Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1
Другие названия: Коса, Дитя Великих Изменений, Трансформация, Повелитель Братства Смерти.

Названия на других языках: La Morte, La Mort, The Death, Der Tod.

Астрологические соответствия: Плутон и Скорпион.

Каббалистическое значение: любовь и уничтожение.

Оккультное значение: женщина.

Физическое значение: изменение направления энергии.

Историческая фигура: Отец Максимилиан Колбе (человек, погибший ради спасения детей в Освенциме во время Второй мировой войны. К этому же типу можно отнести Данко из рассказа М. Горького или легендарного Ивана Сусанина. – Прим. переводчика).

Места: новое место жительства; новая страна или город; собственный дом, в котором происходят революционные изменения.

Предсказательное значение в прямом положении:
  • трансформация;
  • переход от одного жизненного этапа к другому;
  • отказ от старых проблем;
  • возрождение, восстановление, регенерация энергии;
  • изменение системы ценностей;
  • глубокое внутреннее изменение;
  • радикальные изменения в мировоззрении;
  • реализация давних планов и проектов;
  • независимость;
  • новые перспективы;
  • возможность непредвиденного изменения;
  • неустойчивость ситуации;
  • психическое и эмоциональное созревание;
  • освобождение от старых обязательств и долгов;
  • новые перспективы;
  • видения;
  • неконвенциональность;
  • начало чего-то нового и неожиданного;
  • разрыв бесперспективных отношений;
  • выздоровление;
  • реконвалесценция;
  • улучшение состояния здоровья.
Тип человека в прямом положении: человек после тяжелых переживаний; человек, в котором произошли огромные изменения; старый человек.

Прогностическое значение в перевернутом положении:
  • стагнация;
  • застой;
  • пассивность;
  • потеря работы или должности;
  • увольнение или отставка;
  • прекращение дружеских отношений;
  • отсутствие внутренней устойчивости;
  • поражение;
  • скука;
  • депрессия;
  • проблемы, которые невозможно решить;
  • консервативное мировоззрение;
  • неспособность принять новое;
  • недостаток гармонии;
  • страх смерти или болезни;
  • рутина;
  • консерватизм;
  • игнорирование развития;
  • ограбление;
  • материальные потери;
  • необходимость расставания с близкими или приспособления к нежелательным условиям;
  • насильственное изменение места жительства;
  • отсутствие гармонии и внутреннего равновесия;
  • конфликты со старшими людьми;
  • суицидальные мысли;
  • реальная угроза;
  • роковые и неизлечимые болезни;
  • риск заражения серьезной инфекционной болезнью;
  • при определенных раскладах – смерть.
Тип человека в перевернутом положении: тяжело больной или умерший родственник, близкий человек.

Психологическое значение: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой. По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это – то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Смерти

"Смерть была еще прекрасней". (К. И. Галчинский "Баллада о двух сестрах")

Путь духовного развития, пройденный Повешенным, привел его через молитву и медитацию к возвращению связи с Богом, к познанию самого себя, своего внутреннего мира. Это позволило найти и понять свою миссию в жизни. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы ее исполнить и стать Посвященным. Здесь была уже необходима полная трансформация, смерть прежних взглядов, мнений и желаний, на месте которых должны появиться новые и совершенно иные.

Человек с первых дней своего существования боялся Смерти и считал ее самым тяжелым испытанием. Его пугала также ее детерминированность и неизбежность. При этом он не затруднял себя попытками разобраться, что она собой представляет, но в то же время внутренне не мог согласиться, что Смерть является концом всего. Согласно учению каждой из религий существуют загробная жизнь и бессмертие души. Нет народа, который бы не чтил память о своих умерших, не осуществлял бы погребальных церемоний и не заботился о местах захоронения. Таким образом, тысячелетиями люди пробовали превозмочь Смерть. Есть, однако, народы, которые при погребении своих близких не проливают океаны слез, а, напротив, радуются, полагая, что душа близкого им человека осуществила очередную трансформацию и достигла очередной ступени духовного развития.

Смерть сопутствует нам всю жизнь, знаменуя не только утрату родных и близких, их физический уход, но прежде всего – непрерывное изменение. Жизнь является процессом, при котором постоянно что-то отмирает, чтобы на этом месте могло народиться новое. Лучше всего это видно на примере смены времен года, когда после цветущей весны, жаркого лета, урожайной осени, приходит зима, которая приносит смерть всей растительности, усыпляет или замедляет большинство жизненных процессов, чтобы они могли вновь возродиться следующей весной.

Так же и в человеке на протяжении всей его жизни идет процесс Смерти или, говоря иначе, – трансформации. Вот появляется на свет маленький беззащитный ребенок – каким он станет через 20 лет? На его месте мы видим молодого человека, беззаботно радующегося жизни. Но кем он станет спустя еще 20 лет? Наверное, это будет зрелый мужчина, глава семьи, серьезный и ценный работник, человек умный и рассудительный? А что с ним будет еще через 20 лет? Ему уже недоступны многие радости жизни, он заканчивает свою профессиональную карьеру, у него уже не столько сил, как когда-то, а свободное время он с удовольствием проводит в кругу внуков.

Трансформация, однако, продолжается, и когда проходит еще 20 лет, перед нами старец, согбенный временем к земле, но взошедший на вершину опыта и мудрости. Неужели каждый из них: ребенок, юноша, зрелый мужчина, пожилой человек и старец, являются той же самой личностью? Перемены происходят в нас на протяжении всей нашей жизни. Трансформация – это основание для развития как физического, так и духовного, причем происходящего независимо от воли самого человека.

Но человек редко об этом задумывается и не всегда способен отдать себе в этом полный отчет. Особенно неохотно он размышляет над проблемами жизни и смерти, когда благополучен, чувствует себя в безопасности, когда у него нет сомнений в себе и в том, что с ним происходит. Так произошло и с Повешенным, который после периода смуты и хаоса, нашел спокойствие и равновесие при помощи молитвы и медитации. Ему казалось, что это – предел того, чего может достичь человек. Он хотел сохранить это состояние навсегда и пребывать в нем до конца своих дней. Но такое желание полностью расходилось с законами трансформации, гласящими, что каждая жизнь является процессом, подверженным эволюции, – то есть переменам и развитию. Повешенный не понимал и того, что, выходя на путь духовного развития, он должен переступить через смерть своих старых взглядов, которые невозможно согласовать с новым опытом и новым знанием. Возьмем, например такое понятие как случай. Сколько раз человек объяснял произошедшее в его жизни таким образом: "Это вышло случайно, это случай привел меня сюда, у меня это получилось случайно". Но, исследуя свой внутренний мир и ища в нем ответа на мучающие его вопросы, он открыл закон, что не бывает в жизни случайности, что все имеет свои причину и следствие. И ничего нельзя объяснить случаем, за все приходится брать ответственность на себя.

Так отмирают один за другим старые взгляды и на их место приходят новые. Человек начинает на своем примере понимать процесс изменений, и хотя поначалу он может чувствовать себя не в своей тарелке, но если он сознательно выбрал путь духовного развития, то смиряется с этим и идет дальше. Смерть перестает быть страшной, и он уже воспринимает ее как трансформацию, неизбежность и необходимость. Когда человек стремится достигнуть более высокого уровня духовного развития, Смерть для него уже не имеет ничего общего с физическим умиранием. Она становится озарением, расширяющим наше сознание, ресурсом внутреннего совершенствования и двигателем духовного развития. И хотя физическая Смерть является уделом всех живых существ, человек на высокой ступени духовного развития не будет воспринимать ее как необратимый процесс, поскольку знает, что это – трансформация, ведущая на новый, более высокий уровень. Насколько высокий? Это уже зависит от того, как человек выполнил миссию, с которой он сюда послан. Как это просто, правда? Но почему на земле столько несчастных людей, почему нашу планету мы называем "долиной слез"?

Понимание и реализация того, что кажется самым простым, может зачастую оказаться самым трудным. В борьбе за счастье и благополучие люди пытаются с помощью различных причудливых ритуалов откупиться от предназначения и смерти, потому что не могут поверить, что все значительно проще. А ведь нужно всего лишь понять, что жизнь есть процесс, основанный на постоянных изменениях и трансформации, не пренебрегать своим духовным развитием и осознать и исполнить свою миссию на Земле. Есть люди, которые смогли все это понять и воплотить в жизнь. Их называют реализованными людьми, а символом их стало Равновесие (Воздержание – прим. переводчика).

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
АРХЕТИП: Смерть.

БУКВА: Мем = М, символ = вода, светлое, женское. Числовое значение = 40.

ЧИСЛО: 13 = несчастливое число. 12 - завершение цикла (часы, месяцы); если нет перехода к Единице, то новый цикл не начинается, наступает конец. Пробило тринадцать!
У некоторых народов это число, наоборот, считается счастливым: Иисус + 12 апостолов = 13. На 13-й день после Его рождения волхвы увидели в небе свою путеводную звезду.
До введения солнечного года - священное число. В лунном году 13 месяцев.

Лишь когда лунную богиню стали считать «злой», тогда и число 13 превратилось в «чертову дюжину», а пятница/ 13-е число - в день неудач, потому что этот день посвящался матери богов Фрейе. 13-го или 15-го августа в Греции справляли праздник богини смерти, Гекаты. Позже этот праздник стал днем Вознесения Богородицы. Числовое значение буквы Мем = 40: библейский период. Сорок лет скитания по пустыне, сорок лет - длительность одного поколения, сорок дней пребывания Моисея на горе Синай, Иисус явился ученикам через 40 дней, 40 дней блуждания Илии по Хориву, 40-дневный пост перед Пасхой. Блаженный Августин пишет, что душа вселяется в эмбрион лишь на сороковые сутки беременности.

К.-Г. ЮНГ
«Признать тот факт, что тебя со временем не станет, есть своего рода победа над временем. Не хотеть жить - это то же, что не хотеть умирать. Становление и уход - это одна и та же линия. Тот, кто сходит с этой линии, повисает в воздухе, глохнет. Достигнув среднего возраста, жить продолжает лишь тот, кто готов умереть вместе с жизнью».

ЦИТАТЫ
«Для меня смерть - центральный факт моей жизни. Пройдет какое-то время, и все превратится в Ничто. Когда у меня хватает мужества взглянуть этому факту в лицо, все мои ценности сразу становятся ясны мне... Я не трачу сил на иллюзии. Имидж не играет для меня никакой роли. Я не задаюсь вопросом, правильно или не правильно веду себя; я просто делаю то, что делаю, и остаюсь самим собой. Вот и все!»

Шелдон Копп
«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое».

Псалом 89:12
«Пальма сбрасывает листья и плоды, когда они созревают. Папаладжи (белый) живет так же, как пальма, пытающаяся удержать свои листья и плоды: «Это мое! Я не дам вам их взять, не дам есть». Как же пальме тогда народить новые плоды? У пальмы больше мудрости, чем у папаладжи» .

Папаладжи: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Ин. 12:24.
«Смерть есть величайшее творческое начало, ибо в ней заключена вся тайна жизни. Смерть означает, что прошлое придется отбросить, что неведомого не избежать, что наше «Я» не вечно, и что окончательных решений не существует. Только поняв это, человек действительно начинает жить. Пытаясь удержать в себе дыхание, он лишится его; дав ему течь свободно, он найдет его».
Алан Уотс.

ОБРАЗЫ: «Черный человек», Сатурн - бог времени, старуха с косой, кума-смертушка. Чума («черная смерть»). Смерть как освобождение, как возвращение домой. Смерть как друг, и постоянный спутник.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО: Скелет символизирует необходимость отказа от отождествления себя со своим телом.
Серп убывающей Луны (Геката, также Астарта, богиня времени, приливов-отливов и перемен). Пора урожая. На многих вариантах этой карты ее название не пишут — из страха, что придет та, чье имя будет названо. Положение рук и косы напоминает символ Сатурна.


ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА: Вместо старухи с косой четвертый апокалиптический всадник с черным знаменем, на котором изображена мистическая роза, символ жизни и чистоты помыслов. На шлеме у него красное перо, алхимический символ философского камня. Река олицетворяет вечное движение и развитие; на ней - корабль мертвецов фараона, символ пути к новой жизни. На заднем плане - Солнце, символ бессмертия. Царь, женщина и ребенок преклонили колена, и лишь священник встречает Смерть стоя: символ твердости в вере. Смерть как естественный переход на следующую ступень бытия.

АНАЛОГИИ: «Малые смерти». Ритуалы посвящения, включающие образ перехода через порог смерти. По-немецки zugrunde gehen (умереть) можно истолковать и как auf den Grund (zurьck) gehen - «вернуться к истокам» .

СОВЕТ: Перед Смертью все равны (полная демократия). Умереть - значит испытать самое яркое и, возможно, самое живое ощущение за всю свою жизнь. Это совсем не то, что обмереть. Ничто не вечно.

КАЧЕСТВО: Готовность отдать, умереть и возникнуть вновь. Прощание.

ЦЕЛЬ: Освобождение места новому. Возвращение домой.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА: Обмереть. Бояться смерти.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
(плюс) Разрушение с последующей трансформацией и обновлением (которого на этой карте мы, однако, не видим). Конец какого-то одного периода, одного чувства и т.д., необходимость отказа от прежних привычек.
(минус) Застой, затянувшееся бездействие, упадок жизненных сил; катастрофа, страх, паника.


СИНТЕЗ: Неизъяснимый смысл этой карты хорошо выражен в старинной солдатской песне: «Вот пуля пролетела, и товарищ мой упал».
В старинных колодах на этой карте не писали ее название, чтобы ненароком не позвать непрошеную гостью. Ее называли «Невыразимой» и т.п. Лишь в нашем столетии карту стали печатать с названием, как все прочие Старшие Арканы. Помогло ли это изъяснить неизъяснимое, Бог его ведает. Все равно смерть по- прежнему остается табу, и желающих взглянуть ей в лицо стало не больше, чем было в прошлые века. Лишь общество сейчас устроено рациональнее: смерть изгнана из обыденной жизни и сослана в клиники. Однако умирающие и там остаются наедине со своим страхом перед последним, самым сильным ощущением.
«Ты уже лучше выглядишь» и прочие подобные выражения служат лишь все тому же табу, и больной прекрасно знает, что эти утешения пусты, но тоже включается в эту недостойную игру, только чтобы не отпугнуть своих последних посетителей.

Мы должны научиться воспринимать смерть иначе. Закон полярности справедлив для всех. Он гласит, что воспринимать и осознавать мы можем лишь полярные пары: не будь ночи, мы не знали бы, что такое день, без страдания не знали бы радости, без неудач - удачи. Поэтому и жизнь имеет для нас смысл лишь постольку, поскольку мы должны умереть, без смерти она бессмысленна. Рассказы «побывавших на том свете» (людей, перенесших клиническую смерть) можно подразделить на две группы. Одни ничего не рассказывают, потому что не помнят, что с ними было, другие же рассказывают о ярких, необычайно приятных и радостных ощущениях. До сих пор я ни от кого не слышал о чем- либо неприятном или ужасном. Мне кажется, что мы слишком часто путаем два понятия: умереть и обмереть. Обмереть - это значит испытать страх, который парализует нас полностью. Это ощущение связывается у нас с холодом и одиночеством. Умереть же, судя по рассказам, это ощущение настолько яркое, что, судя по всему, ничего более яркого мы просто никогда не ощутим в жизни.

Таким образом, страх смерти - это в большой мере страх перед необычайно ярким ощущением. Недаром на глубинном уровне смерть часто связывают с сексом, а оргазм называют «малой смертью». Поэтому страх смерти и страх раствориться в оргазме, потерять себя в нем сродни друг другу. Желание, выродившееся в похоть - вот цена, которую мы платим за соблюдение этого табу на смерть.

Наша цель - понять, что смерть - не заклятый враг, а удивительное ощущение, столь же естественно принадлежащее жизни, как выдох или вдох. Образы, в которых она является, когда нам удается преодолеть это табу, таковы: смерть - это освобождение, возвращение домой, выход на волю из темницы тела, это дарительница покоя и уготовительница места новому.
То же относится, само собой, и ко всем малым смертям, через которые мы проходим в течение жизни. Это всегда происходит, когда нам приходится отказываться от чего-то очень любимого, давно привычного, когда наступает пора прощаться.

Именно потому, что карта Смерти свидетельствует о завершении очередной драмы в человеческих отношениях или очередного «порочного круга» слишком привычных шаблонов и реакций, она ясно и недвусмысленно предвещает освобождение. Что, впрочем, не означает, что освобождение произойдет без боли и потерь.

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Любые события, предполагающие завершение чего-то, прощание и (вынужденное) расставание с кем-то или с чем- то. Конец отношений с другим человеком, уход/увольнение с работы, отказ от (дурных) привычек. Потери разного рода (разлука, кража и т.п.).

ИСТОРИЯ:
«Рассказывают, что давным-давно жил в Исфагани один юноша, и был он слугой у богатого купца. И вот в одно прекрасное утро он сел на коня и поехал на базар, весело напевая; в кошельке у него звенели монеты, выданные купцом на покупку мяса, фруктов и напитков. Подъехав же к базару, он увидел, что у самых ворот стоит Смерть. Заметив юношу, Смерть сделала ему знак, точно желая сообщить что-то. Испугавшись, юноша развернул коня и, дав ему шпоры, поскакал прочь. Дорога привела его в Самарканд, где он, усталый и запыленный, подъехал к постоялому двору, поужинал на деньги хозяина и велел отвести себя в постель. Там он наконец заснул, радуясь, что обманул Смерть. Однако посреди ночи его разбудил стук в дверь. На пороге стояла Смерть с довольной улыбкой на устах.
– Как ты тут очутилась? - спросил юноша, бледнея и дрожа от страха. - Я же видел тебя на рынке в Исфагани!
– Я пришла, потому что мне предначертано забрать тебя здесь, - ответила Смерть. - Встретив тебя на базаре в Исфагани, я хотела попросить тебя поехать в Самарканд, чтобы это предначертание исполнилось. Но ты сбежал, не дав мне сказать ни слова».

Цит. по: Лиз Грин «Судьба и астрология»

Х. Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
13. СМЕРТЬ

Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь. Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это - освобождение, хотя и сопровождаемое огорчением и болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то. Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. "Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом", писал Кришнамурти. — "Однако жизни без смерти не существует".

РАБОТА: Здесь Смерть чаще всего означает конец нашей теперешней деятельности. Она рекомендует окончательно проститься с той работой или должностью, к которым мы так привыкли, внутренне освободиться от них, чтобы подготовиться к тому новому, что ожидает нас впереди. Однако не следует торопить события: эта карта советует дать себе время покоя, чтобы подвести итоги и спросить себя, все ли мы выполнили из того, что должны были. Лишь убедившись, что мы больше ничего никому не должны, мы можем сделать следующий шаг.

СОЗНАНИЕ: Завершение очередного этапа в развитии, пора расставания с прежними представлениями об окружающем мире или о себе самом. Чаще всего это определенные психологические установки, которые мы не сами в себе выработали, а переняли от родителей, учителей или иных людей, к которым не умели относиться критически. Однако это могли быть и собственные шаблоны поведения или маски, которые теперь придется отбросить, чтобы наше подлинное "Я" могло выйти на свет. В глубинном плане эта карта может означать, что у нас выработалось новое понимание смерти - возможно, в том самом смысле, как об этом сказано у К.- Г. Юнга: "Смерть, если подойти к ней психологически правильно, есть не конец, а цель, и поэтому человек, перевалив за вершину жизни, начинает жить ради смерти".

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Конец очередного этапа в развитии этих отношений, что в большинстве случаев означает расставание с прежним партнером. Даже если оно болезненно, избежать этого невозможно. Поэтому не стоит ни оттягивать это расставание, ни, наоборот, резко рвать все прежние узы, потому что когда рвешь, то и тебя рвет. Лучше поблагодарить своего партнера за все, что он успел дать вам за это время, и пожелать ему удачи на дальнейшем этапе дороги.

Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН XIII. СМЕРТЬ
На картинке Аркана изображен традиционный скелет с косой. Смерть является матриархальной фигурой, так как издавна покровительницей мертвых считалась земля и многие божества, например фригийский Мен, во власти которых одновременно были и плодородие, и смерть. Еще в Древнем Египте на днище и крышке саркофага изображалась богиня Нут, как бы обнимающая тело усопшего, что было связано с культом Великой Матери, ведь архетипическая мать — это изначальное вместилище жизни. Как и два других древнейших образа — Звезда и Сила — изображение Смерти на картинках Таро осталось неизменным.

В символизме сновидении смерть фигурирует как знак освобождения от чего-либо.

Издавна Смерть считалась олицетворением преобразования жизни из одной формы в другую, так как человечество упорно искало лазейку в бессмертие. Не пугайтесь появления XIII Аркана в раскладе. Он означает физическую смерть только в отдельных ситуациях и при соответствующих Младших Арканах.

В раскладе на
душевное состояние может означать подсознательное желание смерти, недовольство собой. Чаще же Смерть проявляется как изменение в судьбе: от смены места жительства до переоценки внутренних ценностей. При позитивных Младших Арканах можно говорить о готовности подсознания к “символической смерти” — радикальной перемене в жизни или мировоззрении.

В личном раскладе при благоприятных Младших Арканах указывает на такие качества, как склонность к реформаторству, творческие способности. При неблагоприятных Младших Арканах — скрытность, склонность к самоедству и саморазрушению или стремление жестко “перековывать” других.

А тем, кто, ища совета
в сложной жизненной ситуации, спросит совета у Таро и получит Смерть, можно ответить словами Германа Гессе: “Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь”.

А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
XIII. Смерть

Внешняя оболочка или маска жизни запечатлевается в постоянных переменах, трансформациях и переходах от низшего к высшему. В исправленном Таро это замечательно представлено одним из апокалиптических видений - а не грубым образом скелета с косой. За этим видением таится целый мир восхождения духа. Медленно движется окутанный тайной всадник, держа в руке черное знамя, на котором вышита Мистическая Роза, означающая жизнь. На краю горизонта меж двумя башнями сияет солнце бессмертия. Никакого видимого оружия у всадника нет, однако пред ним повергнуты на землю и король, и дитя, и юная дева, а молитвенно сложивший руки епископ покорно ждет своей участи.

Нет нужды пояснять, что смерть, упоминавшуюся в описании предыдущей карты, следует, само собой, понимать мистически, однако к данному случаю это не относится. Естественный переход человека в следующую стадию бытия либо есть, либо может быть единой формой его прогресса. Однако необычайное и почти никому не ведомое вхождение в состояние мистической смерти -без покидания мира живых - есть перемена формы сознания и переход в состояние, к коему обычная смерть не является ни путем, ни вратами. Существующие оккультные толкования 13-й карты в целом позитивнее, чем общепринятые значения. Это возрождение, творение, место назначения, обновление и отдохновение.

Прорицательные значения:
Конец, смертность, разрушение, распад; также для мужчины - потеря благодетеля; для женщины - многочисленные противоречия; для девушки - планы замужества окончились крахом.

Перевернутая карта :
Инертность, сон, летаргия, окаменение, сомнамбулизм, крушение некоей надежды.

А. Уэйт "Иллюстрированный ключ к таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
XIII Смерть / The Death / la Mort / der Tod

Смерть во всех вариантах карт изображается в виде скелета, пешего или конного, в монашеской рясе или рыцарских доспехах, а иногда и без ничего. В некоторых вариантах ее окружают другие фигуры – люди, которых она забирает с собой: богач и бедняк, старик и ребенок, воин и епископ. В руках она держит косу, лук со стрелами или черное знамя, на котором изображен белый цветок с пятью лепестками. На заднем плане часто изображается река, отделяющая наш мир от царства теней; у ее берега – лодка. Но на самом горизонте всегда изображается заходящее (или восходящее?) Солнце.

Все эти символы говорят о том, что смерть и жизнь неразделимы, одна обуславливает другую; следует ли считать концом то, что в то же время является началом? Традиционное представление о “смерти” связано с чувством страха; совершенно изгнать этот страх нельзя, но можно его преодолеть с помощью иного чувства. Недаром в астрологическом плане карта Смерти соответствует знаку Скорпиона – знаку не только смерти, но и любви.

Поэтому ее и не считают предвестником физической смерти: на это указывают другие карты. Карта Смерти, предпоследняя (не последняя!) карта второй семерицы, указывает на предстоящее или уже начавшееся обновление личности.

Смысл карты: близок к завершению еще один этап жизни. В самое ближайшее время в тебе созреет совершенно новая личность. Иными станут мысли, представления; появятся иные друзья. Неизменной останется лишь та искорка жизни, которую часто называют душой; на самом деле это лишь творческая сила, способная создавать новое. Она-то и переходит из воплощения в воплощение.

Она часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа – 14, 21, 24 года, 36 лет, 42, 48, 60-63 года и т.д., когда происходит трансформация личности, переход в новое качество. Как совет, она означает: не надо бояться предстоящих перемен, не надо задерживать их. Они нужны для твоего дальнейшего роста.

В перевернутом виде может означать, что такая трансформация уже произошла недавно (позиция прошлого), или что перемены, наоборот, торопить не следует: они произойдут в свое время.

Для бизнесмена – совет немедленно закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).

Евгений Колесов "Толкования"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«СМЕРТЬ» (XIII)

Смерть – популярный персонаж итальянских «триумфов», поэтому неудивительно, что эта фигура вошла и в «триумфы» Таро. Ее номер, 13, «несчастливое» число, также не случаен.
Классическая иконография. Человеческий скелет, пляшущий с косой в руке или собирающий урожай человечьих голов. В колоде Висконти-Сфорцы в руках у Смерти был лук.


«Самая страшная карта Таро», или Смерть как судьба

Карта «Смерть» нередко вытаскивается в голливудских фильмах, вызывая у гадалки ужас, страх, трепет и стремительное желание вышвырнуть клиентку за дверь, не востребовав денег, а самой быстренько собрать вещи и смыться из города. (К слову сказать, этим можно было бы заняться, если бы у нескольких десятков клиентов из одного города выпадали карты «Мир» и «Башня».) XIII аркан, однако, одна из самых миролюбивых и спокойных карт, хотя он достаточно фаталистичен и шансов на продолжение того, что было, не оставляет.

Вновь возвратимся к фильмам: нередко «Смерть» даже там обозначает серьезные перемены, вмешательство Судьбы в жизнь героя или героини, а не встречу с Хароном. (В случае особо искрометного чувства юмора у режиссера – может быть смерть самой гадалки.) Действительно, Судьба и Смерть часто оказываются взаимосвязанными категориями, срок жизни (и возможность наполнения этого отрезка судьбой, личной историей) зависит от времени ее конца. Особенно актуально это было для традиционного сообщества, жизнь членов которого была особенно тесно связана с происхождением, семьей и социальным слоем.

Отношение к смерти всегда, в любой человеческой культуре, было чем-то особенным. Относились к ней как чему-то непостижимому, внезапному, из мира Иного или же планомерному событию, к которому готовились еще при жизни, или же как к переходу к иной не слишком отличающейся от привычной жизни, разве что погрустнее или, наоборот, повеселее… в любом случае отношение к ней всегда оказывалось значимым для характеристики самой культуры. Смерть как прекращение человеческой жизни была формальным актом выхода существа из человеческого сообщества и вместе с тем человеческая личность должна была остаться в своей культуре. Отсюда память о предках, которые следят за потомками; памятники и статуи умершим героям; идеи о возвращении душ в новые тела. Нечто непоправимо терялось (жизнь и плоть), но нечто необходимо было оставить для продолжения.

Нечто похожее происходит и в XIII аркане. Что-то необратимо уйдет, будет потеряно или оставлено, но самое важное и существенное будет сохранено. Жизнь человека, по большому счету, и состоит из «маленьких смертей» отказа от себя прежнею для осознанного (или нет… но тогда личность начинает распадаться) выбора себя впредь и в будущем. Это и есть выбор пути, решение о том, каким быть.

В традиции Золотой Зари эта карта определялась как «Дитя великих преображающих сил» и была соотнесена с зодиакальным знаком Скорпиона, обителью Марса и знаком экзальтации Плутона. Еврейской буквой, сопутствующей этой карте, является нун, что означает «рыба», символ подводной жизни, невидимой снаружи и из земного существования. Это тоже своего рода знак перехода от небытия к осуществленному бытию или наоборот.

В колоде Уэйта и ее «клонах» на карте «Смерть» мы видим всадника на бледном коне под знаменем Мистической Розы, которая означает жизнь. На горизонте встает между двумя башнями солнце – как символ бессмертной жизни, но повержен наземь король под копытами всадника, стенает дева, удивленно таращит глазки ребенок, и лишь священник молитвенно и покорно принимает всадника. Эта карта, созданная с известным назидательным пафосом, говорит нам о необходимости принятия перемен ради развития духа.


В колоде Хайндля XIII аркан необычен и странен, что вполне соответствует общей мистической ее направленности. Здесь мы видим голову ворона – типы смерти, особенно значимой в скандинавской эпической культуре, и костлявую руку с косой, поднимающуюся откуда-то из камышей возле воды. Конечность скелета будто перечеркивает всю карту, делая взмах и жест окончательным и бесповоротным. На заднем плане мы видим водную гладь с лодочником – символом беспечности жития или самим Хароном, переводчиком теней в царство мертвых. Сверху же с дерева вот-вот упадет последний полупрозрачный лист… Одна из самых красивых и необычных карт этого образа.

Завершение некоего этапа

Чаше всего аркан «Смерть» означает завершение некоторого этапа. В прогностике эта карта более однозначна и фатальна, нежели при диагностическом и психологическом подходе. В обычных гаданиях «на то, что будет» эта карта говорит о том, что нечего надеяться; это своею рода «черная метка». Однако при личностно ориентированном подходе карта будет говорить о необходимости осознания завершения чего-то, осмыслении себя и своего места и пути в жизни, ясною, хотя, возможно, и не самого веселого в жизни выбора.

В некоторых учебниках по Таро встречается представление о том, что XIII аркан несет внезапные неприятные перемены, ведущие к духовной трансформации. Нам такой подход кажется смешанной путаницей представлений: внезапность происходящего идет от представлений о внезапности и почти всегда преждевременности кончины. В обществе, ориентированном на «делание жизни», смерть представляется внезапным ее прерыванием, а не частью судьбы. И, разумеется, не может случиться внезапной духовной трансформации переживания некоего события: трансформация, тем более, духовная, – завершающий этап эмоциональной и мыслительной внутренней работы (к слову сказать, трансформация не всегда бывает в лучшую сторону… но обычно об этом забивают).

Путаница в восприятии принципа карты «Смерть» случается при «слипании» его с идеями арканов XVI («Башня») и XXI («Мир»). В отличие от «Башни» «умирание» XIII аркана более естественно, это увядание и упадок без надежды и сопротивления, это «вдруг – пустота и хлам вокруг», это холодная мерзлая почва, которая не дает новых всходов, а все, что росло на ней раньше, но не было собрано и усвоено, постепенно гниет, сохнет и умирает. В отличие от «Мира» XIII карта Старших арканов сохраняет континуальность личной истории и самой личности, умереть может Персона, но Эго только кристаллизуется в само себя; в юнговском понимании при вступлении в карту «Мир» мы чувствуем больший контакт с Самостью, и шаткость положения будет ощущать именно Эго. Стоит также отличать проявление карты «Смерть» от карты «Суд» («Страшный суд» старых колод или «Эон» кроулианской традиции). XIII аркан это частное, личное дело каждого – в отличие от Суда, который может касаться сообщества, поколения, эпохи или включенности индивидуума в судьбу оных, а также собственной включенности в систему своих перерождений.

Карта «Смерть» наиболее ясно представлена в «Книге Гота», и общие принципы ее относятся к современному пониманию этого аркана и в других колодах, к системе Таро в целом. Смерть – эго гниение, тройственный процесс, окутывающий Орфическое яйцо (рождение чего-то новою и значимого) уютным теплом на последней стадии перед рождением. Скорпион, змей и орел – три символа этого процесса, три традиционных аспекта зодиакального знака Скорпиона. Скорпион, по легенде, совершает самоубийство, если попадает в безвыходное положение (предчувствует поражение). На этом уровне превращение происходит под влиянием окружающей среды. Змей ассоциируется с волнообразным движением, поэтому его превращение – это способность совершить переход тогда, когда это нужно. Орел же – символ высшей и духовной природы процесса вечного превращения.

В «Таро Элементов» карта «Смерть» представляет средний уровень процесса превращения. Фигура без лица, облаченная в плащ с капюшоном, держит в руках символ жизни – анкх и идет по белой пустыне с редкими пробивающимися из-под земли и совсем молодыми ростками. Пустоту ее сущности пронизывает змея, а из ее головы растут крылья. На горизонте же беснуется маленький человечек. Эта карта говорит о необходимости принятия смерти для продолжения жизни, именно о волнообразном ходе змеи, а также о знании полета духа – Орла.

Отказ от какой-то отжившей части жизни и личности

Изображение Смерти как скелета без плоти относится к эпохе позднего Возрождения. В Средневековье Смерть предстает в обычном человеческом обличье, и лишь надписи, ее сопровождающие, раскрывают зрителю, кто это. Иногда это многозначительный всадник на бледном коне. Но в XV веке Смерть начинает появляться как скелет в изобразительном искусстве и таковой предстает перед нами и в картах Таро.

Прежде христианское средневековье будто отрицало важность смерти как ухода в прах и тлен: даже на картинах Страшного суда мертвецы представали молодыми и красивыми… Тема разложения и тления проникает в изобразительное искусство лишь второй половине XIV века. Тогда же получает особое распространение тема Плясок Смерти. Смерть предстает там в образе мумифицированного трупа или по средневековой традиции, птицелова, охотника, жнеца. После чумных эпидемий, охвативших всю Европу, Смерть стала восприниматься самостоятельным и важным персонажем, который приходит ко всем, независимо от их положения, ранга, статуса, добродетели или греховности.

Смерть предстает стихией, от которой невозможно спастись и пред которой нельзя устоять. Перед ней рушится даже безусловная, объективная казуальность, смысловая система культуры. «К чему молиться?» – вопрошают монахини «плясок смерти». Как правило, изображения включали в себя фигуру Смерти и окружающих ее фигур различных представителей социальных слоев: священников, дворян, мирян, сборщиков податей, еврейских и мусульманских священнослужителей, всех, кого возможно, вплоть до шута и императора (в разных системах были разные персонажи). Обычно цикл включал в себя 22 или 33 карты. В каком-то смысле Старшие арканы Таро – тоже 22 карты, относящиеся к тому же периоду, – являются, если сделать акцент на срединной карте всего ряда, одним из отражений Плясок Смерти.

Пляски Смерти повествуют нам о том, что, кем бы ты ни был, все равно придется отказаться от всего, что имел при жизни, сохранив лишь бессмертную душу. Эта идея родственна смыслу XIII аркана, по которому рано или поздно нам приходится с чем-то в этой жизни расставаться, будь то любимые и близкие или же какие-то части нас самих. Это само переживание прощания с чем-то ушедшим. Остается лишь голый скелет, костяк индивидуальности, не связанной условиями жизни и обстоятельствами бытия.

В «Книге Тота» Кроули так высказывается об этом аркане: «В алхимии данная карта иллюстрирует идею гниения – это специальный термин, которым адепты обозначают ряд химических изменений, ведущих к развитию окончательной жизненной формы из первоначального семени, дремлющего в Орфическом яйце. <…> На карте изображен танец смерти: главная фигура здесь – скелет с косой, а скелет и коса – это преимущественно сатурнианские символы. <…> Сатурн обозначает базовую структуру всего сущего, ту фундаментальную природу вещей, которая остается неизменной в ходе обычных перемен, сопутствующих природным явлениям. Более того, он увенчан короной Осириса и символизирует Осириса в водах Аменти. И, более того, он – изначальный тайный Бог-творец, носитель мужского начала… <…> Под взмахами его косы возникают пузыри, в которых начинают зарождаться новые формы жизни, созидаемые им в танце; и формы эти также танцуют» (перевод А. Блейз).

В «Таро Тота» в значительной степени присутствует важность перехода от одного этапа существования к другому. Это чувствуется в самом танце коронованной фигуры и обнаруживается в тексте «Книги Тота».

Большой переход

Вызов карты «Смерть» касается принятия ограничения или лишения для последующего перехода к новому – и зачастую пока неизвестному – этапу. Это то самое предчувствие тайны, загадочность и неизвестность всего того, что нас ждет за пеленой… Перехода. Поэтому Смерть и мыслится как Великий Освободитель, Трагизм Великого Перехода способен быть сакрально осмысленным: похороны отмечаются как значимое событие в память о покойных и в подтверждение их значимости для живых. Также он обыгрывается трикстерски: на похоронах и поминках не только горюют, но зачастую (в некоторых культурах) радуются и веселятся вновь признавая важность события и оберегая живых от следования за ушедшими. Постоянным напоминанием о Смерти в Новое время становятся не только печально-мрачные сюжеты и сцены, но и комические: Смерть кланяется и гримасничает, вкрадчиво манит и соблазняет, улыбается, глумится, смеется и шутит. Это также помогает и перейти Рубеж, и помнить о нем, но не бояться.

Мы не можем вспомнить подобного оттенка смысла в известных нам и хорошо проработанных колодах Таро, они более ориентированы на величественное представление о смерти. И, тем не менее, тема Перехода (не Великого, но Большого) там существует. XIII аркан способен дать возможность подготовиться к испытанию конца одного периода жизни и началу нового.

В «Алхимическом Таро» XIII аркан, конечно, являет символ Смерти как скелета со стрелой в руке и с вороном на левом плече. Он (или она) стоит на черном солнце посреди полного мрака и клубов тумана, символизируя самое погружение в стадию черноты и гниения. Эта карта может соответствовать алхимическому этапу mortificatio – процессу ухода в смерть, от любых внешних проявлений, в глубину, в мир «теней», в мир психической сущности. Это стадия отмирания, когда первоначальные элементы «умирают» и перестают существовать в прежней форме.

Г. Бедненко "Старшие арканы таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#9
13. "Смерть" (из книги О. Телемского)

Разговор о Смерти, как правило, начинается с того, что Смерть не означает «смерть». Единица, конечно, не равняется единице, а тринадцать никак не означает тринадцать. Тысяча и один таролог поспешат уверить, что аркан Смерть подразумевает всего лишь такой пустяк, как «психологическая смерть», что вашей жизни ничего не угрожает и вообще это очень добрая карта, которая означает трансформацию (на самом деле любой большой аркан представляет трансформацию по тому или другому принципу).

При этом по суетливому морганию и дрожи в голосе вашего собеседника вы, если у вас есть интуиция, понимаете: несмотря на то, что эти слова — правда (интересно, сколько раз я должен был бы умереть, если бы умирал каждый раз, когда выпадает эта карта?), одновременно они скрывают ложь, пусть не прямую, но оттого еще более лживую. За самой постановкой вопроса стоит эдакое стремление сгладить углы, уйти в эвфемизм, закрыться от тревожащего присутствия абсолютно Иного, связанного с фактом небытия.

Да, на архетипическом уровне тринадцатый аркан не сводится к физической смерти. Это, кстати, не отменяет того факта, что порой физическую смерть могут означать такие карты, как Регулирование и Вселенная, во всем остальном достаточно благоприятные. Да, чаще всего смысл тринадцатого аркана в предсказательной практике — некая психоидная трансформация, символически подобная смерти. Правда, всякий раз, когда в этой фразе звучит слово «только», сразу ясно, что сам говорящий в этих состояниях не бывал.

Точнее было бы сказать, что власть архетипа Смерти столь широка, что физическая смерть — лишь одно из множества проявлений этого архетипа. В некотором смысле каждая секунда — это смерть и возрождение, систола и диастола, выход и вход. «Ничто не постоянно, кроме изменений».


Тринадцатый аркан — это самое радикальное НЕТ, которое может быть сказано. Смерть как абсолютное НЕТ. Нет жизни. Нет отношениям, которые были так значимы. Нет данному пути развития. Нет роли, которую мы самозабвенно играли, забыв, что это только роль. Смерть — гораздо более широкое понятие, нежели биологическая смерть организма.

Потому я предпочту нарушить традицию эвфемизации и начну с дисфемизации. Разговор о тринадцатом аркане я начну с разговора о смерти.
Смерть — это великая тайна бытия. Что за гранью? Что за порогом? Религиозная фантазия рисует наивные картины в духе ада или рая, выдавая желаемое за действительное. Рациональный интеллект утверждает смерть как полное прекращение бытия.

Но то, что мы видим труп, может ли доказывать, что кроме трупа не осталось ничего? Мы можем видеть, как Солнце вращается вокруг Земли и тонет в море, но уже знаем, что это не так. Быть может, тайна смерти — это такая тайна, ответ на которую невозможно дать ни на одном из языков жизни; быть может, состояние сознания по ту сторону смерти — это не полное прекращение, но и не бытие, как мы его понимаем, а нечто по ту сторону бытия и небытия, невыразимое никакими словами и непредставимое никакими идеями.

Даже если и так, смерть — это все равно смерть. Прекращение бытия в том онтологическом качестве, которое было в наличии. Даже идея реинкарнации не является спасением, поскольку в большинстве случаев остается лишь идеей, призванной смягчить ужас от очевидного факта — что бы там ни сохранялось после смерти, это «что-то» имеет весьма относительное отношение к тому, что мы считаем своим «я».

Вне зависимости от того, есть ли продолжение существования по ту сторону в принципиально ином качестве или речь идет о полном прекращении, — смерть следует рассматривать как завершение. Конец. Потому что даже при самом оптимистичном варианте того «я» которое нам знакомо, уже не будет. Лед — это уже не вода. Пар — это уже не вода. Если смешать несколько вин, то восстановить вкус исходных напитков невозможно. Вне зависимости от ответа на вопрос о том, что по ту сторону, смерть — это радикальный разрыв уровней.

«Возьми смерть в советчики». Кажется, именно так наставлял Кастанеду его мифический учитель Дон Хуан. Да и не он первый. Платон утверждал, что философия — это искусство подготовки к смерти, Бодхидхарма провозгласил: «Живя, будь мертв», а главный принцип бусидо заключается в том, что самурай живет в поиске смерти. Если обратиться к Телеме Алистера Кроули, мы увидим все ту же парадоксальную интенцию: «Я есть жизнь и отец жизни, потому знать меня — значит знать смерть». Дихотомии парадоксальным образом соединяются в акте Гнозиса. «Деструкция как причина становления» — название работы великой любовницы Карла Юнга — здесь как нельзя кстати.
Чему может научить нас смерть и почему, «если сама смерть есть лишь прекращение бытия, идея смерти может быть для нас целительной?». Чему учит смерть?

Прежде всего — интенсификации жизни. Еще раз возвращаемся к этой странной на первый взгляд фразе: «Я есть жизнь и отец жизни, потому знать меня — значит знать смерть».

Интенсификация жизни — это максимально возможная острота переживания бытия. Если предположить бессмертную жизнь, острота такой жизни будет нулевой. Именно это уловил гениальный визионер Уильям Блейк в своем утверждении «вечное завидует бренному». Завидует чему — перспективе уничтожения? Небытия? Смерти? Именно так. Потому что именно смерть, ставя предел бытию, делает бытие столь насыщенным и полнокровным. Отсюда типичный мифологический мотив о том, что божество желает стать человеком, желает воплотиться, перейти из вечной вневременности в состояние времени и смерти.

Интенсификация — предельно субъективная категория, имеющая прямое отношение к суверенности. Суверенное бытие от бытия рабского отличается именно наличием этого непрерывного контакта с смертью. Гегель утверждал, что отличие господина от раба — в том, что первый преодолевает страх смерти, второй же позволяет этому страху завладеть собой. Перешагивая через смерть, человек становится господином, интенсифицируя бытие до невероятного напряжения.

Взгляд смерти в глаза — жест суверена. Отведение глаз, мыслей, внимания — установка раба. «Не думай об этом», «просто живи». Но жизнь, лишенная осознания смерти, уравновешивается «лишь вялыми радостями». Изгнав смерть, изгнали и жизнь, заменив ее полужизнью раба, пребывающего в стерильности своего недосуществования.

Зодиакальный знак тринадцатого аркана — Скорпион, которому в классической астрологии соответствует дом смерти. Но он же — дом секса, магии и посвящения. Посвящения, в котором обязательным условием является проживание смерти, инициатическое прохождение через смерть, обретение суверенности. Трата, жертвоприношение, потлач — все это Смерть, и все это Дьявол. Предельные, избыточные категории, так пугающие обывателей. Русский человек все еще сохраняет остатки суверенности в своей залихватской расточительности, в выбросе энергии, который так шокирует благопристойных европейцев. В этом выбросе одновременно триумф жизни и знание смерти. Экстаз в его прямом этимологическом значении — как выход за пределы себя. Как же была вкусна та ягода, которую сорвал висящий над пропастью на одном корешке монах! Вся интенсивность долгой жизни — в этой случайно сорванной землянике за несколько секунд до падения.

Интенсификация смерти связана с танатографией Эроса. Сатурналии, черные мессы, капалическиеритуалы индийских тантристов и, наконец, работа Шпильрейн «Деструкция как причина становления» — вот ключ к тайне тринадцатого аркана. Современному человеку уже трудно представить себе, чем была сатурналия для древнего римлянина. Едва ли приятное приключение с несколькими запретными удовольствиями. Скорее выражение ужаса, переживание смерти мира (для традиционного сознания завершение цикла равно концу света), при которой должен произойти предельный выброс сил, энергии, жизни, чтобы новый цикл все-таки мог быть начат. Здесь странная связь между Эросом и Танатосом, жизнью и смертью.

Смерть естественным образом следует за Повешенным. В Повешенном змея смерти внизу. Она — источник страха и трепета для Повешенного, цепляющегося за добрую Мать Венеру. Он уже отравлен ею; он, всего лишь сын-любовник, лишенный малейшей автономии, не может позволить себе даже небольшой свободы. Единственная свобода — смерть. Шаг в неизвестное. Трансгрессия. Речь не о самоубийстве, конечно. Речь о готовности перестать быть тем, кем был до сих пор. Полностью. Тотально. Радикально. Пройти при жизни тот опыт разрыва, после которого все, что будет связывать с собой прежним, — это далекая память, подобная памяти о рассказанной о ком-то истории или увиденном сне. Живя, будь мертв. Природа тринадцатого аркана — это второй переход, чистая лиминальность, но если Влюбленные переводят из низшего статуса в средний, то опыт Смерти — это переход от среднего статуса в высший, из психе в пневму. Многие говорят, но не многие знают.

В чем ключ притягательности образов смерти? Черные одежды, саван, гробницы, кладбища, кресты и погосты… Сила смерти при соприкосновении с ней становится силой жизни — преодоление страха рождает господина. Потому массы никогда не любят «мрачное» искусство и «мрачную» философию, а элиты, напротив, тяготеют именно к «образам смерти и тлена». Впрочем, не всякий формально заявляющий о своей принадлежности к элитам, обладает реальным опытом.

Смерть дарит нам интенсификацию. Еще одна грань интенсификации — перенос центра внимания из будущего в настоящее. Раб живет будущим. Он весь — план, протяженность. «Когда я стану». «Когда я женюсь, устроюсь работать, уйду на пенсию». Он весь — цель. Осознание смерти разрушает эту ложь. Потому что никакого «завтра» нет. Есть вечное «сейчас». Именно поэтому Алистер Кроули учил, что только «Чистая Воля, не устремленная к цели», совершенна. Любое дело имеет смысл только ради него самого. Разница между рабом и господином в том, что для первого определяющей категорией является цель, а для второго — процесс, и только процесс. Ибо смерть делает бессмысленным любую цель, а процесс — совершенное мгновение настоящего, «здесь и сейчас», — это единственное, что в какой-то степени противостоит смерти.

Мифологически смерти соответствует сказание о герое, поглощенном китом. Иона, Мауи и якутский Ворон — персонажи одного символического ряда. Название еврейской буквы Нун, соответствующей аркану Смерть, означает «рыба», то есть активная, явленная форма воды. В водах Мем проявлена рыба Нун. Рыба поглощает все живое, перемалывая его через смерть в новую форму жизни. Психологически сюжет поглощения китом означает достижение точки лиминальности, точки невозвращения, где трансформация становится необратимой.

Обратимся к традиционной образности тринадцатого аркана. Прежде всего: что общего у Смерти во всех колодах Таро? Правильно, скелет! Скелет — это символ смерти. Но одновременно скелет — это то, что составляет основу нашего тела, то, что не видно, но без чего невозможна жизнь. Смерть обнажает скелет, но не создает его.

Мы так привыкли рассматривать скелет как образ смерти, что нам сложно увидеть другую сторону. А между тем во всех первобытных обществах кости считались концентратором жизни. Убив свою добычу, охотник был обязан разделить мясо, но не повредить кости, которые он относил обратно в лес в надежде, что из этих костей родится новое животное. Шаман при камланиях часто надевал костюм с контурами скелета. Он как бы превращался в смерть — или в то, что стоит по ту сторону жизни и смерти.

Когда в племени умирает вождь, все погружается в хаос. И этот хаос длится ровно до тех пор, пока гниет его тело. Как только тело старого вождя сгнило до костей (что, впрочем, в условиях тропиков — не столь долгий срок), порядок восстанавливается и к власти приходит новый вождь. Смерть — это запятая в предложении «король умер, да здравствует король», краткая точка разрыва, которую принято не замечать, пока она не оказывается под носом.

Фигура Смерти в Таро, как правило, вооружена косой. Коса — атрибут Сатурна, древнего бога времени, смерти и сельскохозяйственных циклов. Именно ему, а не Дионису, были посвящены мрачно-экстатические сатурналии, когда в процессе оргии отменялись все границы. Эго умирало в «празднике общей беды», хаос смешения позволял достичь самой глубокой точки, с которой начиналось новое возрождение в принципиально ином качестве.

Вот почему смерть — агент жизни. Вот почему, подойдя к пределу, жизнь сталкивается с кризисом и низвергается в мрачную утробу смерти. Миллионы лет назад состоялся первый кризис жизни на планете Земля — циановый кризис. Первая жизнь: бактерии, пожирающие цианид и выделяющие кислород. Слишком много их было, слишком однотипные, размножаясь в геометрической прогрессии, они поглотили всю питающую среду. Наступила смерть. Но в этом хаосе появились новые виды жизни, которые уже дышат кислородом.

Оглянитесь на всю историю жизни и цивилизации. Не кажется ли вам, что вся жизнь развивается по законам, заданным этим первым кризисом жизни? Развитие, освоение ниши, стагнация, энтропия, смерть, падение на дно и в самый последний момент — оргазм, взрыв всех жизненных сил, выносящий на новый виток спирали. Точно так же развивается человек.
Все что мы называем «духовным ростом», — полезное дело, но, как правило, к духовному росту это не имеет отношения. Рост Эго, получение новых навыков, расширение сознания — да. Духовный же рост — это шоковый опыт, вызванный падением в самую нижнюю точку, точку тринадцатого аркана.


Именно эти состояния прекрасно поняты и переданы в алхимической традиции как состояния нигредо, «перегнивания» и «разложения». Черный ворон, повелитель этой стадии, уничтожает разлагающиеся остатки старой идентичности, чтобы остался только один скелет, который впоследствии станет основой для новой структуры.

Алистер Кроули понял аркан Смерть, как никто другой. Он — живший как суверен, тративший себя так, словно каждый его день был последним, — знал и любил тринадцатый аркан. Поэтому на карте из его колоды изображена не просто стереотипная смерть с косой, но процесс эволюции. Скорпион, змея, орел. Двойной процесс смерти и возрождения.

В основу образного ряда легли представления средневековых бестиариев о том, что, оказавшись в огненном кругу, скорпион жалит себя и в этот момент превращается в змею, а потом в орла. Змея здесь — переходная стадия, на ее месте мог бы быть изображен и могильный червь. Юнг, цитируя один из алхимических текстов, указывает, что «феникс в первый момент воскресает в качестве червя». Змею аркана 13 не в коем случае не надо путать с змеиной силой страсти аркана 11, но первая — другая сторона второй, ее темный близнец.

Скорпион жалит себя и обретает искусство полета. Орел выше скорпиона, потому что ему доступно больше возможностей. Это эволюция через смерть. В суфийской притче сказано: «Я был камнем, умер и стал деревом; я был деревом, умер и стал зверем; я был зверем, умер и стал человеком. Мне ли бояться смерти, меня ли она обокрала?».

Смерть — это всегда Нет. Нет — это всегда смерть. Но смерть оставляет нам выбор. Желудь все равно умрет. Он может умереть, сгнив в навозной куче или в брюхе свиньи, или умереть, отбросив онтологию желудя и став дубом. Для желудя в том качестве, в каком он находится сейчас, по большому счету, разница невелика — во всех случаях это безусловное Нет его онтологии. «Если зерно не умрет, оно не даст урожая». Да, но не всякое сгнившее и умершее зерно дает урожай.

Эта дихотомия и есть двойное единство аркана Смерть. Смерть неизбежна. Я не только о физической смерти. На протяжении жизни мы умираем много раз в разных качествах. Но чем будет смерть? Тотальным Ничто или эволюционным переходом? Первое — удел раба. Второе — суверена. Первый желает покоя. Второй — свободы и чести. Выбор за вами.

Олег Телемский "Таро для всех и для никого" castalia.ru
 

Алексей Минский

Впередсмотрящий
практик
Сообщения
316
Симпатии
185
#10
Как толковать смерть на картах Таро.

Говорит ли карта Смерть о смерти? У многих начинающих тарологов, зачастую возникает вопрос, как разглядеть физическую смерть человека. У многих сама карта Смерти XIII, при выпадении в раскладе уже вызывает панику и страх, тем более её изображения, в основном не очень "симпатичные".

Я даю здесь сочетания этой карты с другими, которые могут указывать на серьёзные неприятности и даже смерть. Да и то, даже два перевёрнутых Старших аркана (например XIIIпер+ Vпер ) не всегда могут указывать на смерть физическую, надо смотреть ещё и общую расстановку сил всего расклада и окружающие карты.

Размещаю эту информацию в помощь Консультантам и Консультирующимся, для того чтобы не было недоразумений, испугов, а то и запугиваний и шантажа со стороны некоторых недобросовестных гадалок.

Но даже если Таролог увидит во всём раскладе действительно Это, надо очень хорошо подумать, сообщать ли об этом Вопрошающему, или как можно деликатнее предупредить о повышенной осторожности. Сделать дополнительные расклады, чтобы выяснить какие есть шансы и выходы у обратившегося человека. Ведь многие люди очень впечательны, могут впасть в панику, депрессию и несчастье действительно может произойти.

Смерть-Шут, 13+22(0)

Смерть — Шут: серьезные перемены откроют перед человеком новые возможности; перемены в результате осущетвления новых идей; выход на более высокий уровень; смерть старого — рождение нового; улучшение состояния здоровья ребенка.

Смерть (п) — Шут: перемены, до которых человек еще не дорос; проблемы из-за легкомысленного отношения к переменам; начало периода созревания; детские заболевания (свинка, корь и т.д.).

Смерть — Шут (п): перемены по воле судьбы; невозможно повлиять на происходящие перемены; споры о методах воспитания; внезапное взросление; перемены из-за детей.

Смерть (п) — Шут (п): негативные перемены, на которые нельзя повлиять; тяжелая атмосфера, которую невозможно разрядить; утратить наивное отношение к жизни; серьезная болезнь ребенка.

Смерть-Маг, 13+1

Смерть — Маг: изменения в образе мыслей; интеллектуальное созревание; аттестат зрелости; перемены под влиянием полученных знаний; умение разрядить атмосферу задушевной беседой; улучшение состояния здоровья подростка.

Смерть (п) — Маг: человек напрасно и безуспешно противится переменам; долгае беседы; приходит конец юношескому идеализму; заболевания горла, дыхательных путей, голосовых связок.

Смерть — Маг (п): перемены вызывают бурный протест и выводят человека из состояния равновесия; перемены в отношениях с ровесниками и/или братьями и сестрами; мутация, ломка голоса.

Смерть (п) — Маг (п): перемены, о которых трудно говорить; человек узнает правду при драматических обстоятельствах, что серьезно меняет его жизнь; серьезная болезнь подростка; смерть приятеля.

Смерть-Жрица, 13+2

Смерть — Папесса: житейская мудрость помогает в период перемен; перемены под влиянием учебы; умение уделять делам ровно столько времени, сколько они того требуют; улучшение состояния здоровья пожилой женщины.

Смерть (п) — Папесса: сложные ситуации, в которых человек приобретает жизненный опыт, становится сильнее; перемены в отношениях с матерью (бабушкой); месячные; климакс; заболевания детородных органов.

Смерть — Папесса (п): серьезные перемены поставят под сомнение то, в чем человек был уверен; мать, которой легко манипулировать; неудачная смена направления учебы; оставить учебу; уйти из школы.

Смерть (п) — Папесса (п): отравление организма, обусловленное факторами окружающей среды; женщина, которая не желает осознавать, что время уходит; серьезная болезнь матери (бабушки); смерть близкого человека (женщины).

Смерть-Императрица, 13+3

Смерть — Императрица: девушка становится женщиной; женщина получает удовольствие во время сексуальной инициации; позитивные перемены эстетического характера; улучшение состояния здоровья женщины.

Смерть (п) — Императрица: человек, способный изменить художественные предпочтения других людей; пластическая операция; косметические процедуры; гормональные проблемы для обоих полов, для женщин еще и заболевания молочных желез.

Смерть — Императрица (п): человек, который легко меняется; восприимчивость к влиянию других людей; в браке, отношениях женщина нуждается в переменах и разнообразии; неудачные перемены в финансовой сфере; мелкое воровство.

Смерть (п) — Императрица (п): конец молодости; видимый процесс старения; возраст ограничивает возможности человека; отсутствие вкуса; в финансах — высокий риск убытков; серьезная болезнь женщины; смерть подруги.

Смерть-Император, 13+4

Смерть — Император: мужчина получает удовольствие во время сексуальной инициации; смена места работы; положительные перемены в карьере; повышение по службе, выход на более высокий уровень; улучшение состояния здоровья мужчины.

Смертъ (п) — Император: инициированные человеком изменения выйдут из-под его контроля; смена условий труда; карьера с переменным успехом; заболевания области головы,

например, мигрень, воспаления пазух.

Смерть — Император (п): в браке, отношениях мужчина нуждается в переменах и разнообразии; нарушения циркуляции энергии внутри организма (заблокированная чакра); перемены на работе вопреки желаниям человека.

Смерть (п) — Император (п): невыгодные для человека перемены в профессиональной сфере, карьере; падение конъюнктуры; снижение мужской потенции; серьезная болезнь мужчины; смерть приятеля.

Смерть-Жрец, 13+5

Смерть — Папа: изменения, касающиеся веры, смена религии или отношения к ней; неизменность традиции, этики; нравственная позиция, способная влиять на других людей и менять их; улучшение состояния здоровья отца (деда).

Смертъ (п) — Папа: стремление поменять традиции, обычаи любой ценой; влияние авторитетных личностей сдерживает перемены; вера превращается в ханжество; дерматологические заболевания, кожные аллергии.

Смерть — Папа (п): сомневаться в догме, религии; трансформация веры; перемены приведут к тому, что человек лишится своих корней; смена вуза или направления учебы; карта-совет: поменять учителя.

Смерть (п) — Папа (п): смерть идеалов, авторитетов; потеря веры; закрыть дело, чтобы больше уже никогда к нему не вернуться; серьезная болезнь отца (дедушки); смерть близкого человека (мужчины).

Смерть-Влюблённые, 13+6

Смерть — Влюбленные: позитивные перемены в браке, отношениях; генеральная уборка в квартире; смена места жительства; решения, которые приведут к переменам, но доставят радость; улучшение состояния здоровья супруга.

Смертъ (п) — Влюбленные: перемены к худшему в браке, отношениях; волею судьбы брак меняется; перенос сроков принятия решений; заболевания, связанные с внешним видом, пигментацией (например, альбинизм).

Смерть — Влюбленные (п): конец брака, отношений; перемены, которые спровоцируют развод; проблемы со сменой места жительства; квартира нуждается в очищении, освящении.

Смерть (п) — Влюбленные (п): нет близкого человека; человек не умеет или не хочет принять решение, потому судьба делает это за него; изменения, на которых настоял супруг; серьезная болезнь или смерть партнера.

Смерть-Колесница, 13+7

Смерть — Колесница: необходимость выбросить все старое, ненужное и навести в своей жизни порядок; многое меняющий поворот в карьере; вести, которые выгодным образом повлияют на ситуацию; отъезд позволит улучшить состояние здоровья.

Смерть (п) — Колесница: жестокий, строгий компаньон, партнер; вести, которые ничего не изменят; поездка не принесет желаемых результатов; все внезапные заболевания, удары, инфаркты, несчастные случаи, переломы.

Смертъ — Колесница (п): перемены приостановят карьерный рост, развитие; завершение деятельности или ее приостановка; известия вынудят прервать поездку; информация нуждается в проверке.

Смерть (п) — Колесница (п): неприятные, печальные вести; необходимость долго ждать поворота в карьере; расставание с близким человеком из-за отъезда; приостановить введение положительных изменений.

Смерть-Справедливость, 13+8

Смерть — Справедливость: получение формального согласия на введение изменений, серьезные перемены в государственной администрации и судебной системе; пребывание в больнице улучшит состояние здоровья.

Смерть (п) — Справедливость: дела о наследстве; благоприятные перемены в руководстве; отказ, несогласие администрации; отсутствие нужного документа; заболевания мочевой системы.

Смерть — Справедливость (п): суд Линча; самосуд; привычка осуждать других людей, не принимая во внимание обстоятельства; неблагоприятные перемены в руководстве; изменения, которые трудно осуществить.

Смерть (п) — Справедлшость (п): борьба за наследство; судебное дело против фирмы; оформление документов, связанных с чьей-либо смертью (например, свидетельство о смерти); потеря работы.

Смерть-Отшельник, 13+9

Смерть — Отшельник: пожилой человек, который еще многое может успеть; благоприятные изменения в пенсионной систе-ме к старости; повышение пособия, пенсии; улучшение состо-яния здоровья пожилого человека.

Смерть (п) — Отшельник: процесс изменений направит человека в нужное русло; умение использовать изменения в своих целях;заболевания, связанные с процессами старения (например, болезнь Альцгеймера).

Смерть — Отшельник (п): перемены выбьют человека из колеи; одинокая старость; изменения в материальном положении человека во второй половине жизни; уход с работы по возрасту и/или состоянию здоровья.

Смертъ (п) — Отшельник (п): затянувшаяся во времени сложная ситуация; вынужденный уход на пенсию; человек не может повлиять на происходящее; смерть пожилого родственника.

Смерть-Колесо Фортуны, 13+10

Смерть — Колесо Фортуны: внезапные, интенсивные, но, по сути, благоприятные перемены; судьба благоволит человеку; смена работы, выгодная в материальном плане; выигрыш в лотерею; общее улучшение материального положения.

Смерть (п) — Колесо Фортуны: неоправданный риск; новые варианты вложения денег не принесут ничего хорошего; чрезмерный материализм; бизнес, требующий больших вложений; заболевания печени.

Смерть — Колесо Фортуны (п): человек, любящий риск; человек сам провоцирует неблагоприятное развитие событий, искушает судьбу; неблагоприятные перемены в финансовой сфере; изменение процентных ставок в банках.

Смертъ (п) — Колесо Фортуны (п): человек меняет свое отношение к вопросам материального характера; убытки из-за нечестности партнеров, компаньонов; потеря доходов и всего, что было нажито.

Смерть-Сила, 13+11

Смерть — Сила: реванш; привычка платить той же монетой; перемены укрепят человека, выявят его скрытый потенциал; улучшение состояния здоровья.

Смерть (п) — Сила: излишняя привязанность к существующему положению дел блокирует любые перемены или перемены осуществляются насильственным путем; восстановление, реабилитация; заболевания мышечной ткани; проблемы с кровью.

Смерть — Сила (п): месть; у человека нет сил бороться с трудностями; долговременные неблагоприятные процессы в организме (например, злокачественное перерождение клеток); иммунные нарушения.

Смерть (п) — Сила (п): человек никак не влияет на происходящее; сильные изменения на многих уровнях; врожденные физические недостатки; потеря иммунитета и желания жить.



Автор Таролог Anri-Irene
 

Алексей Минский

Впередсмотрящий
практик
Сообщения
316
Симпатии
185
#11
Смерть-Повешенный, 13+12

Смерть — Повешенный: стоическое спокойствие в период перемен; изменения под влиянием молитвы, медитации; человек, избавившийся от вредной привычки; детоксикация организма; общее улучшение положения.

Смерть (п) — Повешенный: человек, который не хочет воспользоваться помощью и советами других; человек не осознает, что все вокруг него меняется; психические заболевания, различные зависимости.

Смерть — Повешенный (п): перемены, которые переворачивают все с ног на голову; измененные с помощью различных препаратов состояния сознания; тяжелая ситуация и никаких перспектив на ее улучшение.

Смерть (п) - Повешенный (п): попытки самоубийства; болезненная нервозность; нервный срыв; серьезные изменения психики, организма из-за пагубных пристрастий; человек перестает контролировать свою жизнь.

Смерть-Умеренность, 13+14

Смерть — Равновесие: спокойные, последовательные изменения; человек имеет возможность контролировать происходящие изменения; несмотря на перемены, восстанавливается жизненное равновесие.

Смертъ (п) — Равновесие: спокойное и вдумчивое отношение к серьезным переменам; человек не умеет приспособиться к переменам; мнимые заболевания, болезни внутреннего уха, заболевания, вызванные неумеренностью в чем-либо (например, ожирение).

Смертъ — Равновесие (п): перемены рушат сложившиеся отношения; истерия; перемены вызывают напряжение, раздражение; медленное, но верное выздоровление.
Смертъ (п) — Равновесие (п): конец сложившихся, устоявшихся отношений; перемены от скуки; процесс изменений выходит из-под контроля; человек провоцирует сход такой лавины событий, на которые он уже никак не сможет повлиять.

Смерть-Дьявол, 13+15


Смерть — Дьявол: энергия трансформаций; изменения на энергетическом уровне; перемены благодаря деньгам или энергии; сексуальный потенциал; экстаз; положительные изменения в сексуальной сфере.

Смертъ (п) - Дьявол: даже хорошие по своему замыслу планы приведут к неблагоприятным результатам; желание разбогатеть любой ценой, расчетливость; заболевания мочеполовой системы, венерические заболевания, СПИД.

Смерть — Дьявол (п): перемены, которые сковывают, парализуют человека; человек использует секс для того, чтобы что-то изменить; притворная страсть, фригидность, импотенция.

Смерть (п) — Дьявол (п): изменения из-за вмешательства черной магии; энергия для сглаза; перемены в энергетической сфере; потеря репродуктивных способностей (стерилизация, кастрация).

Смерть-Башня, 13+16

Смерть - Башня: перемены, которые вынесут человека наверх; смена места жительства, изменение назначения постройки; сила, позволяющая начать новую жизнь; улучшение жилищной ситуации.

Смерть (п) - Башня: уничтожение старой системы; голая правда; проблемы с жильем; изменения, касающиеся недвижимости, зданий; заболевания костной ткани, позвоночника, хронические недомогания.

Смерть — Башня (п): перемены, которые приведут человека к крушению; необходимость в очередной раз начинать все с нуля; построить новое можно только разрушив старое; изменения вопреки ожиданиям.

Смертъ (п) — Башня (п): конец прежней жизни; дестабилизация; человек не знает, с какой стороны ему грозит опасность; потеря дома, недвижимости, своего места в жизни.

Смерть-Звезда, 13+17

Смерть — Звезда: перемены под влиянием творчества; перемены разовьют творческую мысль и изобретательность; завершение конфликта, примирение; улучшение отношений с друзьями.

Смерть (п) — Звезда: перемены вернут человеку способность творить; желание насильно менять и осчастливливать своих друзей; нет надежды, что перемены будут благоприятными; заболевания дыхательных путей, астма; болезни рук.

Смерть — Звезда (п): непостоянные связи; частая смена знакомых; неблагоприятные перемены лишат способности к творчеству; переменчивый, непостоянный супруг; очередная влюбленность.

Смертъ (п) — Звезда (п): конец чувства, дружбы; цинизм; перемены окажут пагубное влияние на чувства человека; отсутствие вдохновения, творческой жилки; смерть друга.

Смерть-Луна, 13+18

Смерть - Луна: перемены произойдут незаметно, легко, безболезненно; осуществляя свою мечту, человек меняет мир; новая мечта; человек, мечтающий о переменах; восстановление интуиции.

Смерть (п) - Луна: мечты приведут к неблагоприятным переменам; мечты становятся иными; внешние перемены будут препятствовать осуществлению мечты; заболевания желудка, болезни крови и лимфы.

Смерть — Луна (п): мечты превращаются в иллюзии; нездоровые, полные кошмаров видения; больное воображение; перемены, осуществляемые женщиной, принесут проблемы, но избежать их не удастся.

Смерть (п) — Луна (п): мечта умирает; человек отказывается от осуществления своей мечты; человек, легко поддающийся влиянию черной магии; сглаз; нет надежды на какие-нибудь перемены; потерять мечту.

Смерть-Солнце, 13+19

Смерть - Солнце: человек, который не боится перемен и умеет использовать их в своих целях; человек, который инициирует и контролирует изменения; улучшение самочувствия, повышение жизненного тонуса.

Смерть (п) - Солнце: сильный человек, который не поддается переменам; нонконформист; человек, который старается не причинить вред другим; забота о собственном здоровье; заболевания сердечно-сосудистой системы, врожденные и приобретенные пороки сердца.

Смертъ - Солнце (п): человек, который в случае необходимости легко приспосабливается к изменившейся ситуации; действия, совершить которые человека заставили перемены; длительное выздоровление; невнимание к собственному здоровью.

Смертъ (п) - Солнце (п): социальный паразит; человек, живущий за счет других людей; неумение использовать перемены в своих целях; потеряться в новой ситуации; потеря самообладания, потеря сознания.

Смерть-Суд, 13+20

Смерть - Суд: благоприятные перемены в семье; человек, оказывающий позитивное влияние на семью или ближайшее окружение; новые соседи, знакомые; улучшение отношений с семьей.

Смерть (п) - Суд: семья, которая меняется под влиянием внешних обстоятельств; перемены усилят позицию человека в семье; заболевания толстой или прямой кишки.

Смерть — Суд (п): изменения во внутрисемейных отношениях; перемены в одном из членов семьи выявят ее слабость; семейные торжества, юбилеи и годовщины; особый повод для встречи.

Смерть (п) - Суд (п): разрыв отношений с семьей, в которой человек вырос; человек, воспитанный дальними родственниками; неизбежные перемены; смерть семьи или близкого родственника.

Смерть-Мир, 13+21

Смерть - Мир: благоприятные перемены во всех сферах жизни; новые шансы и возможности; перемены откроют человеку мир; улучшение контактов с иностранцами.

Смерть (п) - Мир: перемены за границей повлияют на жизнь человека; изменения в контактах с иностранцами; нерешенные вопросы, касающиеся поездок за границу; заболевания нервной системы.

Смертъ — Мир (п): перемены помешают поездке за границу и/или контактам с иностранцами; внезапные, неожиданные перемены, которые заставляют изменить планы; стремление воспрепятствовать прогрессу.

Смерть (п) — Мир (п): непонятно, откуда придут перемены и на что повлияют; отказ от современных решений проблемы; поездка за границу ничего не изменит; смерть кого-то за границей.

АВТОР Таролог Anri-Irene