Добро пожаловать на форум SolNoctis.ru
Живое общение в нашем паблике Вконтакте: Философия Оккультизма [Sol Noctis], подписывай и будь в курсе интересных событий.

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#1

Другие названия: Висящий, Дух Могущественных Вод.

Названия на других языках: Il Penduito, Le Pendu, The Hanged Man, Die Selbstlosigkeit.

Астрологические соответствия: Рыбы и Нептун.

Каббалистическое значение: опыт.

Оккультное значение: открытая рука.

Физическое значение: жертва.

Историческая фигура: Фреди Меркьюри.

Места: те места, в которых мы бываем по необходимости; нудный доклад; опостылевшая работа; вымученные родственные или дружеские сборища.

Прогностическое значение в прямом положении:
  • самоотреченность;
  • отказ;
  • покаяние;
  • желание "кому-то плакаться в жилетку";
  • понимание страдания как необходимости, которая со временем может принести выгоду;
  • самоизоляция от мира;
  • полный отказ от деятельности;
  • созерцательность;
  • медитация;
  • молитва;
  • стремление к спокойствию и гармонии;
  • отказ от участия во всех жизненных ситуациях;
  • покорность судьбе;
  • духовное и интеллектуальное развитие;
  • большой шаг вперед в духовном развитии, а затем резкая остановка;
  • осуществление сознательного изменения в отношении к жизни;
  • бескорыстное служение;
  • служба;
  • сотрудничество;
  • такт и дипломатичность в поступках;
  • самопознание, достижение внутреннего спокойствия;
  • отказ от прежнего стиля жизни;
  • изменение стиля жизни;
  • задумчивость;
  • рефлексия.
Тип человека в прямом положении: человек, созерцающий жизнь; старательный, но малопродуктивный работник; ученик, преданный своему учителю.

Прогностическое значение в перевернутом положении:
  • подчеркнутое сохранение спокойствия;
  • метания;
  • трудности в реализации надежд и стремлений;
  • тяжелая работа и неудовлетворенность своим социальным или профессиональным положением;
  • работа, выполняемая по необходимости;
  • нежелание напрягаться;
  • потеря доверия;
  • потеря времени;
  • денежные потери;
  • самообман;
  • отвращение;
  • бегство от реальности;
  • абсолютное неприятие любых обязательств;
  • бессмысленная трата энергии;
  • нереальные планы;
  • претенциозность;
  • праздность;
  • измена;
  • патологическая ревность;
  • невозможность сохранения спокойствия;
  • недостаточная откровенность с другими людьми;
  • формализм;
  • слишком пристальное внимание к мелочам;
  • недостаток методичности в действиях;
  • нарушенное внутреннее равновесие;
  • психические заболевания;
  • бегство от реальности в мир наркотических грез или в алкогольный дурман.
Тип человека в перевернутом положении: человек, живущий согласно строго определенному раз и навсегда плану; рафинированный или слишком ортодоксальный человек; тот, кто употребляет разнообразные стимуляторы.

Психологическое значение: в твоей жизни случилось что-то новое, и пока это кажется тебе странным, трудным для осмысления. С тобой происходят странные и непонятные вещи – то, чего на самом деле быть не может. Но это не должно тебя пугать, постарайся быть открытым всему новому, посмотри на мир другими глазами. Если привычный мир встал c ног на голову, помни, что и ты можешь сделать то же самое. Учись наблюдать, но старайся при этом сохранить ясность мышления и спокойствие души. Еще более важно для тебя сохранить равновесие между тем, что есть в тебе, и тем, что происходит снаружи. Не пытайся уйти в себя и ограничиться миром собственных переживаний. Терпеливо жди развития событий. Да, ты ненадолго остановился, но скоро жизнь снова понесет тебя вперед – постарайся психологически быть к этому готовым.

А. Хшановская "Магия таро"
 
Последнее редактирование:

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#2
Архетип Повешенного

Отстаньте вы все от меня!

Решение вступить на путь духовного развития, углубления своего внутреннего мира и познания вечных законов само по себе достаточно трудно. Конечно, гораздо проще жить во внешнем мире, где все подчинено стандартным законам, правят бал известные всем теории и нет никаких "белых пятен". И хотя любой бизнесмен скажет, что в нашем мире действует право сильнейшего (это – всего лишь пример неправильно используемой Силы), гораздо более трудные задачи стоят перед человеком, который пытается понять свой внутренний мир. Это происходит потому, что люди забыли или утеряли в процессе своего исторического развития то знание, которое собирали и умели использовать Маг и Наивысшая Жрица. Зачастую это знание высмеивалось, его называли предрассудком и суеверием (в оригинале здесь очень красивое польское слово "забубон" – прим. переводчика), поскольку оно не поддавалось рациональному анализу. Материальные отношения, в которых находится человек, требуют от него все большей включенности, а темп жизни все увеличивается, вынуждая человека торопиться, и не оставляет ни минуты для размышления о себе и окружающем мире.

Первым условием вступления на путь духовного развития, ведущего к возвращению к себе и к своей утраченной Искре Божьей, является остановка и прекращение той сумасшедшей погони за успехом и деньгами, в которой живут современные люди. Вместо этого человек должен в тишине и уединении предаться созерцанию окружающего мира, друзей и близких, всмотреться в природу, привести свою жизнь в согласие с ее ритмом. Надо просто все поставить с ног на голову и тем самым принять позу Повешенного. Разрушив прежний стиль жизнь, отделив себя от спешки и погони за материальными богатствами, изменив ценностные приоритеты, человек может подготовить почву для своего дальнейшего развития. Повешенный символизирует человека, обращенного внутрь себя, познающего себя и смотрящего на мир и жизненные ценности с совершенно иной точки зрения.

Однако такие способности не проявляются сами по себе. Здесь мало одного желания. Самопроизвольно это могло происходить с человеком в древнем мире, когда его душа не была так отягощена, как сегодня. Современный же человек, желая глубже познать себя и найти дверь в свой внутренний мир, сначала должен очиститься от штукатурки многочисленных комплексов и запретов. Лучшим рецептом здесь могут быть
медитация и молитва, позволяющие осуществить непосредственный контакт души с ее Божественным началом, понять его и расширить свои представления о мире.

Обе эти формы погружения в глубины своей души и очищение от дурных наслоений цивилизации помогут человеку
освободиться от прежней реальности. Они выработают новое отношение к миру и его проблемам и позволят дистанцироваться от них. Не нужно много времени, чтобы понять, что то, к чему человек так упорно стремился, за что был готов отдать если не душу, то все свое время, силы, энергию и даже здоровье, не стоит таких жертв. Замедление темпа жизни дает возможность увидеть, как она прекрасна. К примеру, можно остановиться, чтобы полюбоваться заходом Солнца, цветущей розой, насладиться пением соловья или жаворонка, вытереть слезы с лица своего или чужого ребенка. Когда-то человек считал это потерей времени, и только теперь Повешенный понял, что это лучшие мгновения жизни, что это они придают ей ценность и... их нельзя купить ни за какие деньги.

Молитва и медитация возвращают человека к Богу, которого он когда-то утратил в жизненной суете, в погоне за деньгами, в стремлении к славе. Повешенный, обретя внутреннее равновесие и душевное спокойствие, соприкасается с Божественным началом своей души, вновь обретает Бога и потребность контакта с Ним. С радостью он видит, что хотя человек забыл о Боге, Бог не забыл о человеке. Благодаря этому Повешенный избавляется от смуты и хаоса, в которые была погружена его усталая и измученная душа, он начинает понимать, какое глубокое спокойствие можно найти в тишине. Все глубже погружаясь в мир молитвы и медитации, он постепенно теряет контакт с внешним миром, ибо, что может его там интересовать, если из этого мира в человеческую душу приходят зло и смута? Не лучше ли оставаться внутри себя в плотном коконе молитвы и медитации?

Но именно здесь человека, вступившего на путь духовного развития, и подстерегает главная опасность. Человек может так хорошо чувствовать себя в позиции Повешенного, обращенного внутрь себя, отгороженного от боли и страдания молитвой и медитацией, удовлетворенного полученным спокойствием, что он пожелает остаться в таком состоянии навсегда. Но,
стоя на месте, нельзя двигаться вперед, и не для того человеку дан духовный путь, чтобы, сделав первый шаг, он остановился и заявил: "Мне здесь так хорошо, что дальше я никуда не пойду!"

У каждого из нас есть на земле своя миссия, которую он должен исполнить, а люди, вступившие на путь внутреннего развития, ответственны за это вдвойне. Самые глубокие и сокровенные мысли и чувствования человека не могут быть "искусством для искусства" – они призваны чему-то служить. Вполне определенные задачи имеет и духовное развитие. И если одной из них безусловно является переход на более высокий уровень сознания, то не менее важно и исполнение своей миссии в мире, какой бы малой она ни была, а также служение другим людям советом, помощью и поддержкой. Оставаясь в позиции Повешенного, человек этого выполнить не может. Здесь необходимо истинное внутреннее изменение, трансформация, символом которой стала Смерть.

А. Хшановская "Магия таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#3
12. "Повешенный"

АРХЕТИП:
Плен, тюрьма.

БУКВА:
Буква Ламед = Л, символ: протянутая рука, жертва. Числовое значение = 30.

ЧИСЛО:
12=3х4=рубеж времени в человеческом мире.

1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78 78 - число карт Таро. 12 дневных и ночных часов, 12 месяцев. Иисус, в двенадцать лет вошедший во храм.


К.-Г. ЮНГ

«Неосознанное все время пытается создавать немыслимые ситуации, чтобы вынудить индивида проявить себя с лучшей стороны... Иначе человек будет удовлетворяться меньшим, будет неполноценен, не сможет реализовать себя. Немыслимая ситуация нужна, чтобы отказаться от своих привычных желаний, привычных способов мышления, чтобы у человека не было иного выхода, кроме как положиться на неосознаваемую силу роста и развития».

ЦИТАТА:
«Заклинило? Это и есть точка начала отсчета нового сознания». Роберт Пирсиг

ОБРАЗЫ: Вынужденный покой. «Авария». Интро- версия. Стойка на голове.

МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО:

Облако вдохновения: здесь - синие волосы, в других колодах - нимб или сияние.
Скрещенные ноги = 4 (крест). Также - намек на карту Императора, которого часто изображают со скрещенными ногами.
Голова и руки = 3 (треугольник). 3x4=12. Земной крест над божественным треугольником - Иисус, несущий Свой крест, или Атлант, поддерживающий земной шар.


ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА: Т-образный крест (дерево), знак адепта (посвященного), символ исцеления и посвящения. Ноги складываются в гностический крест. В отличие от большинства других колод у Уэйта Повешенный подвешен за правую ногу. Это - указание на то, что он пошел на это сознательно. Побеги на дереве - признак роста новой силы. Перевернутая фигура Повешенного представляет собой аналог прямой фигуры на карте Мира (XXI). 12 - «перевернутое» число 21.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ: Внешняя неподвижность - это внутренняя свобода. Находясь на протяжении долгого времени вниз головой, лучше чувствуешь ритм собственного сердца. Он означает: «я существую». Восточные мистики называли этот ритм «надо» и считали, что он соответствует ритму Абсолюта, то есть Космоса (по принципу микрокосм=макрокосм).

АНАЛОГИИ:
Согласно «Старшей Эдде», Один 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиле, а сойдя на землю, нашел руны и преисполнился мудрости и знания:
«Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».
Мировое Древо расположено вблизи лона матери-земли, возле Омфалоса, пупа мира. Оно соединяет между собой различные «этажи» мира, спускаясь корнями в Подземное царство и уходя кроной в Небеса. Иггдрасиль источает мед, дающий силу и мудрость. Это древо (так же, как и деревья шаманов) растет сверху вниз, с небес на землю. Волшебница Вельва поднимается по нему вниз (!), проходя одну за другой девять ступеней (или девять ветвей), ведущих к девяти мирам.
По «Эдде», при помощи 12 магических рун можно заставить повешенного отвечать на любые вопросы. Святой Петр, распятый вниз головой, что символизировало человека, каким он был до того, как Люцифер перевернул прежний порядок вещей. По легенде, на кресте Петр сказал: «Вот что говорит Господь втайне: Если не примете правого, если не признаете верха низом [т.е. высшее низшим], то не познаете Царства».


СОВЕТ:
«Глядя на мир вниз головой, я вижу его совершенно иначе». Шелдон Копп

КАЧЕСТВО:
Принятие своей судьбы и поиск ее глубинного смысла.

ЦЕЛЬ:
Освобождение, достижение зрелости, обретение мудрости, спасительный «спуск с небес».

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА:
Уныние, пораженческие настроения.

ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
(плюс) Перемены в жизни, ощущение доверия, инициация, открытость всему новому. Внутренний покой, новый взгляд на мир.
(минус) Лжеучение, высокомерие, сопротивление всему новому, пораженческие настроения, страхи, пассивность, усталость, измена кому-то или чему-то.


СИНТЕЗ:
Число 12 представляет собой конец цикла. Новый цикл начинается опять с единицы. Смерть и Воскресение - архетипические «станции» возле этого рубежа. Таким образом, карта Повешенного включает в себя и такие темы, как жертва,
самопожертвование, жертвоприношение (отказ от прежних целей, представлений, мнений, вплоть до чувства собственного достоинства). Чаще всего она говорит о том, что что-то «заклинило», произошла «авария», человек бессилен, он не может ничего поделать. Как если бы Судьба в своей игре вдруг сделала ему «шах», и теперь человек вынужден отказаться от всех своих так хорошо продуманных замыслов, чтобы только избежать грозящего ему «мата». Это - препятствие, которое само по себе еще не опасно, так что человек иногда даже не замечает его; однако оно обладает тем неприятным свойством, что, раз появившись, уже не исчезает, мешая движению вперед, и не исчезнет до тех пор, пока человек не извлечет заложенного в нем для себя урока. Зато урок этот часто оказывается жизненно важен.


Будучи последней картой двенадцатиричного цикла, Повешенный олицетворяет некий экзамен, который человек должен сдать, прежде чем вступить в следующий цикл. Все, что может помешать этому, нужно оставить позади - старые привычки, представления и шаблоны, - вооружившись лишь готовностью воспринимать и принимать то новое, что несет с собой следующий цикл. И, в отличие от карты Смерти (XIII), это происходит не за счет отказа от своей прежней личности, а путем осознания того, что что-то где-то «заклинило» (что часто воспринимается очень болезненно), и это ощущение не проходит до тех пор, пока человек окончательно не настроится на свой будущий цикл.

Это, в частности, означает, что карта Повешенного может символизировать ритуал посвящения в те или иные ступени познания, экзамен на следующую ступень для адепта. И, поскольку адепты обычно сознательно идут на это, Повешенный в колоде Уэйта подвешен за правую ногу (означающую сознание).

СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Вынужденный перерыв, тупик; необходимость переждать бурю, сидя в одиноком приюте на склоне горы, или машина не заводится как раз тогда, когда позарез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не можешь найти заграничный паспорт, и т.п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь.

ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ:

Например, заклинило винт на закрылке мотоцикла. Ты листаешь инструкцию, чтобы понять, нет ли у этого винта каких-нибудь особенных функций, почему он не отвинчивается, но там сказано лишь: «снять закрылок» - в том неподражаемо лаконичном стиле, которым обычно пишутся инструкции, чтобы ни один нормальный человек не мог в них разобраться.
И если ты к тому же неопытный механик, то будешь ковырять этот винт отверткой до тех пор, пока не отвалятся руки - просто потому, что до сих пор ты всегда так поступал, и это всегда приводило к какому-то результату; однако на сей раз ты добьешься лишь того, что собьешь резьбу, и винт нельзя будет вывинтить уже никак.

Между тем твоя мысль давно обогнала руки, и ты уже видел то, что скрывается под закрылком - и вдруг тебе приходится не только остановиться, но и задуматься, и наконец до тебя доходит, что этот несчастный винт заклинило не просто так, что это - знак того, что заклинило вообще все, и значит, мотоцикл сегодня уже не починить. Все, приехали. Такое случается очень часто, и не только в технике, но, например, и в науке: заклинило, и все.
И инструкция тут уже не поможет, равно как и твоя хваленая научная смекалка. Не нужны никакие эксперименты, чтобы понять, что случилось. Случилась простая вещь: заклинило винт, и тебе надо что-то придумать, чтобы его вывинтить.

Это и есть точка начала отсчета нового сознания. Заклинило, и все. Приехали. Ау! - Нет ответа. Тяжелый удар по самосознанию (и самолюбию). А время-то уходит. И ничего сделать нельзя. Стыдно-то как, не описать словами. Может, лучше отогнать мотоцикл к какому-нибудь толковому механику, который действительно разбирается в технике? Если при этом у человека возникает желание шарахнуть по закрылку кувалдой, то это вполне закономерно и даже нормально. Или человек начинает размышлять, что бы предпринять, и больше всего его привлекает возможность подтащить мотоцикл к ближайшему мосту и столкнуть в реку. Потому что какой-то жалкий винт просто не имеет права так унижать свободную человеческую личность.

На самом же деле тут человек сталкивается с Великим Неизвестным западной цивилизации, с той пустотой в сознании, с которой он не знает, что делать. Западный человек не может жить без конкретной идеи, без очередной рабочей гипотезы.
А давайте-ка попробуем взглянуть на ситуацию по-новому, исходя из того, что «заклинило» - это точка начала отсчета, то есть не самое худшее, а самое лучшее из всего, что только может быть. Не зря же дзен-буддисты сознательно стремятся к такому состоянию. Да они делают все возможное, чтобы их «заклинило», чтобы дух освободился, чтобы наступило ощущение «вечного начала». Представь, что «заклинило» тебя навсегда, что ты вечно будешь находиться в таком состоянии, - это поможет тебе больше, чем любые идеи, которые судорожно вырабатывает сейчас твой ум. Решение проблемы может сначала показаться совершенно неважным, а то и ненужным, однако само ее наличие («заклинило») со временем заставит тебя взглянуть глубже. И тогда ты поймешь, что «неважным» оно казалось из-за твоего прежнего упрямства, которое и привело к тому, что тебя «заклинило». А теперь подумай о том, что это состояние «заклиненности» когда-нибудь закончится, оно пройдет, даже если ты изо всех сил будешь пытаться удержать его. Твой дух сам, естественно и свободно, найдет решение проблемы, и этому ты тоже не сможешь помешать - если ты, конечно, еще не стал мастером дзенской «заклиненности». Страх перед нею необоснован, так как чем дольше ты пребываешь в этом состоянии, тем больше выигрываешь в качестве мышления, которое и позволит тебе легко находить любые решения.

Тебя «заклинило» - ну и что? Этого не надо ни избегать, ни бояться. Это состояние - психический предвестник подлинного Понимания:
- Винты, они обычно настолько малы и так дешево стоят, что кажутся человеку неважными. Тебе же, чей взор ясен, а мысль обрела качество, ясно теперь, что данный конкретный винт вовсе не мал, не дешев и очень даже важен. Теперь ты видишь, что этот винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, потому что, пока ты его не вывинтил, тебе и от мотоцикла нет никакого проку. Так винт в этом новом свете становится символом твоей готовности расширять свои горизонты. Какое именно решение ты найдешь, уже неважно, потому что любое решение будет результатом роста качества. Найдя решение, понимаешь, каким простым оно было. Но понять это может лишь тот, кто его уже знает!

Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за ним»

Хайо Банцхаф "Основы таро. Энциклопедия арканов"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#4
12. ПОВЕШЕННЫЙ

Повешенный, если взглянуть на него по-простому, означает, что мы "застряли", зашли в тупик. При более близком рассмотрении оказывается, что за этой внешней неподвижностью кроются необходимость и неплохая возможность переосмыслить многое в жизни, а как следствие — произвести глубокие перемены, как в ней самой, так и во взгляде на нее. Пассивность, к которой мы приговорены в этот период, больше всего напоминает образ лежачего больного, — это тоже одно из значений карты. О Повешенном как об ощущении хорошо сказал К. Г. Юнг: "Висеть означает(...) и даже вполне позитивное hanging on, что, с одной стороны, означает некоторое затруднение, хотя и преодолимое, однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком".

РАБОТА: Первое значение — стагнация, то есть замедление хода дел, возможно даже значительное, если вообще не остановка. Ваш проект "завис", обещали повысить - и дальше ни звука, перейти к новому делу никак не удается, самые важные планы натыкаются на неодолимые препятствия. Хотя такой застой редко наступает неожиданно. Начинается все с неурядиц, мелких, но досадных; мы злимся, конечно, но не придаем им значения. Лишь когда их накапливается много, потеря темпа становится заметной, а там уже недалеко и до остановки. И тут уж ни упорство, ни даже силовые методы не помогают. И единственный выход из такой ситуации — это осознать, что мы зашли в тупик. Только когда мы действительно будем готовы перестроиться и переучиться, проблемы начнут решаться. Эх, задумайся мы тогда над этими мелочами!..

СОЗНАНИЕ: И тут кризис. Мы слишком долго цеплялись за что-то и теперь видим, что это и было для нас самой большой помехой. Но в том-то и заключается великий смысл этой карты. Часто бывает, что человек долго болел или был без работы, и это давит и будет давить на него до тех пор, пока он не перестроится и не переучится, не привыкнет к новому взгляду на мир или к новым условиям и занятиям. Если мы уже пришли к выводу, что зашли в тупик, однако еще не поняли, в чем ошиблись или за что цеплялись слишком долго, то помочь нам может только обретение мира в душе и терпеливое самосозерцание. И, рассмотрев и проанализировав, как следует, свою проблему, мы рано или поздно придем к познанию ее сущности, обнаружим то, что до сих пор упускали из виду.

ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: В этой области карта Повешенного чаще всего проявляет свои самые печальные стороны. Мы прочно застряли в теперешней совсем невеселой ситуации. Это может быть жизнь в одиночестве в течение довольно долгого времени, целый ряд безуспешных попыток найти или восстановить надежные партнерские отношения, или, наоборот, освободиться от нелепого союза, в который мы впутались по собственной неосторожности. Но, как бы там ни было, эта карта и здесь означает необходимость перестроиться и, прежде всего, осознать, что мы в свое время неправильно поняли или сделали, после чего и заработала эта молотилка.

Астрологическое значение: Сатурн в 8-ом доме. Планета Предела, разлуки и прощания, умирания и возрождения.

Х. Банцхаф "Самоучитель по таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#5
АРКАН XII. ПОВЕШЕННЫЙ

На картинке мы видим человека, повешенного между двух столбов за ногу, вниз головой.
Повешенный является отражением второй стороны архетипа “Герой”, которая сформировалась позже, по-видимому, под влиянием так называемых “религий спасения”, популярных среди рабов в греко-римском обществе, а затем давших начало христианству.


Легенда о герое-освободителе, Божьем сыне, боровшемся за всеобщее спасение и принявшем страшную смерть во имя интересов несчастных и обездоленных, возникла, по мнению исследователей, под влиянием многочисленных восстаний рабов задолго до появления христианства как конфессии. В сохранившихся фрагментах рассказа Диодора Сицилийского, который использовал подлинные документы, принадлежащие рабам, и впоследствии полностью утраченные, вожди восстания изображались как цари-пророки (некоторые сравнивают их с Иоанном Крестителем и даже, в соответствии с иудейскими преданиями, с Христом). Народные освободители прибегали к всевозможным чудесам и провозглашали “новое царство”, которое во многом подобно “царству мессии” и “небесному царству” библейской литературы и древнейших христианских писаний.

В Средние века обычай вешать осужденного за ногу был очень распространен. Этот метод считался самым позорным и применялся в основном к простонародью, особо опасным государственным преступникам, еретикам (таким образом, например, было вывешено тело знаменитого адмирала Колиньи, героя гугенотов). Именно эта крайняя позорность объединяет повешение за ногу с распятием на кресте во времена рабовладения. В тамплиерских рукописях проводится прямая аналогия между образами Христа и Повешенного: “Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг”.

Повешенный отражает образ Сына – раба – героя - избавителя, отданного на заклание Отцом – хозяином – героем – завоевателем - основателем и вседержителем в представлении людей, и является символом ритуальной смерти-возрождения через самопожертвование.

В сновидениях повешенный обычно предвещает обиду, оскорбление.

В раскладе на ситуацию эта карта говорит, что спрашивающему придется поступиться своими интересами, но это будет для него к лучшему. Если студент гадает на предстоящий экзамен, можно ответить ему распространенной студенческой поговоркой: “Экзамен — это пять минут позора, а затем — полная свобода”.

В личном раскладе Повешенный означает самоотверженность, обостренное чувство долга. При негативных Младших Арканах эти качества могут носить тягостный характер и сильно мешать их обладателю. Также эта карта может означать физическое заболевание, например, одна из моих знакомых, инвалид с детства, по появлению Повешенного в раскладе могла узнать, что получит весточку от кого-нибудь из своих друзей по несчастью.

В раскладе на душевное состояние Повешенный показывает чувство униженности, обиды. В зависимости от сопутствующих Младших Арканов можно предположить причину и степень негативной заряженности. В некоторых случаях эта карта может означать бессознательное предчувствие скорой болезни.

А. Величко "Карты таро без мистики и тайн"
 
Последнее редактирование:

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#6
XII. Повешенный

Его виселица имеет форму тау-креста [буквы Т]. Сам же персонаж - вернее, его ноги - образуют крест-свастику. Голову этого кажущегося мученика осеняет нимб.
Следует отметить, что 1) жертвенное дерево живое, ибо на нем зеленеют листья; 2) на лице персонажа выражение глубокого транса, но никак не страдания; 3) вся фигура наводит на мысль о замершей на какое-то время жизни, но все же о жизни, а не смерти. Эта карта полна глубокого скрытого значения. Один из редакторов Элифаса Леви предположил, что этого значения не знал ни сам Леви, ни его комментаторы. Символ XII ошибочно именовали картой мученичества, картой благоразумия, картой долга, картой Великого Делания. Что до меня, то я просто считаю, что карта эта выражает взаимосвязь между Божественным началом и Вселенной в одном из ее аспектов.
Кому дано понять, что в этом символе запечатлена вся история его высшей природы, тому многое откроется о возможности великого пробуждения, и он узнает, что после священного таинства Смерти приходит светлое таинство Воскресения из мертвых.

Прорицательные значения:
Мудрость, осмотрительность, проницательность, испытания, жертва, интуиция, предсказание, пророчество.

Перевернутая карта :
Себялюбие, толпа, прозорливый человек.

А. Уэйт "Иллюстрированный ключ к таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#7
XII Повешенный / The Hanged Man (The Traitor) / le Pendu (le Traitre) / Der Gehängte

Красивый юноша подвешен за правую ногу на Т-образном кресте, сколоченном из свежесрубленных деревин. Руки его связаны за спиной – казалось бы, он должен страдать; но лицо его выражает умиротворенность, а левая нога свободно закинута за правую. Лицо излучает сияние, ибо он носит в себе свет.

В обыденном плане Повешенный – это Учащийся: ведь, с одной стороны, учение – всегда принуждение, ограничение свободы, хоть и временное. С другой же это – новый, возможно, прямо противоположный привычному взгляд на вещи. В трансцендентном же плане это – Посвященный, познавший мистическую сторону вещей, но осознавший и невозможность вмешательства в их ход, а потому покоящийся, отдыхающий. Временные неудобства уже не в силах смутить его душу.

Когда-то эту карту называли “Предатель” (предателей вешали именно так) и истолковывали в прямом смысле, как угрозу предательства или наказания за него. Однако название “Повешенный” появляется уже в XVI веке, а одно из французских наименований карты, Potence, прямо указывает на иное ее значение, ведь “потенцированием” называется возведение в новую степень, а в гомеопатии так называют процесс изготовления медикаментов, превращение ядов в лекарства.

В Египетском Таро ее называют Жертва, хотя современное значение Повешенного (в прямом положении) в том и состоит, что от тебя не требуется жертвы, она излишня.

Смысл карты:
в твою жизнь пришло новое. Сейчас оно кажется тебе странным, необъяснимым; с тобой происходят неожиданные вещи, случается то, что не могло случиться. Но пусть это тебя не смущает: будь открыт всему новому, взгляни на мир иначе. Если мир перевернулся, ты тоже встань на голову! Учись, терпи, сохраняй ясность духа – и жди.

На практике эта карта означает необходимость учиться новому. Таким образом, это одна из карт, дающих положительный ответ на вопросы вроде: “поступит ли ребенок в институт?” Однако и людям взрослым она советует не держаться за старые представления, а попробовать найти новую точку зрения.

В перевернутом виде означает, что человек не готов воспринимать новое, поэтому учеба и пересмотр старых взглядов маловероятны.

Для бизнесмена прямой Повешенный – это чаще всего совет начать осваивать новые области бизнеса. Если же он перевернут, то одно из двух: либо фирма богата и сильна, и тогда ей надо стоять на своем, не меняя ни буквы в ранее заключенных договорах (тогда она победит), либо же это маленькая фирма, которая многим рискует, и тогда ей лучше сразу сдаться “на милость победителя”, то есть того, кто первым пришел и предложил энную сумму денег.

Евгений Колесов "Толкования"
 
Последнее редактирование:

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#8
«ПОВЕШЕННЫЙ» (XII)

Первоначально «Повешенный» в системе Таро символизировал наказание. Существовала традиция наказания за дезертирство, трусость, малодушие или ложные клятвы (или другое клятвопреступление) рыцаря. Его вешали за ноги и били палками. Если виновный был мертв, то вешали его тело и поступали ровно таким же образом. А если он бежал (дезертир и трус), то его рисовали именно в этой позе и этим ославляли. Интересно то, что отец Франческо Сфорцы, Муцио Аттендоло, однажды попал в такую историю. Он был наемником-кондотьером, обласканным папой римским, однако затем встал на сторону его врагов, после чего был подвергнут такому карикатурному поруганию. Иногда в старых колодах Таро, по свидетельству исследователей, вместо «Повешенного» как раз присутствовала четвертая добродетель – «Танцор по имени Благоразумие» или же «Акробат». Таким образом, мы можем предположить, что именно «Повешенный» вытеснил четвертую добродетель «Благоразумие». Если судить об этом с точки зрения внутреннего мира человека, то адекватная оценка своего поведения и его последствий (что есть благоразумие) была заменена самообвинением и раскаянием.

Классическая иконография. Между двумя столбами (или на одном столбе – но тогда усиливается тема жертвы на Мировом Древе[1]) висит юноша, подвешенный за одну ногу, вторая полусогнута. Его руки висят или скрещены над головой. Иногда внизу течет вода.

Подвешенность и неопределенность

В системе Золотой Зари этой карте приписывалась буква мем, «вода»; соответственно и связывалась она со стихией воды. Сочетание позы и ситуации Повешенного с темой воды родило идею неопределенности пред рождением, плавания ребенка во внутриутробных волах матери. Современные представления о реальных переживаниях плода до рождения связываются обычно с теорией С. Грофа, основанной на опытах употребления LSD и холотропном дыхании. Мы не способны утверждать, что они истинны по отношению к реальному человеческому опыту до и во время рождения, и будем пользоваться примером этой фазы всякой человеческой жизни исключительно как метафорой.

Мы не знаем, как именно себя ощущает младенец в утробе матери и, с какими именно взрослыми переживаниями мы могли бы сравнить эти ощущения. Однако взрослый человек способен подобрать к своему актуальному жизненному этапу метафору, связанную с состоянием подвешенности и неопределенности, ожидания и отсутствия всякого чувства времени, чувства совершенной предопределенности, но при этом осознания скоре неизвестности… как будто перед рождением.

Это отсрочка и неизвестность, при этом внутренне глубоко значимая, хотя не всегда ясно осязаемая. Современному западному человеку достаточно сложно свыкнуться с идеей ожидания безо всякого стимулирования процесса. Здесь же тонкость момента состоит в том, что Повешенный не просто ждет (это, например, не ожидание, когда взрастут всходы 5-й гексаграммы «И Цзин») некоего нужного ему момента, а пребывает внутри самой неопределенности, как в непроницаемом пузыре, в отрыве от происходящего вовне. Его личной «включенностью» (и «невключенностью») в реальный мир будто владеет некто извне, божественная сила или сила судьбы, непознаваемая как неизвестное божество. XII аркан часто ассоциируется с посвящением, инициацией, но в той ее части, что соответствует паузе, затишью смерти-в-жизни, предшествующему новому рождению.

Несознательная Жертва

В некоторых и нечастых случаях «Повешенный» может изображаться именно «попавшимся Дураком», Шутом Нулевого аркана. Если подчеркивается эта черта, то смысл карты оказывается в зависимости от несуразной личной воли, приведшей к текущей ситуации, а также в осознанном выборе «несознанки». Так, в «Таро Ведьм» («Tarot of the Witches»), одном из многочисленных вариантов с тем же или похожим названием, повешенным оказывается мальчик-«ботаник», читающий в таком же висящем положении книжку и держащий в другой руке сачок для ловли бабочек. В разных интерпретациях системы Таро указывается, что Повешенный – это Шут, который в этом месте сакрального пути оказался жертвой. В этой колоде Повешенный остался Шутом, самим-в-себе и самим-по-ссбе персонажем, который даже не особенно замечает, что находится в столь непривычном положении. Это продолжение чудаковатого пути Шута, который не преображается даже в Повешенном.

В других колодах Повешенный может выглядеть не то дураком, не то наказанным преступником, что соответствует исторической иконографии карты. Так, в «Алхимическом Таро» мужчина висит на добротно сколоченной виселице (а не на декоративно украшенном столбике, как иные), к нему подбирается по перекладине злонамеренная змея, а из его карманов или из-за пазухи вываливаются звонкие монеты. Возможно, это намек на наказание предателей, но сама карта навевает такой ужас, что виден в ней лишь сильно испуганный человек, теряющий все свои ресурсы и накопления.

Сугубо фатальное, уничижительное, безнадежное состояние «Повешенного» (по сути – страх и отвержение этой идеи) встречается в иных современных колодах. Например, в «Таро Археона», где полуистлевший труп висельника уже облюбован парочкой воронов-падальщиков на фоне багрового неба пожарищ.

Божественная жертва

Повешенный, висящий на перекладине без параллельно стоящих вертикальных столбов, известен по колоде Уэйта. Здесь использована виселица в форме тау-креста, знака жизни и плодородия, что подчеркивается цветущими ветками на перекладине. Уэйт отвергает мысль о «мученичестве, благоразумии и долге» в этой карте, а усматривает «взаимосвязь между Божественным началом и Вселенной в одном из ее аспектов».

В колоде Уэйта молодой человек, привязанный за ногу к перекладине, висит на столбе. Вокруг его головы – нимб святого из 40 лучей (намек на числовое значение буквы мем – 40). Левая нога скрещена с права и согнута в колене, руки завязаны за спиной в полной беспомощности.

В колоде Хайндля повешенным изображен зрелый обнаженный мужчина, висящий вниз головой, однако с раскинутыми над землей руками, а на уровне его груди и живота проходит над всей землей радуга. Это напоминает нам о жертвоприношении начала мира или о значимой божественной жертве. Сотворение, становление мира многих мифологий несет в себе первоначальную жертву: аккадо-шумерский Апсу был убит, и из его тела бог Эа сделал себе чертоги, а затем герой и бог Мардук убил праматерь Тиамат, иначе та уничтожила бы весь мир; греческий Уран был кастрирован, в результате чего Земля отделилась от Неба; скандинавский великан Имир был убит и расчленен богами, которые сделали из его тела небо, землю, горы, море, облака и леса.
Единожды случившимися, но важными для дальнейшего существования мира оказываются добровольные самопожертвования богов: христианский Иисус был принесен в жертву ради своего отца и принес надежду на искупление человечеству, скандинавский Один принес себя в жертву себе же и обрел руны, символические знаки, описывающие все, существующее в мире. Христианский Страшный суд не предполагает божественной жертвы, а скандинавская эсхатология ее описывает: в битве с чудовищами погибают почти все боги пантеона (спасаются лишь «молодые боги», которым не было места при прежнем порядке и которые стали при нем жертвами). Алистер Кроули писал о Повешенном как о космической жертве, созидающей, хранящей и разрушающей вселенную.

В одной из самых таинственных и «темных» колод из встреченных мною, «Таро Вороньей магии» («Crow's Magick Tarot») известной художницы Лонды Маркс, «Повешенный» недвусмысленно оказывается перевернутым (но не сатанинским, а демиургическим!) распятием. При этом из плеч человека (или бога) вырастают крылья, а вселенная предстает сама перевернутой, со смещенными плоскостями черно-белых квадратов и смешанными пространствами, в которых плавают шары планет.

В «Олимпийском Таро» «Повешенный» представлен Дионисом или служителем его культа, подвязанным на подпорках, подобно ветвям винограда рядом с ним. В одной его руке – кубок с вином, в другой – камень, вокруг которого вьются облака (игрушечный Олимп, его смысл и символ).

Искупление и самопожертвование

«Повешенный», как мы помним, вытеснил «Благоразумие». И идея искупления заместила идеал взвешенных поступков. Это одно из значений аркана, однако, в современных (не христианской ориентации) колодах тема вины и искупления выражена обычно не столь ярко. Идея покаяния уступает место своего рода «паузе для контакта с Самостью».

Алистер Кроули, создатель более прогрессивной по сравнению с системой Уэйта традиции Таро, писал о "Повешенном» в связи с темой смены эолов (ЭПОХ) Осириса и нового зона Хора: «Прошедший Эон Осириса имел природу Воздуха, И стихия эта не была антипатична пи Воде, ни Огню; нормой той эпохи было самопожертвование. <…> Впрочем, Вода – стихия Иллюзии; и данный символ можно трактовать как тягостное наследие минувшего Эона: если пронести анатомическую параллель, это – духовный аппендикс. <…>
Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и к современной колоде она – не более чем кенотаф. Она говорит: «Если когда-нибудь опять станет очень плохо, если вновь наступят Темные пека, то вот способ как все исправить». Но если уж возникает нужда в подобном вмешательстве, значит, все и впрямь из рук вон плохо. Свою наиглавнейшую задачу мудрые должны видеть в том, чтобы избавить человечество от непотребства самопожертвования и от напасти целомудрия, веру должно убить уверенностью, а целомудрие – экстазом.

В «Книге Закона» сказано: «Не жалей падших! Я их не знал. Я не для них. Я не утешаю: я ненавижу увещаемого, и утешителя».
Искупление – плохое слово: оно подразумевает некий долг. Каждая звезда богата безгранично, и единственный верный способ обращения с людьми невежественными – нести им знание об их звездном наследстве. А для этого необходимо держаться так, чтобы ладить с животными и детьми: относиться к ним с безусловным уважением и даже, в известном смысле, благоговением» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Кроули делает упор на то, какое участие человечество принимает в этом божественном жертвоприношении, которое создает, сохраняет и разрушает вселенную, и смысл которого меняется с приходом каждого нового эона. Эон Исиды (эпоху архаических земледельческих культур и матриархата в известном понимании) Кроули соотносит со стихией Воды, и Повешенный тогда был ребенком в утробе матери. Эон Осириса, связанный со стихией Воздуха, дал идею самопожертвования, принцип умирающего бога. Наступающий эон Хора он ассоциирует со стихией Огня, которая враждебна стихии Воды, а потому идея самопожертвования ныне вредна по сути. В эоне Хора жертва и искупление связаны, по Кроули, с просвещением, которое несут «просветленные».

[1] Жертвоприношение бога на Мировом Древе мы встречаем в скандинавской мифологии и в христианстве (крест – традиционный символ Древа)

Г. Бедненко "Старшие арканы таро"
 

Gabriela-lizard

старожил
путник
Сообщения
935
Симпатии
547
#9
12. "Повешенный" (из книги О. Телемского)

Во всех колодах Таро центральное изображение двенадцатого аркана одно и то же —
некий юноша, висящий вниз головой. Он может быть повешен на некоем подобии виселицы, на высохшем или цветущем дереве и даже на иероглифе анх (в Таро Кроули). Однако это всегда юноша, и он всегда висит вниз головой.

Исторический смысл этой карты, в сущности, прост: — повешение вниз головой является в Италии традиционной казнью для предателей. В новое время ее удостоился, например, Бенито Муссолини. В самых старых списках козырей Таро (Италия, XV — XVI вв) карта и называется «Предателем» (Traditore). Итак, идея предательства, измены, перехода на сторону врага является самой первой идеей, с которой связывается история этой карты.
Позднее (Начиная с Элифаса Леви, который в «Учении Высшей Магии» (1854 – 1855) замечает: «В вульгарном смысле это предатель Иуда».) эта идея была существенно расширена за счет параллели с Иудой Искариотом, который, как известно из евангельского мифа, повесился, не выдержав своего предательства. В некоторых старинных колодах Таро у Повешенного в руках имеются два завязанных мешочка. В 1898 году французский оккультист Освальд Вирт нарисовал своего Повешенного так, чтобы из этих мешочков высыпались монеты. Двумя годами ранее и, очевидно, независимо от Вирта в книге Рене Фальконнье Повешенный был изображен с монетами, выпадающими прямо из ладоней. Последний образ закрепился в традиции «Египетского Таро». Несомненно, в обоих случаях падающие на землю деньги указывают на тридцать сребренников, которые Иуде больше не нужны.


Первые по-настоящему серьезные изменения в прочтении этой карты начались с колоды Уэйта. В ней Повешенный отличается ореолом святого и абсолютно блаженным, экстатическим лицом. Более того, в отличие от предыдущих колод, персонаж двенадцатого аркана у Уэйта повешен на цветущем дереве. Сразу появляется мысль: быть может, это вовсе не предатель, а аскет, подвижник, мужественно выносящий страдания во имя некой высшей цели?

Смягчение символики этой карты может быть истолковано двояко. С одной стороны, очевидно, что, желая всем понравиться, Уэйт постарался свести к минимуму количество пугающих, неприятных и угнетающих образов. По сравнению с колодами прошлого Таро Уэйта производит впечатление «прилизанного» и местами даже приторного, словно главная его задача — дать утешение вопрошающему и ни в коем случае не испугать. Что и говорить, стратегия эта сработала блестяще, и колода Уэйта стала самой продаваемой в мире.

Однако, быть может, с Уэйтом все не так просто. Изображая повесившегося Иуду с нимбом святого, не намекает ли он нам на важную эзотерическую тайну «предательства Иуды»? На протяжении истории рождались учения, согласно которым именно Иуда был тем самым тайным и любимым учеником Иисуса, который, предавая, исполнил его тайную или явную Волю. Еще Ириней Лионский, обвиняя гностиков, ставил им в главную вину реабилитацию Иуды. Если понимать миф буквально, то действия Иуды выглядят не слишком убедительно — кто захочет, чтобы его считали предателем? Однако миф всегда амбивалентен. Разве в католической литургии не называют грехопадение «счастливой ошибкой», которая позволила Иисусу явить всю мощь искупительного подвига? И разве Церковь не называет крест, это орудие страшной казни, «Древом Жизни»? Так почему же миф о планируемом, «счастливом» предательстве должен быть заклеймен и отброшен?

Изображая Повешенного в сиянии, Уэйт как будто превращает Иуду в тайного брата-близнеца Христа. Иуда оказывается спасителем Спасителя, без него вся мистерия оказалась бы под угрозой, а никто из учеников не смог бы вынести такой тяжести. К этому сюжету раз за разом возвращаются самые проницательные теологи. Вопрос предательства Иуды волновал Максимилиана Волошина, Леонида Андреева, Хорхе Луиса Борхеса и Никоса Казандзакиса, написавшего один из самых гностических романов двадцатого века — «Последнее искушение» (по нему снят знаменитый фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа»). Неужели Уэйт был последовательным гностиком и всерьез переосмыслил в гностическом ключе основные доктрины христианства — грехопадение, предательство Иуды и, наконец, чашу Грааля? Тексты Уэйта как будто исключают эту версию, но карты говорят сами за себя, ведь уэйтовское изображение аркана 12 можно с полным основанием назвать «Иудой во славе».

Миф об Иуде оказывается лакмусовой бумажкой для определения зрелости сознания. В самом деле, всякое ли предательство — зло? Разве не был предателем своих богов и своих соплеменников Авраам, когда сжигал идолы своих отцов? Или Савл, когда перешел на сторону преследуемого еще недавно его единоверцами Иисуса? Или немецкие офицеры, готовившие покушение на Гитлера? Предательство — радикальное отречение от своей принадлежности, нарушение клятвы и переход на другую сторону — само по себе не может быть оценено как безусловное зло, но может быть осмыслено и как зло, и как добро в зависимости от принадлежности того, кто выносит суждение. С этой точки зрения переосмысление мифа о предательстве Иуды может быть важной вехой на пути к более широкому и целостному видению.

Однако вопросы, которые поднимает образ «Иуды во славе», оказались неподъемными для широкого эзотерического дискурса начала двадцатого века, и интерпретации двенадцатого аркана стали развиваться в другом направлении. Иуда оказался забыт.

Основной интерпретацией этого аркана стала идея духовного кризиса «зависания» —
состояния подвешенности «между Небом и Землей». Достигнув всего, что только возможно, в дольнем мире, душа начинает жаждать мира горнего, но еще не знает природы своего желания. Это желание Иного выражается как непонятно откуда взявшаяся тоска, ностальгия по родине, «где не был никогда».
Аркан Повешенный стал соответствовать состоянию
«кризиса середины жизни», когда привычные ценности переворачиваются вверх дном и сознание приходит в ужас от этого переворота. У Бориса Гребенщикова очень много образов, глубоко передающих это состояние, например: «Я иду по льду последней реки, оба берега одинаково далеки, я не помню, как петь, у меня не осталось слов». Или: «И поэтому ты в пустоте, как на старом забытом холсте, не в начале, не в центре и даже не в самом хвосте». Эта пустота Повешенного, конечно, не имеет ничего общего с творящей пустотой (она же полнота) нулевого аркана. Нет, это пустота лиминальной зоны, пограничная реальность, где все старые ценности начинают растворяться и расплываться. Переворот, происходящий в состоянии Повешенного, — это переход из устойчивого режима стихии земли, к которому нас готовили три предыдущих аркана (зов Учителя, поворот Колеса Судьбы и, наконец, открытие сакрального измерения сексуальности, Эрос как конъюнкция) в режим стихии воды — в состояние, когда все цели и ценности оказываются размыты. Самые известные описания этого состояния кризиса мы можем найти в начале таких классических произведений, как «Божественная комедия» Данте и «Фауст» Гете.

Как модифицирует Кроули двенадцатый аркан? Очень неожиданно. Вопреки ожиданиям, он вовсе уходит от идеи «Иуды во славе», возвращая символику к ее первоначальному значению, но на более глубоком уровне. Другими словами, повешенный снова только предатель, причем совершающий худшее из возможных предательств — предательство себя.

Повешенный у Кроули висит не на дереве и не на виселице, а
на анхе — древнеегипетском символе вечной жизни, который также является символом Венеры (см. третий аркан, Императрица). Лицо главного героя не прорисовано, видны только общие контуры, а обнаженное тело кажется лишенным половых признаков. Это совершенно точно не женщина, но и, судя по отсутствию полового органа, не мужчина. Скорей, скопец. Наконец, появляется образ двух змей (змеи жизни и змеи смерти).

Большая часть символов читается достаточно просто.
Безликость указывает нам на отсутствие индивидуальности, «безличность», которая может быть как результатом прохождения режима воды, так и результатом капитуляции перед своей природой. Еще более значимо отсутствие у Повешенного половых признаков. Это прямое указание на отсутствие в этом аркане какой-либо эротической активности. Как пишет Юнг, «невротик ради того, чтобы оставаться ребенком, не может позволить себе полноценное эротическое переживание». Экстремальная форма этого — скопчество. Если мы прочтем скопческие религиозные напевы и гимны, то увидим колоссальный заряд инфантильности и инцестуозной тоски, которую Юнг рассматривает как метафору Воли-к-Небытию.

Таким образом, символика Таро Кроули вскрывает более глубокое измерение двенадцатого аркана. Этот пласт смыслов позволяет совершенно по-новому взглянуть на некоторые психологические процессы, связанные с невротической фиксацией и регрессивной тоской по прошлому.

Прежде всего надо вспомнить, что в системе соответствий двенадцатый аркан связан с
еврейской буквой Мем — одной из трех «материнских» букв, покровительствующей стихии воды. Уже давно трюизмом стало то, что человек на семьдесят процентов состоит из воды и что биологическая жизнь зародилась в море.

Кроули, однако, откровенно недолюбливал воду. Например, в «Книге Тота» он пишет: «Вода — элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Эона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит. Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату». На первый взгляд, очень странно называть «духовным аппендицитом» стихию, из которой человек в основном состоит и без которой он не проживет и трех дней. Очевидно, что речь идет о какой-то особой, иной «воде»... Далее в «Книге Тота» Кроули соотносит изображенного героя с «ребенком мужского пола», который должен быть принесен в жертву. Если эти идеи понять буквально, недалеко и до каннибализма, однако несложно догадаться, что все гораздо тоньше.

В другой работе, «Магия в теории и на практике», Кроули упоминает о том, что Парсифаль подвергался искушению Кундри как Великой Матери. Таким образом, становится понятно, что под «водой» Кроули имел в виду силы Великой Матери в ее противостоянии героическому Эго.

Обратившись к мифологии, мы можем увидеть, что практически везде первое испытание, которое должен пройти герой, — это
разрыв со своим домом, и прежде всего с матерью. Этот разрыв часто сопряжен с рядом сложностей, а порой он и вовсе не происходит. Матери делают все, чтобы помешать сыновьям уйти. Мать Парсифаля нарядила его в шутовские одежды и дала ему ряд нелепых советов, чтобы он не стал рыцарем; когда Одиссей пришел за Ахиллом, он был одет в женские одежды и пел женские песни. Кстати, мать Ахилла Фетида, получив доступ к водам бессмертия, бессознательно оставила сына уязвимым: она держала Ахилла за пятку, которая осталась не омытой живой водой. Думаю, словосочетание «ахиллесова пята» знакомо всем. Ахиллесова пята — это та точка, через которую герой связан со своей матерью и смотрит назад.

На карте Таро Кроули Повешенный висит именно
на змее, которая вцепилась ему в пятку. Это совпадение с универсальным мифологическим сюжетом не может быть случайным, поскольку сам по себе сюжет повторяет себя в различных мифах. Пятка — уязвимая точка не только для Ахилла. Например, согласно египетскому мифу, Исида вылепила из слюны бога Ра змею и положила ее на его пути. Когда Ра подошел, змея укусила его за пятку. Только узнав тайное имя Ра, (пятый аркан, подлинная идентичность), Исида вылечила его от яда, которым сама же и отравила. Проклятие Евы в «Книге Бытия» заключается, в частности, в том, что змей будет жалить ее семя в пяту (См. Быт. 3:15.). Но самым важным в этом мифологическом ряду является то, что пятка — это точка, в которой Ахилл остается связан с матерью.

Повешенный висит
на змее, которая как будто высасывает из него все соки через пятку. Более того, змея обвилась вокруг анха — символа Венеры-Императрицы, Великой Матери. То есть наш персонаж остается привязан к матери, словно пуповиной.

Интересно, что мифы о повешенных, привязанных и прикованных богах встречаются в самых разных культурах. Иисус, прибитый к Кресту. Один, пригвожденный к древу Иггдрасиль. Прометей, прикованный Зевсом к скале. Возникает вопрос, почему мотив повешения оказывается столь устойчив. Карл Юнг предполагает, что это имеет символическое значение — копье Одина, гвозди Иисуса и оковы Прометея символизируют пуповину, связывающую дитя с материнским бессознательным. Не случайно в одной из работ Юнг приводит сновидение невротического молодого человека, бессознательно связанного с матерью, в котором змея впивается ему в пятку. Такого рода параллелизм явно не случаен и указывает на один и тот же символический ряд, связанный
с властью материнского бессознательного.

Таким образом,
Повешенный — это ребенок с необрезанной пуповиной, Puer Eternus (Вечное Дитя), Питер Пэн, парящий в небе и боящийся спуститься на землю. Он — не мужчина и не женщина, но именно дитя, отказавшееся от роста и цепляющееся за материнскую юбку. Повешенный — прямая противоположность Вожделения; его скопчество (или псевдогермафродитизм) указывает на невозможность полноценного сексуального переживания, поскольку такой опыт моментально оторвет его от матери.

Регрессия сознания в материнский хаос в мифах символизирует сюжет пожирания героя чудовищем. Герой оказывается поглощен, и только оказавшись глубоко внутри способен, разведя огонь (то есть дав волю страсти, отказавшись от скопческо-аскетической позиции вечного сына-любовника), уничтожить это чудовище.

Символом отказа от сознания и стремления назад является
Эдипов комплекс, столь поверхностно истолковываемый большинством психоаналитических школ. В реальности влечение к инцесту есть лишь метафора глубинного стремления к отказу от сознания и индивидуальности. Карл Юнг утверждает, что «в первооснове кровосмесительных вожделений лежит не влечение к половому акту, а своеобразное стремление стать дитятей, возвратиться под родительскую защиту, вновь очутиться в материнской утробе». Юнг уточняет свое утверждение, заявляя: «Изначально злое в человеке стремится возвратиться в лоно матери, и хитрость, придуманная Сетом, есть не что иное, как кровосмесительное желание возвращения назад».

Стремление назад — запретно. Самое большое искушение, самый большой ужас «падения назад» разворачивается в восемнадцатом аркане, «последнем искушении» посвященного, который, как Орфей или Гильгамеш, в последний миг упускает свою удачу. Но и здесь искушение не слабее.
Инфантильно-инцестуозное цепляние за старую идентичность, старую роль, старые связи, которые давно отжили свое, — этот материал, с которым вынужден иметь дело каждый практикующий психолог, всегда скрывает в себе проблемы двенадцатого и восемнадцатого арканов.

Следующий фрагмент из книги Э. Нойманна «Происхождение и развитие сознания» достаточно хорошо иллюстрирует природу взаимодействия Великой и Ужасной Матери и Сына-Любовника, привязанного к ней пуповиной змеи:
Ужасная Мать уничтожает небесную часть, которая и делает его героем. Тогда он остается во тьме, в плену. Он не только оказывается прочно приросшим к скалам подземного мира, как Тесей, или прикованным к утесу, как Прометей, или пригвожденным к кресту, как Христос, но мир остается без героя, и, как говорит в своей драме Эрнст Барлах, рождается «мертвый день»…


Основная тема произведения —
материнское сопротивление росту и развитию сына. Он всегда жил с ней, но теперь грозится уйти. Эта мифическая мать зачала своего сына от бога Солнца, который уходя, сказал, что вернется, когда мальчик станет мужчиной, и посмотрит, как хорошо она воспитала его. Затем мы встречаемся со слепым отцом, мужем нашей Великой Матери: он понимает, что сын является героем, сыном Бога, и с помощью духа семьи своей жены пытается сделать так, чтобы неизбежность судьбы героя стала очевидной и для нее, и для мальчика.
Этот семейный дух видит только божественный взор сына. Дух говорит сыну: «Ходят слухи, что в доме твоей матери есть взрослый ребенок» — и добавляет: «Мужчины рождаются от мужчин». Но мать заставляет его замолчать. Слова «достаточно матери, слишком мало отца» и «мужчина родня отцу, а кормилица, что говорит ему об отце, дает ему больше пищи, чем мать, которая молчит» так же ненавистны ей, как и заявление мужа о том, что их сын — герой. Тогда слепой, земной отец говорит: «Возможно, он так же прочно прикован к миру, как птенец, вылупившийся из яйца. Своим взором он живет в другом мире, который нуждается в нем». И далее: «Сыновья богов — не маменькины сынки». На это мать отвечает: «Мой сын не герой, мне не нужен сын-герой». И кричит: «То, что хорошо для мира, для матери — смерть!» Но сыну приснилось, что ему явился его отец как «мужчина с солнцем вместо головы», и в этом сне он скакал на солнечном коне будущего, полученном от отца. Этого коня зовут Херзорн, у него «ветер во чреве», он «затмевает солнце». Он уже стоит в конюшне и радует сердце мальчика. Невидимый конфликт сосредоточивается вокруг наличия или отсутствия этого коня.

Затем слепой отец пытается объяснить сыну мир. Он говорит ему об образах будущего, которые могут и должны выйти из ночи, и что герой должен пробудить их ото сна, чтобы мир стал лучше. Он говорит об истине, о солнце, «что было, есть и будет», пытаясь воспитать сына, хотя тот не является его собственным. Но на все это мать бесстрастно отвечает: «Будущее сына — это прошлое матери», — и: «Герой сначала должен похоронить свою мать». Сын начинает понимать, что: «наверное, наша жизнь — также и жизнь богов», — но мать не дает ему права на собственное будущее, боясь, что сын, повзрослев, уйдет от нее. Однажды ночью она тайно убивает солнечного коня и этим убийством разрушает будущее как своего сына, так и мира. Теперь приходит «мертвый день» или как с осознаваемой иронией говорит мать: «Просто маленький мальчик, рожденный ночью, новорожденное создание без света или сознания». В отчаянии сын кричит: «Но никто же не может быть кем-то еще, больше никто не может быть тем, кем являюсь я — никто, кроме меня!» Но мать дает ему пощечину и говорит, что он должен оставаться сыном своей матери и не должен иметь Эго…
Мать убила его коня и таким образом кастрировала своего сына. Наступил мертвый день, день без солнца.


Повешенный связан с низшей Луной восемнадцатого аркана, в своем обычном состоянии он — лишь продолжение Ужасной Матери, полностью лишенное сексуальной (скопчество) и творческой силы. Драма, которая разыгрывается здесь, чем-то схожа с драмой шестого аркана, однако есть качественное отличие — в шестом аркане субъект делает выбор между двумя женщинами, символизирующими два пути. В Повешенном же субъект поставлен в такие условия, что
«выбор без выбора» касается всего его существа. Чтобы совершить свой выбор, он должен отказаться от того, что считает собой, то есть это не внешнее искушение, но что-то гораздо более тяжелое.

Вот почему Кроули здесь обращается к символике
«жертвоприношения ребенка». О необходимости «пожертвовать ребенка мужского пола» Кроули пишет и в «Магии в теории и на практике», и как раз в двенадцатой главе. Метафора «жертвоприношения ребенка» указывает на безусловное принесение в жертву своей инфантильной идентичности, которая и удерживается в плену Великой Матери. Это и есть позитивное измерение аркана 12: где болезнь, там и лекарство. Лекарство — жертвоприношение ребенка, то есть жертвоприношение «детской идентичности», идентичности «без лица и пола». Согласие на отказ от этой идентичности позволяет совершить радикальный переход.

Такой переход имел в виду Иисус, когда говорил: кто душу свою пожертвует, тот спасает ее. Любая привязанность, зависимость, желание остаться тем же, кем был, означает в Повешенном поражение. Страшная тайна двенадцатого аркана состоит в том, что Повешенный перестанет быть Повешенным только тогда, когда примет смерть, то есть порвет свою змею-пуповину и низвергнется в пространство инициатической змеи смерти, изображенной в нижней части карты.

Однако не следует рассматривать двенадцатый аркан как полностью деструктивный. Как уже было сказано, «где болезнь, там и решение», и это решение предлагает сама карта. Жертвоприношение инфантильного Эго — лишь одна из возможных моделей интерпретации, другая же связана с регрессией. Как правило, регрессия рассматривается как негативный процесс, капитуляции сознания, однако в ряде случаев эта капитуляция — обязательный этап перед трансформацией.

Еще архетип Повешенного может быть связан
с архетипической идеей крещения как символического возвращения в утробу матери, регрессии к изначальным водам с целью нового рождения. В Евангелиях в связи с этим крайне интересен диалог Христа и Никодима о духовном крещении — Никодим пытается понять буквально то, что следует понимать метафорически.

Новый Эон также сохраняет
формулу крещения, однако серьезно переосмысливает ее. Формула крещения, которая применяется в традиции Телемы, звучит так: «Это мир горьких вод Мем, что станут сладкими». Сладкими горькие воды делает сам адепт, отказываясь от привилегии автономного бытия и спускаясь на дно хаоса. Именно здесь начинается переход от второго мужества к третьему — то есть от состояния «мужества быть», состояния сильного, разумного, волевого индивида, к состоянию «мужества принять приятие».

Последний вид мужества с трудом поддается определению, поскольку он практически полностью парадоксален. Как определить состояние благодати при одновременном осознании невозможности этой благодати? Как определить правоту «хлопка одной ладони» и «пересекающихся параллельных прямых»? Наконец, как осмыслить страшную последнюю тайну взаимной зависимости друг от друга Бога и Человека, выраженную в формуле «человек и Бог — близнецы-братья»? Концепция «Бога-спасителя» понятна и привычна, но третий уровень мужества подразумевает другую идею —
человека как спасителя Бога. В полной мере это состояние открывается в трех последних арканах, однако путь к нему начинается именно с Повешенного.

В «Красной Книге» у Юнга состояние Повешенного прекрасно передано сценой убийства героя. В видении Юнг встретил прекрасного солнечного героя Зигфрида; он был опьянен и восхищен красотой этого героя, но знал: неумолимая логика мифа — в том, что именно он должен убить это совершенство. И он убивает его. В результате этого убийства на землю падает дождь (воды Мем).

Образ Зигфрида — это образ героического Эго. Позиция героя, оправданная в пятом, шестом и седьмом арканах, потом становится опасной и разрушительной и здесь должна быть сокрушена окончательно. Пока индивид привязан к образу своего героического прошлого — «мужества быть собой», — он остается скорее пародией на самого себя, гротескной и нелепой пародией. Единственное решение, которое может принести спасение, — это смерть. Неважно, что речь идет о «всего лишь» (кто бы знал, какова цена этого «всего лишь»?) психологической и символической смерти. Важно одно — необходимость отцепиться от анха, Императрицы, вечной жизни, которая превратилась в вечную иллюзию. И упасть навстречу змее смерти. Вот почему за арканом Повешенный следует аркан Смерть.

Олег Телемский "Таро для всех и для никого" castalia.ru