Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия: Воздержание, Равновесие, Дочь Единства.

Названия на других языках: La Temperanza, La Temperance, The Temperance, Der Geist.

Астрологические соответствия: Весы и Стрелец, Юпитер и Венера.

Каббалистическое значение: умеренность.

Оккультное значение: умеренность.

Физическое значение: плод (ребенок – прим. переводчика).

Историческая фигура: Альберт Швейцер.

Места: большая ферма; красиво обставленный дом; собственность; имение; процветающая фирма.

Предсказательное значение в прямом положении:
  • умеренность и терпеливость;
  • умение приспосабливаться; то, чего можно достичь упорством и терпением;
  • возвращение домой, в семью;
  • домострой;
  • завершение старых дел;
  • воздержанность;
  • укрощение страсти;
  • хорошее влияние благожелательно настроенных людей;
  • приспособление;
  • контакты с настоящими друзьями;
  • обновление старых связей;
  • скромность;
  • точность;
  • мастерство;
  • привязанность;
  • медленное развитие чувств;
  • ощущение внутренней устойчивости;
  • умение смотреть на дела трезво и со стороны;
  • удачные партнерские отношения;
  • взаимопонимание в паре;
  • забота о собственности;
  • умение хорошо распорядиться наследством;
  • продвижение на более высокую социальную позицию;
  • престиж;
  • витальность;
  • поддержание хорошей физической формы;
  • достижение состояния внутреннего равновесия.
Тип человека в прямом положении; уравновешенный человек; светский или духовный наставник; человек, развивающийся духовно.

Предсказательное значение в перевернутом положении:
  • пустая трата энергии;
  • мотовство;
  • слишком широкая благотворительность;
  • внутренняя дисгармония;
  • нетерпеливость;
  • затянувшееся дело, в котором нет надежды на ожидаемый результат;
  • цель, достигаемая очень медленно;
  • борьба с трудностями;
  • отказ от усилий;
  • конфликт противоречивых интересов;
  • враждебность кого-то из близких;
  • сотрудничество, которое не приносит никаких результатов и удовлетворения;
  • трудности в понимании других людей;
  • конфликты с окружающими;
  • беспомощность или усталость;
  • упущенные шансы;
  • ублажение себя, неумение отказать себе в чем-то;
  • недоразумения в доме;
  • злость и напряжение;
  • излишняя чувствительность;
  • извращенная чувственность;
  • болезни печени или почек.
Тип человека в перевернутом положении: неуравновешенный человек с больной психикой; тот, кто ни с чем не может справиться; человек, игнорирующий потребность духовного развития.

Психологическое значение: Подумай хорошенько, адекватен ли твой подход к жизни и другим людям; не нарушаешь ли ты своим поведением равновесие другого человека или свое собственное? Попробуй уделить хоть немного любви своим близким и себе самому. Ты находишься в непрерывном процессе, который на человеческом языке называется жизнью. Сейчас наступает благоприятный момент, чтобы остановиться и подумать, что из прошлого ты хочешь взять с собой в дальнейший путь. Тщательно взвесь это, чтобы не перегрузить себя ненужным балластом и не перенести в будущее лишних проблем и комплексов. Не поддайся искушению навсегда остаться в состоянии подвешенности между прошлым и будущим, ибо тогда жизнь сама начнет толкать тебя вперед и это может оказаться слишком болезненным. Помни о том, что ты не один на свете, – вокруг тебя тоже живут люди.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Равновесия (Воздержания)

"Слова Посвященного, подобно семенам, полны жизни и энергии". (Ди Мелло "Пение птицы")

Людей, которые выявили, поняли и попробовали исполнить свою миссию на Земле значительно больше, чем можно предположить. Одни известны и смогли так или иначе прославиться (хотя они и не заботились о популярности), как, например, Мать Тереза из Калькутты или Альберт Швейцер, другие же реализуют свои задачи в меньшем масштабе. Но все они выделяются из толпы обыкновенных людей.

Среди суеты и смуты современного мира, где люди все время куда-то спешат, эти избранные находят время на рефлексию и размышление, умеют созерцать и видеть то, что их окружает. Они знают, что пришли на землю не только для того, чтобы просто прожить жизнь, а для того, чтобы что-то дать людям. Они стремятся оставить след в мыслях и душах своих современников и в последующих поколениях. Они не прибегают к насилию, им чужда агрессивная идеология крестоносцев. Они воздействуют собственным жизненным примером, убеждая не столько словами, сколько поступками. Они не изображают из себя святых, так как по сути своей ими не являются. Это люди из крови и плоти. Им тоже случается совершать ошибки, да они и не утверждают, что безгрешны и совершенны. Но, выбрав путь внутреннего развития и пройдя его до конца, они знают, что он сулит, и пробуют передать это другим, надеясь, что и другие смогут обрести
состояние Равновесия.

Спокойствие души, но не безразличие; отстраненность от будничных дел, но не игнорирование быта; хорошее расположение духа, но не зазнайство; глубокомысленность, но не в ущерб непосредственности; мудрость, но не ортодоксальное знание; ощущение безопасности, но не беззаботность, – все это включает
понятие Равновесия. С самого начала своего пути человек любой ценой хотел добиться именно этого. Он пробовал вымолить его у Бога, завоевать оружием, купить за деньги или обменять на товары. Он создавал иллюзию Равновесия в своей жизни, пытаясь освоить внешний мир. Но все это было, однако, очень непрочно, и даже если Равновесие возникало на некоторое время в жизни человека, то он не имел никакой уверенности в том, что это навсегда. Только путь духовного развития, инициированный Отшельником, проводящий через множество кругов человеческой судьбы и множество оборотов Колеса Фортуны, позволяющие в совершенстве познать себя и Силу, скрытую в нашем внутреннем мире, путь, открывающий ценность медитации, молитвы и непосредственного контакта с Богом, переворачивающий прежний взгляд на мир с ног на голову в позиции Повешенного и ведущий через трансформацию к Смерти большинства наших прежних представлений, может привести к Равновесию.

И это – только первая ступень лестницы ведущей к Посвящению. Человек, стоящий на этой ступени, уже может не заботиться о хлебе насущном и других бытовых потребностях. И не потому, что он "выше" этого – каждый из нас здесь, на земле, должен есть, одеваться и иметь убежище. Об этом мечтал еще Глупец, и мы все нуждаемся в том же самом. Но люди, достигшие Равновесия, смотрят на это совсем иначе. Они открыли закон всеобщего благоденствия. Они знают, что, чем больше они отдадут, тем больше получат обратно, и поэтому стараются отдавать как можно больше. Самым трудным здесь было понять, что возвращается не всегда то, что человек отдает и что хочет получить взамен. Это уже связано с его миссией на Земле. Человек должен дать миру то, что умеет делать лучше всего, для чего он призван, что является его миссией. Если кто-то пришел в мир, чтобы лечить людей, а сам при этом предпочитает ремонтировать машины, он никогда не сможет удовлетворить своих потребностей, так как дает миру не то, что должен, и, соответственно, не получит взамен то, что хочет получить.

Достижение состояния Равновесия позволяет человеку спокойно обдумать свою жизнь, поразмыслить над проблемой своей реализованности, оценить правильность сделанного выбора, вглядеться в свою душу и в ней найти ответы на любые вопросы, ибо иначе их найти нельзя.

Внутреннее Равновесие позволяет человеку смело идти по жизни. Только оно побеждает страх, который живет в нем еще со времен Глупца, дает ощущение осознанной безопасности. Сила человека заключена в нем самом, а мир устроен так, что платит людям той же монетой, которую от них получает. Чем больше в людях агрессии, зла и ненависти, тем чаще происходят войны, трагедии и всяческие катаклизмы. Усвоившие это руководствуются в своей жизни любовью и терпимостью, и к ним возвращаются те энергии, которые они излучают. Это, разумеется, вовсе не означает, что человек, достигший Равновесия, получает только положительные эмоции, и не сталкивается ни с какими проблемами, бедами и несчастьями. Ему тоже приходится страдать, переживать трудные минуты, решать сложные задачи. Но в его жизни это происходит значительно реже, и он гораздо легче с этим справляется. Именно благодаря Равновесию и внутренней силе, которую она дает, человеку удается находить выход из трудных ситуаций, вызывая порой недоуменное восхищение окружающих.

Равновесие учит жить в гармонии с природой, чувствовать ее красоту, видеть хорошее в каждом человеке, отделять земное, а значит, материальное, от духовного и Божественного, жить в согласии с Богом, собой и внешним миром, привнося в него активное творческое начало. Многие люди уже ощутили это состояние, но есть и те, кто понял, что это – еще не конец пути духовного развития. И они продолжают идти дальше, хотя здесь могут натолкнуться на самое существенное препятствие, преодоление которого открывает уже неограниченные возможности в совершенствовании и достижении высших ступеней Посвящения. Но если его преодолеть не удастся, оно в состоянии уничтожить человека или разрушить то, чего он прежде достиг, вынудив его повторить уже пройденный путь сначала. Этим препятствием является искушение, символизируемое Дьяволом.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Гармония.

БУКВА:
Нун = Н, символ = плод, рыба. Числовое значение = 50.

ЧИСЛО:
14 = 2x7. Число помощи, ср. 14 святых «помощников в беде» (в католической церкви).
14 помощников, сопровождавших Нага- ля, божество города Кут, из Вавилона в Подземное царство.
За 14 суток растущая Луна достигает своего полного могущества в полнолуние. 4х14=56=число Младших Арканов. Родившись на свет, Будда сделал 56 шагов, по 14 в направлении каждой из четырех сторон света, семь туда и семь обратно.


К.-Г. ЮНГ
«Физическая энергия - капризная вещь, она всегда требует выполнения своих собственных условий. Этой энергии может быть сколько угодно, но воспользоваться ею нам не удастся до тех пор, пока мы не создадим необходимого перепада (температур, давлений и т.п.)».


ЦИТАТА

«Счастье - нелегкая вещь: его так трудно найти в самом себе и вообще невозможно найти где бы то ни было еще».
Шамфор

ОБРАЗЫ:
Основная добродетель - чувство меры, гармония, в противоположность отсутствию чувства меры в следующем Аркане.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО:
Белая жидкость в красном и синем кувшинах (символизирующих тело и дух) - это чистая эссенция энергии. Пятилепестковый цветок на месте третьего глаза. Древнеегипетский амулет (Мена) представлял собой узкогорлый кувшин (мужское начало), из которого жидкость перетекала в широкогорлый (женское начало). Он олицетворял единение полов и должен был придавать людям половую силу в загробном мире.

ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА: Ангел со знаком Солнца на лбу, возможно, архангел Михаил, проводник душ умерших к вечному Свету. Тропа, ведущая к свету, к Солнцу, в котором скрыта корона. На груди ангела - треугольник небесных сил внутри квадрата сил земных: тело как храм Божий; также - божественное действие на Земле. В складках одеяния ангела над квадратом читаются еврейские буквы тетраграммы Имени Божиего - JHVH.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ: «Умеренность» - перевод не самый точный. Возможно, исходное «Temperance» идет от латинского temperare - «смешивать» что-либо, для чего требуется и верный глаз, и верная мера (алхимия). Алхимики называли карту, помещавшуюся между (над) Смертью (XIII) и Адом (XV), «Любовью», считая ее всепобеждающей и все преобразующей силой.

СОВЕТ:
Жадный никогда не насытится.

КАЧЕСТВО:
Уравновешенность, терпение, доверие. Принимай себя таким, каков ты есть.

ЦЕЛЬ:
Внутренняя и внешняя гармония. Философский камень. Полная самореализация. Жизнь в ладу с самим собой.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА:
Нотариус Мариус

Старый нотариус Мариус жил
так же, как говорил:
Пил и курил немного, немного ел и дурил. Деток родил, сад посадил
и денежек накопил. Хотя иногда по утрам просыпался в ужасе и без сил.
И все же: Старый нотариус Мариус жил и почти не тужил,
Ибо всегда был немного «за» и «против» немного был,
И фатерланду родному он верой и правдой служил.
Только Освенцим, пожалуй, немного его огорчил:
«Надо знать меру», - вздыхал он, -«я всегда это говорил».
Ф. Дегенхардт


ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
(плюс) Терпение, разумность, дипломатичность, уравновешенность, гармония, любовь.
(минус) Немочь, излишества, капризы, неуравновешенность.


СИНТЕЗ:
Эта карта, которую лучше было бы назвать «Чувство меры», олицетворяет умение расслабляться, внутренний покой и гармонию. Этим она отличается от карты Справедливости (VIII), уравновешенность которой основывается на равновесии противоположно направленных сил, то есть на напряжении. Это - гармоничный поток энергии, очевидно текущий в обоих направлениях (из красного кувшина в синий и наоборот), что символизирует равновесие между сознанием и подсознанием, результатом которого становятся внутренние мир и покой, ощущения единства своего существа, а не разлада и расколотости. Благодаря этому складывается гармоничное взаимодействие интуиции, подсознания и окружающей нас реальности.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Период гармонии, внутреннего покоя и радостной легкости. Или - приятное ничегонеделание. Гармония в отношениях с другим человеком - или влюбленность. Забота о физическом теле или вообще о здоровье. Даже с повышенными требованиями (по работе) мы справляемся легко и с радостью.

Хайо Банцхаф "Основа таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
14. УМЕРЕННОСТЬ

Значение карты Умеренности станет понятнее, если мы переведем его как "Верная мера". Она составляет позитивную противоположность следующему за ней Аркану Диавола, символизирующего неумеренность. "Умеренность" же характеризуется такими качествами, как гармония, сбалансированность, беззлобность и душевный покой. Эта карта соответствует тому счастливому состоянию, когда человек чувствует себя, любит себя и находится, поэтому в гармоничном равновесии с окружающим миром. Если вопрос касается здоровья, психического или физического, то Умеренность означает хорошее самочувствие или выздоровление.

РАБОТА: Здесь она означает, что к работе нужно, прежде всего, подходить сбалансированно и беззлобно. Требуется как дружеская, гармоничная атмосфера в группе, так и нормальный, никем и никуда не подгоняемый рабочий ритм, позволяющие действовать "с чувством, с толком, с расстановкой". Тогда все задачи, раньше разрешавшиеся только в порядке аврала и жуткого стресса, можно будет выполнить спокойно и без напряжения. Причем это вовсе не означает лености, слабости, пофигизма, а тем более халтуры. Наоборот: это и есть то самое душевное спокойствие, которое позволяет действовать быстро, эффективно и целенаправленно (ср. наставления Дзен в искусстве стрельбы из лука).

СОЗНАНИЕ: На уровне сознания "Верная мера" означает гармоничное единение духа, души и тела. То есть нам нужно, прежде всего, договориться с самими собой, войти в резонанс с Космосом, обрести мир в душе, полюбить себя - и забыть о карьеризме-соперничестве, о самокопании и самоедстве из-за пустяков. Осознав, ощутив это, мы приобретем, способность совершенно естественно, безо всяких амбиций, восстанавливать вокруг себя мир и покой, помогать другим найти свое счастье и служить им достойным образцом.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Период мирного, счастливого единения душ, дружбы, доверия и взаимности. Это возможно лишь при полном душевном покое. А его, в свою очередь, можно достичь лишь тогда, когда главным для нас станет не успех во внешнем мире (на работе, в политике и т.д.), а тонкость и теплота отношений друг с другом, не показное благополучие семьи, а скромность и простота внутри ее. Еще эта карта может указывать на скорое заключение нового знакомства, новой связи.

Астрологическое значение : Плутон как знак темной силы.

Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН XIV. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ

На картинке Аркана — ангел, переливающий жидкость из одного сосуда в другой. В средние века этот сюжет служил аллегорией умеренности, так как в одном из кувшинов находилось вино, а в другом — вода, которой это вино следовало разбавлять. С течением времени это значение забылось, и карту стали трактовать менее конкретно. Основная идея этого архетипа — мировая гармония, закон сохранения массы и энергии, закон гомеостаза.

В личных раскладах и при оценке душевного состояния в зависимости от сопутствующих Младших Арканов отражает степень уравновешенности психических процессов человека.

В раскладе на ситуацию говорит о том, что существенных изменений не произойдет. При положительных Младших Арканах может означать мирное урегулирование конфликта.

Воздержанность лишний раз напоминает: там, где потеряно, — обязательно прибудет, а там, где переполнилось, — отольется, поэтому не стоит гнаться за сверхприбылью и горевать об убытках.


А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
XIV Умеренность / The Temperance / la Temperance / Die Mäßigkeit

Умеренность, иногда Воздержание, что неправильно, потому что в виду имеется опять-таки одна из четырех важнейших, по Аристотелю, добродетелей.

Карта изображает женщину, держащую в руках два кубка (кувшина): из одного в другой переливается вода, символизируя вечный круговорот энергии во Вселенной. Отсюда – ее название в Египетском Таро:
Два Сосуда. За плечами у нее два крыла: это – Ангел Времени, “Солнечный гений”. как называли ее в старину. На груди украшение в виде треугольника, заключенного в квадрат: символ духа, сокрытого в материи. Обычно ее изображают стоящей на берегу реки или прямо на поверхности воды, и тени она не имеет.
Она (или он) прошла царство теней, оставив далеко позади и свое тело, и свою тень, и свое прошлое. Теперь она сосредотачивается перед полетом в будущее, собираясь с силами, которых осталось немного, но достаточно, чтобы добраться до цели – до царства света и солнца. Река, перед которой она стоит – одна из рек подземного царства, но не Лета, река забвения, а Стикс, водами которой клялись греческие боги. Это дает ей надежду[1].

Карта Умеренности – последняя карта второй семерицы, также означающая конец одного жизненного этапа и скорое начало следующего.

Смысл карты: сосредоточься, соберись с силами и будь милосерд к окружающим тебя людям. Тебе предстоит перемена в судьбе, возможно, далекое путешествие. Но пока наступила передышка. Используй же ее, чтобы еще раз подумать: что же возьмешь ты с собой из прошлого в будущее?

Да, говорит эта карта (в прямом положении), сейчас тебе приходится трудно – и кажется, что не хватит сил дойти до цели. Но тут надо вспомнить известный принцип “школы выживания”: ну еще хоть десять шагов, еще хоть пять, хоть один шаг! И еще один, самый последний. И – смотри! – вот ты и дошел до цели.

При ответе на вопрос об исходе задуманного дела обещает успех лишь тому, у кого хватит терпения и выдержки.

В иных ситуациях может означать успешные контакты за границей: поездки, деловые взаимоотношения или даже переселение “на постоянное место жительства”.

Ну и, конечно, она может иметь буквальное значение: “ничего слишком”, как говорили древние, то есть следует соблюдать умеренность во всем (иначе сил не хватит достичь цели).

В перевернутом виде означает, что сил дойти до цели не хватит, поэтому от задуманного лучше отказаться. Контакты с зарубежными странами неудачны. Или – излишества, которые, как известно, вредны.

Для бизнесмена перевернутая Умеренность – совет временно умерить свои аппетиты, затихнуть, “заморозить” фирму и переждать месяца три, если не больше.

[1] В “Таро Водолея” этот Аркан скорее соответствует кроулевскому “Искусству”, символизирующему алхимический процесс Великого Делания, то есть совершенствования тела, души и духа.


Евгений Колесов "Толкования"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
«УМЕРЕННОСТЬ» (XIV)

Умеренность – одна из четырех античных добродетелей, три из которых представлены в Старших арканах Таро. Как правило, на карте изображается аллегория Умеренности. В кроулианской традиции, как наиболее последовательном развитии современной системы Таро, «Умеренность» сменяется алхимическим «Искусством» – благодаря символике смешения жидкостей в сосудах и трансформации их содержимого.
Классическая иконография. Женская фигура, иногда с крыльями (что необычно для добродетели, которая не является ангельской силой), переливает жидкость из одного сосуда в другой. Одной ногой она стоит на суше, другой касается воды.

Сдержанность эмоций

Умеренность – четвертая из основных античных философских добродетелей. (Отметим тут, что две из четырех добродетелей – Умеренность и Справедливость – снабжены символами равновесия – весами и двумя сосудами) С ее пониманием обычно не возникает сложностей. Она предназначена контролировать неуемные аппетиты и сдерживать бурные желания. В Древней Греции вино разбавляли водой, считая, что пить чистое вино – варварский обычай, свойственный диким скифам. Это был своего рода культурный индикатор, ставший не просто признаком бытовой и социальной культуры, но и неким эстетическим, философским мерилом человека. Цивилизованный человек Эллады умеет правильно смешивать вино и воду, умеренно соотнося свои влечения с целесообразностью.

Принцип умеренности возвел в культ великий философ, мистик и математик Пифагор. Платон в диалоге «Федр» представляет душу состоящей из двух начал: врожденного, стремящегося к удовольствиям и приобретенного, стремящегося к нравственности. Оба могут находиться в согласии, а могут – в борьбе, и тогда одно преобладает над другим. А необузданность и невоздержанность, по мнению Платона, делают невозможным созерцание божественного.
Ему следует
Аристотель, который полагал, что в душе содержатся страсти, способности и устои. Страсти влекут за собой чувства удовольствия или страдания, способности делают человека подвластным страстям, а нравственные устои позволяют контролировать их. Добродетель же может содержаться лишь в нравственных устоях, определенном складе души, скитающемся в страстях и поступках. А поскольку переживания и действия чреваты как избытком, так и недостатком, которые оба губительны для добродетели, то лучшим исходом является середина. Добродетель по Аристотелю скорее вообще некое обладание серединой. Так, скорее Умеренность для Аристотеля является наивысшей и основной добродетелью, включающей в себя остальные.

По Платону, умеренность предполагает самопознание, которое открывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием. Умеренность проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал умеренность добродетелью государства, когда «ничтожные вожделения большинства» подчинены «разумным желаниям меньшинства» и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. Умеренность государя как гармония пронизывает все государство целиком.

Мы видим продолжение этого античного взгляда на Умеренность в «Таро Элементов», XIV аркан не похож ни на какой другой подобный аркан другой колоды. Здесь это «Примирение/Справедливость». XIV аркан этой колоды связан с темой, как Справедливости, так и Суда (лозунг карты – «Я – Суд, и я же – Оправданье»). В этой системе темой суда оказались охвачены арканы XI («Закон/Система»), XIV («Примирение/Справедливость») и XX («Суд/Прощение»), а тема привычных добродетелей практически не прослеживается. Здесь именно та Умеренность Аристотеля и Платона, которая предполагает систему нравственных устоев и самосознание. Примечательно, что в обычаях на пиру в Древней Греции пропорции вина и воды могли варьироваться, но никогда не были случайными: участники пира, симпосия, сами решали, в какой степени разведено будет вино и к какому состоянию это их приведет, какому расположению духа будет способствовать. Во время симпосиев обычно не ели, а именно пили разбавленное водой вино и ублажали себя искусствами и беседой (или иными удовольствиями), что создавало определенную атмосферу каждого данного общества взрослых мужчин. Так соотношение воды и вина на пиру могло предопределять дальнейшее поведение и план действий в системе сообщества и, наоборот, характер сообщества предопределял степень разведения вина и план действий на сборище.

«Срединный путь» вне крайностей

В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности включает правильное отношение к миру и мирским благам. Умеренность предполагает уже не разумность «срединного пути», а исключительность отношения к земному миру. Обладающий умеренностью смиренен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает «мирские похоти». В отношении к телесным потребностям умеренность выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является послушным орудием духа. Христианство интериоризировало человеческую жизнь, добродетели и пороки которой воплотились не столько и не только в деяниях, но и в помыслах, фантазиях, желаниях. Микрокосмос стал намного опаснее реальной обыденности, потому и Умеренность из вполне социальной античной добродетели превратилась в мерило индивидуальной нравственности.

На карте «Умеренность», как правило, изображена аллегория добродетели, льющей воду (или некую другую жидкость) из одного кувшина в другой. Иконография карты почти не изменилась со времен ранних колод. Сейчас уже расписана значительная и богатая интерпретация этой карты. Как правило, она связана со сдержанностью «несмотря ни на что» («Ну да, будем заниматься скромным, хотя и бессмысленным занятием»); с различными алхимическими аллюзиями («Слушайте, а вдруг получится что-то еще?»), иногда встречается связь со временем (очевидно, через ассоциацию с поговоркой «переливать из пустого в порожнее»). Однако почему Умеренность занимается всем этим? Ответ в символике иконографии XIV–X V веков. Тогда думали по-другому. Не то чтобы намного проще, но вкус и привкус того символического подхода (отличного от теперешнего) ни с чем не спутаешь. Женская фигура на карте разбавляет вино водой. Кстати, впоследствии «Умеренностью» назвали одно трезвенническое движение в Америке.

Аллегория Умеренности того времени еще изображалась с удилами во рту или в руке (символ жесткого сдерживания), с часами (тема размеренности жизни) – в том числе на голове, а также с перевязанным мечом (на фреске Джотто она лукаво и стеснительно держит завязки), а также на олене, рядом со слоном и горностаем (все эти животные также ассоциируются с умеренностью, например, слон – потому что большой, а ест немного; горностай – потому что белый и пушистый). Кроме того, достаточно широко использовалась аллегория Умеренности эпохи Возрождения – с факелом и кувшином, что означало «вода тушит огонь вожделения».

Появление крыльев у фигуры Умеренности
в Марсельском Таро – одна из загадок истории Таро. В христианской иконографии не существует никакого ангела, переливающего воду из одного сосуда в другой. И аллегория Умеренности никогда не изображалась сидящей на троне, что могли бы счесть на стертых колодах крыльями и неправильно перерисовать. Некоторые исследователи (Том Тэдфор Литтл) полагают, что это связано с представлением об ангельских силах, которые доставляют душу человека прямо от смертного одра туда, куда положено, а в Марсельской колоде и многих других эта карта занимает позицию между Смертью и Дьяволом. Кроме того, они считают, что это может быть связано с тем, что эта добродетель – именно в соседстве с угрожающими фигурами – призвана заботиться о душе человека в наибольшей степени, оттого у нее и крылья.

Новое время и век Просвещения принесли новую идею, «культуру себя», принцип согласованности душевного и телесного здоровья, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела.
Умеренность обеспечивала человека независимостью от всего того, над чем он властен. Это была своего рода самозащита от опасности безумств и расточительства, как телесного, так и душевного или духовного. Экстатика была уже не в чести, сдержанное благополучие протестантизма задавало и тон Умеренности.

В колоде Уэйта мы видим фигуру ангельскую, а значит, не мужскую и не женскую, переливающую из одного кубка в другой «субстанцию жизни». Карты Таро одномоментны, потому судить о происходящем можно лишь по запечатленному мгновению. Здесь также присутствует дорога, ведущая между горами, ввысь к сверкающей короне, – это очевидный символ «срединного пути», ведущего к просветлению духовности. Ирисы соответствуют богине радуги Ириде, в то время как само слово «радуга» на древнееврейском было также обозначением зодиакального знака Стрельца, знака этой карты. Толкование этой карты в данной традиции говорит о «пассивной сдержанности», «приоритете золотой середины», скорее особой динамике процесса в сочетании со смирением перед обстоятельствами.

Потомок колоды Уэйта, «Романтическая Викториана», созданная Карен Махони и Алексом Уколовым по картинам художников Викторианской эпохи, символистов и сентименталистов, предлагает интересный вариант видения этой карты. Здесь ангельская фигура с нимбом и крыльями балансирует на самом краю лодки, успокаивающим жестом, будто примиряя лодку с морем. Значение карты в этой колоде связано также со «срединным путем», сдержанностью и балансировкой, но подчеркивается гармония именно гибкости, подвижности (а не лишь стойкости), сочетание порядка и естественности течения событий, некий дзенский способ восприятия мира. Таково развитие идеи Умеренности в уэйтовской традиции современных колод.

Прекрасным метафорическим образом к этой карте для меня оказались многие песни и стихи украинской группы «Флер» (Fleur) Вот, например, песня «Шелкопряд» (из альбома 2006 года «Все вышло из-под контроля»):

Я незаметно на дереве в листьях
Наполняю жизнь свою смыслом,
Пряду свою тонкую нить.
Нас очень много на дереве рядом,
И каждый рожден шелкопрядом,
И прядет свою тонкую нить.


А моря до краев наполнялись по каплям,

И срослись по песчинкам камни,
Вечность – это, наверное, так долго.
Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шелка. <…>


Я не умею чего-то еще,
Я – маленький червячок,
Мир безумный проносится мимо.
А мы создаем своими руками
Невесомые тонкие ткани,
Красота вполне ощутима. <…>


Алхимическое искусство

В «Таро Тота» Кроули эта карта носит название «Art» («Искусство»). На карте изображено свершение священного Алхимического Брака. Это завершение процесса, начатого в VI аркане «Влюбленные». Это стадия Великого Делания, представляющая собой смешение противоположных стихий. Кроули описывает ее так: «На карте изображено Свершение Царственного Брака, который был заключен в Ату VI. Черные и белые персонажи слились в единую андрогинную фигуру. Соединились между собой даже Пчелы и Змеи, украшавшие их одежды. Красный Лев стал белым и возрос в размерах и значимости, а Белая Орлица, также увеличившись, стала красной. Лев обменял свою красную кровь на белую клейковину Орлицы. (Понять эти термины смогут только знатоки алхимии.) Равновесие и взаимообмен совершенным образом представлены и в самой центральной фигуре: у белой женщины теперь черная голова, у черного короля – белая. Женская голова увенчана золотой короной с серебряным обручем, мужская – серебряной с обручем золотым; но белую голову, ту, что справа, дополняет действием белая рука слева, держащая кубок с белой клейковиной, а черной голове, той, что слева, соответствует черная рука справа, которая держит копье, ставшее факелом, и изливает из себя пылающую кровь. Огонь воспламеняет воду; вода угашает огонь» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Толкуя эту карту, он добавляет: «Многое из того, что современные люди считают невежеством, воспринимается так лишь потому, что сами они невежественны в том, над чем размышляли люди былых времен. В нижней части этой карты, например, изображены гармонично соединившиеся друг с другом Огонь и Вода. Но это всего лишь грубый символ духовной идеи, которая заключается в удовлетворении желания несовершенной стихии каждого рода довести свою формулу до совершенства, восприняв равную себе противоположность» (Там же).

Колода Хайндля следует принципу, проявленному в колоде Тота Кроули. Здесь карта прямо называется «Die Alchemie». Алхимия понимается здесь как, безусловно, духовный процесс. В этой колоде карта являет собой принцип дуальности, разделения полюсов благодаря Диагональной линии (напоминающей нам стрелу знака Стрельца), разделяющей ее на две части, красную (огненную) и синюю (водную). Огонь и Вода – две кардинальные стихии, мужское и женское начала, участвующие в алхимическом процессе. В «водной» части можно увидеть пересекающиеся круги, заимствованные с крышки колодца в Гластонбери, связанного с историей о Святом Граале. На самой карте два изображения Грааля: синий – в красной части и красный – в синей. Они повторяют тему двух сосудов традиционной Умеренности, а также добавляют ассоциации с картой «2 Чаши». Изображение солнечного затмения – слияния Солнца и Луны – также предлагает нам тему слияния двух начал. В целом эта карта в большей степени производит впечатление первичного разделения хаоса на две составляющие силы или стихии, чем напоминает об их слиянии, как было в «Таро Тота» Кроули.

В интерпретации этой карты Рэйчел Поллак (написавшая две книги об этой колоде после личного знакомства с четой Хайндль) говорит о необходимости четкого измерения и вариаций, балансировки и компромиссов. Однако добавляет, что это не все: «Алхимия» не успокаивает, а, наоборот, пробуждает. Это победа, а вовсе не «мертвая точка». В реальности она говорит об установлении контроля над собственной жизнью благодаря осознанному выбору, а не метанию между иллюзиями и настроениями.

Галина Бедненко "Старшие арканы таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
14-й аркан у О. Телемского носит название "Искусство"

Четырнадцатый аркан — одна из тех карт, имя (то есть сущность) которой изменилось в Новом Эоне. От древнего названия (Умеренность) мы перешли к современному (Искусство). Это обстоятельство символически чрезвычайно важно, поскольку в Новом Эоне роль искусства как отражения индивидуации становится значительно более важной.
Название «Искусство» может быть рассмотрено на двух уровнях: с одной стороны — применительно к искусству вообще, искусству как форме человеческого самоосуществления, а с другой — как к алхимическому искусству в том смысле, в каком понимал этот аркан Кроули.

Что касается искусства вообще, следует отметить принципиальное изменение
эстетической парадигмы. От искусства как служанки религии или искусства как воспроизведения безличных, универсальных сюжетов человечество перешло к более личному, индивидуальному искусству. Этот переход был особенно долог и труден: начавшись в эпоху Ренессанса, он принес плоды только в двадцатом веке, когда искусство в полной мере стало формой самовыражения индивидуального переживания Глубинного.

Современному человеку неинтересно искусство без Глубинного, без встречи с Иным, без неповторимого личного проживания. От примитивных и односторонних героев-масок прошлого мы перешли к сложному миру фантазии, где персонажи лишены этической однозначности и однонаправленности. Искусство перестало служить религии или морали, но обрело полноценный и самостоятельный лик вне причинно-следственных связей. Как сказал Оскар Уайльд, «всякое подлинное искусство по своей природе абсолютно бесполезно». Иными словами, искусство больше не служит, не является инструментом. Оно само — средство и цель.
Важно подчеркнуть, что изменение восприятия искусства произошло в двадцатом веке, который с эзотерической точки зрения является переломным между двух Эонов. Алистер Кроули не раз говорил: «Подлинный художник выше мага».

Итак, четырнадцатый аркан можно
отождествить с Искусством в его самом подлинном (мы стараемся избегать слова «высший») смысле. Искусство, о котором идет речь, может быть абсолютно любым (текстуальным, поэтическим, визуальным), однако его суть в том, что оно рождается от соприкосновения с самыми глубинными уровнями бессознательного. Оно не может быть подражательным, эпигонским искусством, основанным на следовании какому-либо эталону либо даже на соперничестве с идеалом. Нет, искусство Нового Эона имеет смысл только как форма выражения внутреннего опыта. Именно таким искусство стало в первой половине двадцатого века, в период его наивысшего расцвета.

С другой стороны,
искусство — это алхимия, которую по праву называли «королевским искусством». Алхимия до сих пор остается Великим Неизвестным западной культуры. До сих пор алхимию считают либо формой мошенничества или наивности, либо некоей тайной наукой, способной добыть золото и бессмертие. Однако, что бы ни говорили адепты алхимии, до сих пор никому не удавалось получить золото или тем более бессмертие, так что, кажется, сами алхимики стали догадываться, что их магистерий относится совершенно к иным, нежели материальные, уровням проявления. Так, Генрих Кунрат провозгласил: «Наше золото — не золото черни».

Золото алхимии — это
сокровища Самости, которые обретаются в процессе долгой индивидуации. Все режимы, образы и фантазии алхимиков — это точные описания психологических состояний. Однако секрет в том, что распознать эти состояния способен только тот, кто сам уже их достиг.

Суть алхимии в том, что она — первая психология бессознательного. Бессознательное — это наука Образа, Символа. Обычно считается, что образ и символ более субъективны, чем слово, однако на самом деле все как раз наоборот. Услышав слово, мы вольны связать с этим словом любое известное нам состояние, обратившись же к образу, мы способны выразить состояние неизмеримо точнее.

В этом секрет привлекательности карт Таро как нового языка, позволяющего достичь небывалой ранее нюансировки переживаний. Так, просто слово «печаль» мало что нам говорит, но когда речь идет о Тройке, Девятке или Десятке Мечей, мы сразу интуитивно понимаем, о какого уровня печали идет речь — каждая из этих карт выражает то, что можно было бы назвать печалью, но указывает на совершенно особую тональность этого переживания.


Для того чтобы понять природу четырнадцатого аркана, нам необходимо понять суть алхимии, но, поняв ее суть, мы поймем нечто большее, чем один конкретный аркан: мы получим некое новое и более целостное видение самой системы Таро.

Главная мифологема алхимии — смешение, соединение, конъюнкция. Согласно определению Юнга, «суть алхимии заключается в соединении противоположностей, как противостоящих друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающих друг друга в силу своей взаимной влюбленности». Философский камень, золото или гомункулус всегда появляются как результат именно соединения противоположностей.

Алхимия — первая психология бессознательного. Другими словами, алхимия в своих мифологемах имеет дело с чистыми психологическими структурами, изначально присущими человеку. С этой точки зрения, главная идея алхимии (превращение первичной материи в философский камень) — это идея трансформации психики из бессознательного и раздробленного состояния в состояние осознанное и целостное. Зададимся вопросом: почему именно алхимия оказывается наилучшим отражением бессознательного? В конце концов, издревле существовало множество эзотерических школ, целью которых была особого рода духовная практика, преобразующая индивида «из тьмы в свет».

В
любом сообществе бессознательное не представляется в его «сыром виде», но включается в существующий коллективный миф и фильтруется этим мифом. А что же алхимия? Секрет в том, что никакого единого алхимического мифа не существовало, если не считать общей для всех алхимиков мечты открыть философский камень (который, впрочем, каждый адепт понимал по-своему).
Алхимик всегда оказывался наедине со своим экспериментальным материалом, по отношению к которому у него не было никаких предварительных установок и знаний.


Систему Менделеева еще не открыли. Никакой единой теории относительно элементов не существует даже в зачаточной форме. Базовые алхимические понятия — такие как сера, соль и ртуть — разные алхимики рассматривают очень по-разному. Одни утверждают, что ртуть представляет женский принцип, а соль — это порождение союза серы и ртути. Другие же считают женским принципом соль.
Но соль, сера и ртуть — это три базовые единицы алхимии. И если даже в понимании фундаментальных материй разные алхимики предлагали различное видение, то что уж говорить о более частных нюансах алхимического образного ряда! Под одним и тем же названием в алхимических трактатах могли описываться принципиально различные вещи.

Возвращаясь к четырнадцатому аркану, следует обратить внимание на следующее. На классическом изображении
в Марсельском Таро архангел Гавриил переливает жидкость из одного сосуда в другой, причем струя направлена под таким углом, который в реальной жизни невозможен. Очевидно, что жидкость здесь символизирует ту энергию, которая генерируется в результате предельного напряжения всех ресурсов.

Строго говоря, начиная уже с девятого аркана мы имеем дело с алхимическим процессом преобразования, который запускается только тогда, когда все мирские задачи решены и достигнуто внешнее равновесие (аркан 8). Условием успешного Делания является герметичный, то есть непроницаемый, сосуд (аркан 9), в котором происходят циркуляция (аркан 10) и соединение, или конъюнкция (лат. coniunctio, аркан 11), за которыми следует неизбежное погружение в воду (аркан 12) и то, что в алхимии именуется мортификацией (аркан 13). В аркане 14 кульминирует ключевая идея алхимии — соединение противоположностей в третьем, андрогинном начале. Андрогин символизирует соединение противоположностей и примирение элементов, которое и является целью алхимика.

В самой алхимии идея соединения противоположностей (конъюнкции) обретала самые разные поэтические формы. Алхимики говорили о бракосочетании Солнца и Луны, Короля и Королевы, о соединении «крылатого и бескрылого», змеи и птицы, льва и дракона, серы и ртути. И это лишь малая часть сокровищницы образов алхимии!

На самом деле проблема противоположностей — это не просто одна из проблем, а фундаментальная основа человеческого бытия. Человеку свойственно видеть в бинарной перспективе. Любая наука, любое учение, любая система основаны на противопоставлении бинеров. В искусстве такими бинарными категориями являются красота и уродство, в науке — истина и ложь, в этике — добро и зло, в религии — Бог и Дьявол, в философии — дух и материя.

Ну, а в психологии... О, в психологии все гораздо сложнее, потому что она, как и алхимия, не просто имеет дело с одним из бинеров, но вынуждена иметь дело с самим бинарным принципом и его преодолением.

Простейшим бинером являются Эго и Тень, сознание и бессознательное. Как сказал один гениальный режиссер, «сознание желает победы вегетарианства во всем мире, а бессознательное отдало бы все за сочный бифштекс». Старый подход, основанный на дуалистической психологии (которая, в свою очередь. имеет корни в дуалистической религии), пытается подавить бессознательное. Куда более мудрым является подход, когда сознание ищет соединения с бессознательным, когда вместо двух путей выбирается третий. В философии это синтез тезиса и антитезиса, на уровне же души первыми о необходимости этого синтеза догадались именно алхимики. Фактически в своих лабораториях алхимики искали путь соединения света и тьмы, Бога и Дьявола.

Противоположности во всем богатстве представлены в картине шестого аркана (Влюбленные), где изображены сепарированные сознанием (мечом) бинеры. На самом нижнем (здесь это слово уместно, поскольку представлено в топографии карты) уровне мы видим изображения орла и льва (неосознанный, бессознательный конфликт инстинктивных влечений), несколько выше находятся черный и белый младенец (конфликт Эго и Тени) еще выше мы видим королевскую свадьбу Солнца и Луны (Эго и Анимы), которая может произойти в том случае, если последний, высший (верхние углы карты) бинер Евы и Лилит будет правильным образом разрешен.

В четырнадцатом аркане мы имеем дело с решением проблемы, поставленной в шестом. Орел и лев изменили свои цвета, что указывает на произошедшее соединение, а в соответствии с алхимическим трактатом «Rosarium Philosophorum» (см. «Психологию переноса» Юнга) королевская чета отныне образует единое существо, которое и осуществляет варку в чаше Святого Грааля.

Структурное сходство между картой четырнадцатого аркана и десятой алхимической гравюрой «Rosarium Philosophorum» можно обнаружить без труда. Следует обратить внимание на то, что на картинке присутствуют те же самые элементы, что и в четырнадцатом аркане Таро Кроули, — андрогин, чаша (сосуд), змеи и, наконец, ворон, которого сложно с первого раза увидеть на изображении аркана, хотя он находится в самой важной позиции. Различия между гравюрой и картой — в большей степени структурные, а не символические. Совершенно очевидно, что обе картинки указывают на одно и то же психологическое состояние.

Говоря о четырнадцатом аркане, следует обратить внимание на его местоположение. Он следует сразу после аркана Смерть и как бы ставит нас перед вопросом — есть ли жизнь после смерти? Задумывались ли вы, почему Смерть, этот жуткий, пугающий тринадцатый аркан находится не в конце, а в середине порядка больших арканов? И почему в астрологии дом смерти — не последний, двенадцатый, как логично было бы предположить, а восьмой? Наконец, почему даже в классических дзэнских картинах «Поиски быка» (символизирующих стадии укрощения ума) Пустота — восьмая картина, а не последняя, десятая?

Тринадцатый аркан определяет границу между «этой» и «той» сторонами. Но, прекратив существование на уровне второго мужества, мы обретаем ключи к последнему, предельному, третьему мужеству, которое у Пауля Тиллиха определяется как «мужество принять приятие» или Благодать. Именно здесь начинается путь за пределы всех ограничений — Королевский Путь, Бриллиантовая Дорога Гнозиса, ведущая между двух бездн и являющаяся условием подлинного искусства.

Начиная с четырнадцатого аркана архетипы, представленные в Таро, суть особо высокие модусы сознания, которые находятся как бы «после смерти», если не в буквально-физическом смысле (ибо никому неизвестно, что по ту сторону смерти) то в смысле смерти как инициатической смены онтологического статуса (именно так определяет Мирча Элиаде инициацию).

До сих пор все арканы представляли человеческий порядок. Каждый из людей в той или иной степени причастен к переживанию Матери-Императрицы и Отца- Императора, к регрессии Повешенного, наконец, к эротической страсти одиннадцатого аркана. Посвященный переживает каждый из модусов более полно, на другом уровне, но определенный минимальный опыт, необходимый для проведения аналогий, есть у всех.

Начиная же с четырнадцатого аркана мы сталкиваемся с «препятствием изложения». Арканы, которые идут «после смерти», доступны лишь тем, кто следовал завету «взять смерть в советчики». Они — живой опыт лишь для тех, кто при жизни обрел яд Урея. Остальные обречены довольствоваться домыслами и интеллектуальными конструктами, которые лишь очень приблизительно могут передать сущность стоящих за этими образами архетипов.

Четырнадцать — это начало финишной прямой предельного осуществления. Андрогин четырнадцатого аркана — это Осирис после его воскрешения, собранный его сестрой-возлюбленной из четырнадцати разбросанных по всей земле частей. Его ключевая тайна — соединение противоположностей во всех возможных формах и видах.

Миф о возрождении Осириса — это важный ключ к понимаю метафизики Таро. С возрождением Осириса мистерия отнюдь не заканчивается: состояние реинтеграции на новом уровне — это переходная стадия, необходимая для того, чтобы был зачат Гор, то есть бессмертная и подлинная сущность индивида. Осирис уходит в царство мертвых, а его сын Гор начинает свое триумфальное восхождение, преодолевая сложную череду испытаний. Вот почему именно в последних арканах мы видим такие опасные и разрушительные арканы, как Дьявол, Башня и, наконец, самое чудовищное испытание для разума и духа — восемнадцатый аркан, Луна.

Четырнадцатый аркан — это окончательное
завершение малого магистерия и одновременно ключ к великому. С точки зрения малого магистерия, именно здесь наконец-то достигается та искомая цель, которую мы можем определить как «лунно-солнечный андрогинат». Осирис возрождается андрогином — на это намекает символика джеда, или фаллоса Осириса, который создает Исида взамен фаллосу, разрушенному рыбой (Нун, тринадцатый аркан).

На каббалистическом Древе Жизни путь Самех, соответствующий аркану 14, находится между Тифарет (сфирой Солнца) и Йесод (сфирой Луны), что уже само по себе указывает на соединение противоположностей, ведь именно соединение Солнца и Луны является излюбленным сюжетом алхимиков.

Но четырнадцатый аркан — это не столько само соединение, сколько
итоговый результат, андрогин. Сущность четырнадцатого аркана — трансцендентная функция, соединение противоположностей внутри отдельно взятой психологической структуры. Карл Юнг определял трансцендентную функцию как способность психики примерять изначально конфликтные и несовместимые идеи, устремления, образы.

В большинстве колод прошлых веков на этой карте изображен ангел (в переводе с древнегреческого — «вестник, посланец»). В античной традиции фигуре ангела эквивалентна фигура Гермеса, который выступает в качестве посланника богов Олимпа. Вероятно, этот фактор заставил Кроули акцентировать алхимическую (герметическую) коннотацию образа — уйдя от христианского образного ряда, он сохранил функциональный смысл карты.

Гермес-ангел — это не только вестник как носитель информации, но прежде всего летучий агент связи, астральный агент, сопрягаяющий разные планы. Если на миг предположить невозможное и изъять его из мироздания, результатом такого мысленного эксперимента будет мир, лишенный малейшей связи между различными уровнями, с монадами, инкапсулированными в самих себе и лишенными какого-либо творческого или коммуникативного потенциала. Ангел — это условие холистической реальности, тот, кто обеспечивает связь между небом и землей, адом и раем, духом и плотью, мужским и женским. Ангел — это олицетворение метафизической природы связи; это тот, кто приносит вести от противоположного полюса, кто обеспечивает семя Ян в поле Инь и семя Инь в поле Ян.

В более узком психологическом смысле четырнадцатый аркан соответствует
посланиям от Самости, нашего сокровенного истока бытия. Эти весточки приходят к нам через случайные встречи, совпадения, очень вовремя вошедшую в резонанс с нашими мыслями книгу, песню или просто образ, уловленный в окружающем мире. Я помню, как после пробуждения от красивого сна, в котором меня затопили воды, я подошел к окну и увидел, что на соседней стене граффитчики написали «Aqua Permanent». Они, конечно, прославляли свою любимую рок-группу, но я-то понял, что это означает для меня. Гермес. Гавриил. Посланник.

Центральным символом четырнадцатого аркана является
алхимический сосуд, тигель. Это «герметический кратер», о фатальной утрате которого в западной культуре так много писал Юнг. Впервые этот образ появляется в седьмом аркане, но то, что действующему Эго представляется вдохновляющим идеалом и путеводной звездой, здесь является главным оперативным инструментом, в котором происходит процесс.

Противоположности не могут быть соединены механически и рационально. Это не интеллектуальная, а символическая работа, и главную роль в ней играет Святой Сосуд, в котором происходит реакция. Фактически это означает полное расплавление всех существующих форм, возвращение элемента в состояние первичной материи, чистой тьмы и чистой потенциальности. И именно из этого состояния происходит рождение новой целостности.

Теневым значением четырнадцатого аркана является
статичное состояние. Когда все противоположности соединены, когда все конфликты решены, когда кажется, что грань бытия выпрямлена, — возникает большой заряд энтропии. Здесь мы имеем дело с парадоксом — целью Делания является Самость, которая есть единство. Но в состоянии предельного единства невозможны движение, развитие, эволюция. Восточный путь, зациклившийся на четырнадцатом аркане, в конечном счете привел к стагнации и отсутствию какого-либо эволюционного культурного движения. Восточный мистицизм глубок и утончен, но его тенью является досадное пренебрежение внешней реальностью, поэтому грязь, нищета и пассивность столь распространены в таких в высшей степени духовных цивилизациях, как Индия.

Именно в качестве преодоления энтропии в следующем аркане появляется фигура Дьявола — вечного нарушителя энтропии, разрушителя, бросающего вызов устоявшимся и гармоничным структурам бытия.

Олег Телемский, "Таро для всех и для никого" castalia.ru