обострение, акцентирование ужаса. Художник, изображающий Дьявола таким образом, как бы кричит о состоянии мучительной раздвоенности между рациональным (голова) и сексуальным (вторая голова) центрами. Классический
Дьявол как бы указывает нам на ужас раздвоенности: «Хорошего хочу, но не делаю, дурного не хочу, но делаю». Это типично средневековое состояние острой конфронтации между телесным и духовным, рациональным и хтоническим, инстинктивным и разумным.

Здесь интересно проанализировать само происхождение слово дьявол от греческого диаболос — «разделять». Обратите внимание, что антонимом диаболос было слово симболос — «соединять». Дьявольское разделяет, символическое соединяет. Символ, противостоящий Дьяволу и выражающий волю к соединению, представлен в аркане 14, Искусство. Разделение, на которое нам указывает самое раннее изображение Дьявола в Таро, — это разделение внутри человека, разделение на Эго и Тень, желаемое и отвергаемое. В «Книге Закона» сказано: «Не проводи различия, ибо так приходит вред» и «Ноль равен двум» — как будто Кроули с самого начала использует «противоядия» против излишних разделений.

Лоб уэйтовского Дьявола венчает перевернутая пентаграмма, которая считается символом демонического порабощения духа материей. Однако истина в том, что каждый символ имеет несколько аспектов, и та же самая перевернутая пентаграмма у ранних христиан служила символом одухотворения материи, благовещения. Так, на монетах первого христианского императора Константина изображалась именно перевернутая пентаграмма, а Андрей Рублев рисовал Христа на ее фоне. Перевернутые пентаграммы встречаются на средневековых христианских храмах. Впрочем, не стоит впадать в другую крайность, утверждая исключительно благое значение этого символа. Даже Алистер Кроули, называвший перевернутую пентаграмму «пентаграммой благодати», использует ее изображения в теневом значении на изображениях Пятерки Чаш и Пятерки Мечей.

Алистер Кроули предлагает свое изображение аркана Дьявол, в котором доминирует гигантский фаллос с тестикулами, содержащими зародыши новой жизни.
Кроули писал, что «
Дьявол — это всего лишь средневековая маска Пана», олицетворявшего мужскую репродуктивную силу. Однако так ли прост и благ Пан сам по себе, как это может видеть недалекий почитатель пасторальных идиллий эпохи Просвещения? Слова «всего лишь маска Пана» могут пониматься как «на самом деле он безобиден, как Пан с пастушками». Однако для древних греков Пан был отнюдь не безобидным божком. Кстати, слово паника этимологически происходит от имени Пана. Неконтролируемый, стихийный панический ужас, который может обуревать странника в лесу, безошибочно указывает на присутствие Пана.

Основное и определяющее
значение большого аркана 15 — одержимость, захваченность, неистовство. Это может быть неистовство сексуального вожделения, когда весь мир сводится к одному сексуальному импульсу, или неистовство войны, когда единственный смысл жизни — уничтожение врага. Одержимость отключает какое-либо реальное восприятие целого. Поэтически говоря, одержимость — это когда монета заслоняет солнце.

В средневековой теологии описывается множество способов, которыми демоны одерживают людей. В легкой форме это может быть захваченность какой-то одной страстью — жадностью, алчностью, честолюбием, вожделением. Но в крайнем своем проявлении одержимость — это безумие. Все мы видели голливудские фильмы об «одержимых Дьяволом». Но если вы хотите понять суть, экзистенцию одержимости, не смотрите голливудские фантазии. Лучше посмотрите фильм Ежи Кавалеровича «Мать Иоанна от ангелов». Возможно, тогда символика аркана Дьявол вам станет более понятной. Формально в фильме одержима Иоанна, но на самом деле во власти одержимости там находятся все — в этом и уникальность удивительной кинематографической работы Кавалеровича.

Одержимость — это не метафора, а очень точное психологическое описание состояния как бы изнутри процесса. Карл Густав Юнг очень точно подмечает, что в за века изменились название: «То, что раньше называли демонами, сейчас стало неврозами». Даже методы борьбы с одержимостью схожи: узнать имя демона, то есть дать наименование синдрому, комплексу, из которого он происходит, — значит узнать его природу.

Дьявол, как и Вожделение, безусловно, связан с
сексуальностью. Но надо понимать, что под сексуальностью мы понимаем очень сложный комплекс архетипических явлений. Стараниями Фрейда понятие «сексуальности» существенно расширено за пределы того, что непосредственно связано с половым актом. И с этим могут быть связаны совершенно разные архетипические силы. Скажем, Императрица — это природная репродуктивная сила, которая, не мудрствуя лукаво, направлена на одну цель: зачатие новой жизни. Центральный с нашей точки зрения архетип сексуальности, одиннадцатый аркан, раскрывает нам священное, магическое измерение сексуальности, в то время как в арканах Смерть и Дьявол раскрывается ее демоническое, хтоническое начало. Причем, если Смерть — это больше темное женское (Черная Луна) то Дьявол — темное мужское (инкуб, Черное Солнце, демонический любовник). Здесь можно вспомнить апокрифическую «Книгу Товита», в которой все мужья Сарры, одержимой демоном Асмодеем, умирали после первой брачной ночи, пока его не изгнал Товия, наставляемый архангелом Рафаилом.

«Когда мы даем название “сексуальность” тому, что некогда воспринималось как хтоническое 6oжecтво, или говорим о «галлюцинациях» вместо откровения, и когда боги небес и подземного мира признаются доминантами человеческого бессознательного, это означает, что в человеческую психику опустился огромный участок внешнего мира»
— пишет юнгианский аналитик Эрих Нойманн.

Кроме сексуальности, Дьявол связан с
архетипом гордыни, или как это называется в психологии, с состоянием Эго-Инфляции. Гордыня — не очень удачный термин, поскольку он подразумевает личный выбор, сознательную волю ко злу, которую можно одолеть посредством дисциплины сознания, самоконтроля и смирения. Но состояние инфляции не может быть личным выбором. Одержимость — более точное слово. Никто не скажет: «Сегодня я впаду в инфляцию». Инфляция — это скорее своего рода «психическая инфекция», которую отдельный человек и весь народ рискуют «подхватить», оказавшись на сквозняке славы и холодной вершине триумфа.

С этой точки зрения Дьявол оказывается странным образом переплетен с такими арканами, как Колесничий и Иерофант. Победив, герой рискует стать жертвой инфляции, но стоит впасть в инфляцию, и сфинксы понесут колесницу в бездну, а ученики восстанут и создадут свою ересь. Обратите внимание на структурное сходство этих карт в марсельской и уэйтовской колодах. Каждая из этих карт триадична. Триадичности — Колесничий и два сфинкса, Дьявол и два демона, Иерофант и два ученика.
Триада указывает на фаллическую силу, но, не скомпенсированная четвертым элементом, эта сила очень легко может впасть в опасную односторонность. принципы «ничего сверх меры» и «познай себя», никогда не забывала об опасности одержимости демоническим хюбрисом. Избыточность всегда пресекается: попытавшийся сковать священный Босфор Ксеркс погибает от армии греков, а Беллерофонт, попытавшийся взлететь к богам на Олимп, оказывается сброшен крылатым конем. Если говорить на языке образов Таро, за Дьяволом неизбежно следует Башня.

Дьявол — великий разрушитель, ставящий индивидов и группы перед вызовом, ответ на который всегда означает трансгрессию в запретное и неизвестное. В этом отношении функция Дьявола может совпадать с функцией аркана Влюбленные, главной идеей которого является выход за границу биологической обусловленности. В некотором смысле Дьявол и Влюбленные являются полярными противоположностями — во Влюбленных герой преодолевает ограничение инстинктивного и природного ради культурного и сознательного, в то время как в Дьяволе происходит обратное — сознательное и культурное, пройдя свой путь от откровения к образу отжившего канона, преодолевается через природное и биологическое.

Говоря о Дьяволе как о некоей сущности, противопоставленной Богу, мы часто упускаем его первое предназначение — быть уполномоченным прокурором, наместником Божества, «тем, кто противится».

Самые ранние мифологии изображают Дьявола своего рода
прогрессором человечества. В образе Азазеля он спускается к людям, берет в жены дочерей человеческих и передает сокровенные знания. Азазель обучает людей астрологии, астрономии, косметике, но самое главное — он обучает их «видеть, что было позади них». Что скрывается за этой странной фразой «Книги Еноха», можно лишь догадываться. История? Создание зеркал? Магическая интуиция? Способность к психологической рефлексии? Благодаря вторжению Дьявола в человеческое пространство человек из счастливого животного превращается в свободного человека. «Книга Еноха», описывающая «грехопадение ангелов», открывает нам Азазеля как некоего аналога Прометея. Это прогрессор, который за свои усилия жестоко наказывается Яхве, убивающим его детей на его же глазах.

Образ козла на картине пятнадцатого аркана отсылает нас к мифологеме Азазеля, который в конечном счете становится «демоном пустыни». Азазель — великий козел отпущения, которому магически соответствует знак Козерога. Это знак, в котором в своей обители находится Сатурн — планета, считающаяся самой опасной. Средневековые астрологи называли Сатурн «Великим Несчастьем», в то время как Юпитер был «Великим Счастьем». Сатурн — это суровая планета времени, скорби, старости и смерти. Металл Сатурна — свинец, и до сих пор мы слышим отголосок герметической космогонии в таких словосочетаниях, как «свинцовая тоска» или «свинцовая тяжесть».

Однако следует обратить внимание на то, что празднования в честь Сатурна, сатурналии, у древних римлян проходили совсем не так, как мог бы предположить непосвященный. Сатурналия — это вовсе не чинное шествие старцев (старец — распространенный символ Сатурна) в черных (цвет Сатурна) одеждах. Нет, сатурналия — это время, когда на поверхность выходили хаос, безумие, оргия и шабаш. Это время одной сплошной оргии и смешения ролей — господа прислуживали своим рабам. Оргии происходили в начале вхождения Солнца в дом Козерога — дом холода, когда только самая грубая и первобытная сила может оживить замерзающий мир.

Архетип сатурналии не имеет ничего общего с радостными дионисийскими мистериями Солнца, хотя внешне у них были определенные сходства. Сатурналии гораздо ближе образ пира во время чумы, когда последний импульс жизни стремится выплеснуться в оставшиеся минуты перед неизбежной смертью. Перед смертью позволено все — опьянение, содомия, оргия, ибо через это изливается жизнь в своей последней капле.


Французы называют оргазм «маленькой смертью». Эта близость сексуального и смертельного, которую мы уже отмечали, проявляется в двух арканах Таро — тринадцатом и пятнадцатом. Смерть и Дьявол, Нун и Аин являются взаимодополняющими архетипами, в которых сексуальное связано со смертью, но если аркан Смерть относится к женскому началу как эротизм смерти соблазняющей, очаровывающей и растворяющей, то
эротизм Дьявола имеет иную природу — это грубая мужская энергия, в последнем порыве на бешеной скорости мчащаяся к экстазу саморазрушения.

Выразитель архетипа аркана 15 — не воин-солдат. Это воин-берсерк. Одиночка. Террорист-смертник, решившийся на последнюю атаку. Он знает, что умрет. И эта неизбежность смерти превращает все его существо в один напряженный возбужденный фаллос. В Таро Кроули Дьявол и изображается как фаллос — это очень точно символически, в этом нет пошлости. Психологическая правда здесь в том, что одержимый — не «некто с возбужденным фаллосом», а «некто, превратившийся в один возбужденный фаллос», который на пике возбуждения готов излить семя жизни.

Дьявол связан с
архетипом мятежника, бунтовщика, который даже не рассчитывает на победу. Его бунт — это бунт одиночки, заведомо обреченного на гибель, но гибель для него является одновременно кульминационной точкой экстаза. Ибо это одержимость. Дьяволу близок сатурнический принцип античной трагедии, к пониманию которого пришел и Ницше. Ницше первым увидел за внешней трагичностью финальной гибели героя дионисийское исступление, опыт предельного наполнения жизнью, которое на пике переходит в смерть.

Каббалистически Дьявол соответствует
букве Аин, название которой означает «глаз», «око». На картине этого аркана увенчанный венком козел (обратите внимание: в античности увенчивали козлов, предназначавшихся в жертву божеству, так что его дальнейшая судьба представляется очевидной) изображен с третьим глазом во лбу. Кроули говорит в «Либер Самех»: «Сатана, ты есть Око, ты есть вожделение».

Сила зла несомненна, и мы не без оснований его боимся. Здесь не помогут ни молитвы, ни благочестивые слова, ни магические речи. Когда грубая сила приходит за тобой, ничто не поможет. Как только зло безжалостно овладевает тобой, ни отец, ни мать, ни правда, ни стена, ни башня, ни броня, ни защитные силы не помогут тебе. Бессильно и безнадежно ты падаешь в руки высшей силы зла. В этой битве ты совершенно один. Поскольку я хотел родить моего Бога, я также хотел зла. Тот, кто хочет создать вечную полноту, также создает вечную пустоту. Нельзя предпринять одного без другого. Но если ты хочешь спастись от зла, ты не создашь Бога, все, что ты делаешь, прохладно и серо. Я хотел моего Бога ради благодати и бесчестья. А значит, я хотел и моего зла. Но я хотел, чтобы мой Бог был могучим и превзошел пределы счастья и блеска. Только таким я люблю моего Бога.

И блеск его красоты также заставил меня испробовать самое дно Ада. Нет ничего более важного для зла, чем его глаз, ибо только через его глаз пустота может завладеть блестящей полнотой. Из-за того, что пустоте не хватает полноты, она жаждет ее и ее сияющей силы. И она пьет ее при помощи своего глаза, который способен воспринять красоту и незапятнанное сияние полноты. Пустота бедна, и если у нее не будет глаза, ее положение безнадежно. Он видит прекраснейшее и хочет поглотить его, чтобы испортить. Дьявол знает, что прекрасно, и потому он —
тень красоты и следует за ней повсюду, ожидая момента, когда прекрасное и благодатное пытается дать жизнь Богу.

Схожие идеи мы можем наблюдать и у Жоржа Батая в его «Истории глаза», где глаз связывается с фаллосом и Солнцем.

Давайте попробуем понять, что же значит для нас
глаз. Во-первых, надо сразу обозначить один важный момент: символика глаза в одинаковой степени актуальна для двух больших арканов — Дьявола (чей козел имеет третий глаз, а путь называется Аин) и Башни (где именно через открытое око Бога разрушается гарнизон). Поэтому к символике глаза нам придется вернуться еще по крайней мере один раз. Крайне любопытно, что эти два аркана находятся в непосредственной близости, словно правый и левый глаза Гора.

Кроули сближает
Око и Вожделение. В самом деле, именно глаз является главным «эрогенным» органом. Магнетический взгляд, правильно направленный на объект, притягивает эротически задолго до непосредственного перехода к делу. Глаз — это врата, через которые внешний образ попадает во внутреннее пространство. Как орган зрения, глаз символизирует, с одной стороны, способность осознавать (жить — значит видеть), а с другой — способность попадать под очарование внешних объектов. И именно в точке глаза происходит встреча двух субъектов.

Глаз, как и лоно, служит вратами. Независимо от пола через глаза в наше «я» проникают образы мира и овладевают нами, вызывая у нас желание овладеть ими. Именно поэтому глаз — это символ трансгрессии, нарушения границ. Дальнейший анализ символа глаза мы продолжим в следующей главе, а пока подведем итог по Дьяволу.

Дьявол — это не зло в чистом виде. Даже одержимость порой может освободить от слишком узких границ привычного мира, заставив соприкоснуться с Неведомым.

Олег Телемский "Таро для всех и для никого" castalia.ru